Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Книга вторая. 1. Так как мы ставим своей задачей исследование человеческого общения в наиболее совершенной его форме





I.

1. Так как мы ставим своей задачей исследование человеческого общения в наиболее совершенной его форме, дающей людям полную возможность

жить согласно их стремлениям, то надлежит рас­смотреть и те из существующих государственных устройств, которыми, с одной стороны, пользуются некоторые государства, признаваемые благоустро-

:,(енными, и которые, с другой стороны, проектирова-.|._ лись некоторыми писателями и кажутся хорошими. ", Таким образом мы будем в состоянии открыть, что можно усмотреть в них правильного и полезного, а вместе с тем доказать, что наше намерение отыс­кать такой государственный строй, который отли­чался бы от существующих, объясняется нежелани­ем мудрствовать во что бы то ни стало, но тем, что эти существующие ныне устройства не удовлетворя­ют своему назначению.

2. Начать следует прежде всего с установления того принципа, который служит точкой отправле­ния при настоящем рассуждении, а именно: неиз­бежно, чтобы все граждане принимали участие либо

; во всем касающемся жизни государства, либо ни в чем, либо в одних делах принимали участие, в дру­гих— нет. Чтобы граждане не принимали участия ни в чем, это, очевидно, невозможно, так как госу­дарство представляет собой некое общение, а следо­вательно, прежде нсего является необходимость за­нимать сообща определенное место; ведь место, за­нимаемое одним государством, представляет собой Определенное единство, а граждане являются общ-никами (koin6noi) одного государства. Но в каком

.,объеме можно допустить для граждан приобщение к государственной жизни? <...>

' П.

1. Вслед за тем надлежит рассмотреть вопрос

, о собственности. Как она должна быть организована

• утех, кто стремится иметь наилучшее государсгвен-

, ное устройство, — должна ли собственность быть

общей или не общей? Этот вопрос можно, пожалуй,

рассматривать и не в связи с законоположениями,

касающимися детей и жен. Имею в виду следующее:

если даже дети и жены, как это у всех принято те­перь, должны принадлежать отдельным лицам, то будет ли лучше, если собственность и пользование ею будут общими... Например, чтобы земельные уча­стки были в частном владении, пользование же пло­дами земли было бы общегосударственным, как это и наблюдается у некоторых варварских племен. Или, наоборот, пусть земля будет общей и обрабатывает­ся сообща, плоды же ее пусть распределяются для частного пользования (говорят, таким образом со­обща владеют землей некоторые из варваров). Или, наконец, и земельные участки, и получаемые с них плоды должны быть общими?

2. Если бы обработка земли поручалась особым людям, то все дело можно было поставить иначе и решить легче; по ран сами земледельцы трудятся для самих себя, то и решение вопросов, связанных с собственностью, прсдстьтлнет значительно боль­шие затруднения. 'Гак как равенства в работе и в по­лучаемых от нее результатах провести нельзя — на­оборот, отношения здесь неравные, — то неизбежно вызывают нарекания те, кто много пожинает или много получает, хотя и мало трудится, у тех, кто меньше получает, а работает больше.

3. Вообще нелегко жить вместе и принимать об­щее участие во всем, что касается человеческих взаи­моотношений, а в данном случае особенно. Обратим внимание на компании совместно путешествующих, где почти большинство участников не сходятся между собой в обыденных мелочах и из-за них ссорятся друг с другом. И из прислуги у нас более всего бывает пре­пирательств с тем, кем мы пользуемся для повседнев­ных услуг. Такие и подобные им затруднения пред­ставляет общность собственности.

4. Немалые преимущества имеет поэтому тот способ пользования собственностью, освященный обычаями и упорядоченный правильными законами, который принят теперь: он совмещает в себе хоро­шие стороны обоих способов, которые я имею в ви­ду, именно общей собственности и собственности частной. Собственность должна быть общей только

• относительном смысле, а вообще — частной. Ведь Когда эабт'а о ней будет поделена между разными людьми,среди них исчезнут взаимные нарекания; наоборот, получится большая выгода, поскольку каждый будет с усердием относиться к тому, что ему прш 1адлежит, благодаря же добродетели в использо-nai 1ии собственности получится согласно пословице «У друзей все общее».

5- И в настоящее время в некоторых государст-пах существуют начала такого порядка, указываю­щие i гл то, что он в основе своей не является невоз­можным; особенно в государствах, хорошо органи­зованных, он отчасти осуществлен, отчасти мог бы быть проведен: имея частную собственность, чело­век в одних случаях дает пользоваться ею своим друзьям, в других — представляет ее в общее поль-эошамис. Так, например, в Лакедемоне каждый поль­зуется рабами другого, как своими собственными, точно так же конями и собаками и в случае нужды • съестных припасах — продуктами на полях госу­дарства. Таким образом, очевидно, лучше, чтобы собственность была частной, а пользование ею — Общим. Подготовить же к этому граждан — дело за­конодателя.

6, Помимо II' < то прочего, трудно выразить слова­ми, сколько ш< каждении и сознании того, что нечто принадлежит i«)с, ведь свойственное каждому чув­ство любии к самому себе не случайно, но внедрено и нас самой природой. Правда, эгоизм справедливо порицается, но он заключается не в любви к самому себе, а в большей, чем должно, степени этой любви; то же приложимо и к корыстолюбию; тому и другому чувству подвержены, так сказать, все люди. С другой стороны, как приятно оказывать услуги и помощь друзьям, знакомым или товарищам!

7. Это возможно, однако, лишь при условии суще­ствования частной собственности. Наоборот, утех, кто стремится сделать государство чем-то слишком единым, этого не бывает, не говоря уже о том, что в таком случае, очевидно, уничтожается возмож­ность проявления на деле двух добродетелей: цело-

Н

мудрия по отношению к женскому полу (ведь пре­красное дело — воздержа! i ие от чужой жены из цело­мудрия) и благородной щедрости по отношению к сноси собственности; при общности имущества для благородной щедрости, очевидно, не будет места, и никто не будет в состоянии проявить ее на деле, так как щедрость сказывается именно при возможности распоряжаться своим добром.

8. Рассмотренное нами законодательство может показаться благовидным и основанным на челове­колюбии. Познакомившийся с ним радостно ухва­тится за него, думая, что при таком законодательстве наступит у всех достойная удивления любовь ко всем, в особенности когда кто-либо станет изобли­чать то зло, какое существует в современных госу­дарствах из-за отсутствия в них общности имущест­ва: я имею в ииду процессы по взысканию долгов, су­дебные дела по обвинению в лжесвидетельствах, лесть перед богатыми.

9- Но все это происходит не из-за отсутствия общности имущества, а вследствие нравственной испорченности людей, так как мы видим, что и те, которые чем-либо владеют и пользуются сообща, ссорятся друг с другом гораздо больше тех, которые имеют частную собственность; нам представляется, однако, что число тех, кто ведет тяжбы из-за совме-еп гого владения имуществом, невелико в сравнении с той массой людей, которые владеют частной соб­ственностью, ("верх того, справедливость требует указать не только на то, какие отрицательные сторо­ны исчезнут, если собственность будет общей, но и на то, какие положительные свойства будут при этом уничтожены: на наш взгляд, само существование окажется совершенно невозможным. Коренную ошибку проекта Сократа должно усматривать в не­правильности его основной предпосылки. Дело в том, что следует требовать относительного, а не аб­солютного единства как семьи, так и государства. Ес­ли это единство зайдет слишком далеко, то и само государство будет уничтожено; если даже этого и не случится, все-таки государство на пути к своему







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 509. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия