Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

М " ' «««. ч





Случается видеть, что некоторые звезды отстают от некоторых других; это бывает или потому, что они хотя обходят (описывают) тот же самый круг, но двигаются медленнее; или потому, что они [в дей­ствительности] двигаются в противоположном на­правлении, хотя и увлекаются обратно тем же самым вихрем; или же потому, что они хотя несутся по кругу тем же вихрем, но вращаются — одни по большему пространству, другие — по меньшему. Но давать одно объяснение этим явлениям — это прилично только тем, кто хочет морочить толпу.

То, что называется падающими звездами, может происходить отчасти вследствие трения их между собой и выпадении [обломкои] там, где бывает выду­вание их нгфом, как мы гоиорим относительно мол­нии, или что происходит вследствие соединения атпм< in, < not <>f>iиjx производить огонь, когда бывает скопление родственной материи, пригодной для со­вершения этого, и вследствие движс! 1ия их в том на­правлении, куда сначала, при скоплении их, бывает направлен толчок; или это происходит вследствие стсче! шя ветра в некоторых тумановидных уплотне­ниях и воспламенения его благодаря круговраще­нию, причем он затем прорывается из своего окру­жения в несется в то место, к которому бывает на­правлен толчок. Есть также и другие способы для совершения этого, свободные от мифических объ­яснений.

Приметы [предсказания] погоды по некоторым животным основаны на случайном совпадении об­стоятельств. Ведь животные не могут оказывать ни­какого принуждения на то, чтобы окончилась зима, и не сидит никакая божественная природа, которая следила бы за выходом этих животных и потом при­водила бы в исполнение эти приметы. Ведь такая глупость не могла бы напасть ни на одно живое су­щество, если только оно обладает хоть каким-ни­будь развитием, не говоря уже о существе, обладаю­щем полным блаженством.

Все это запомни, Пифокл: благодаря этому во многих случаях ты избегнешь мифической болтов-

ни и будешь в состоянии понимать вещи, однород­ные с этими. Но больше всего предайся изучению начал, бесконечности и родственных с этим пред­метов, а также орудий суждения (критериев) и внут­ренних чувств и цели, ради которой мы ведем эти рассуждения. Тщательное изучение этого даст тебе легко возможность понимать причины частностей. А кто не предается с возможно большей любовью этим предметам, те не могут ни их самих хорошо понять, ни усвоить себе цели, ради которой следует изучать это.

«ЭПИКУР ПРИВЕТСТВУЕТ МЕНЕКЕЯ»

Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься фи­лософией: ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души. Кто говорит, что еще не наступило или прошло время для занятия фи­лософией, тот похож на того, кто говорит, что для счастья или еще нет, или уже нет времени. Поэтому и юноше и старцу следует заниматься философией: первому — для того, чтобы, старея, быть молоду бла­гами «следствие благородного воспоминания о про­шедшем, а второму — для того, чтобы быть одновре­менно и молодым и старым вследствие отсутствия страха перед будущим. Поэтому следует размышлять о том, что создает счастье, если действительно, когда оно есть, у нас все есть, а когда его нет, мы все делаем, чтобы его иметь.

Что я тебе постоянно советовал, это делай и об этом размышляй, имея в виду, что это основные принципы прекрасной жизни. Во-первых, верь, что Бог — существо бессмертное и блаженное, согласно начертанному в уме человека общему представле­нию о Боге, и не приписывай ему ничего чуждого его бессмертию или несогласного с его блаженством; но представляй себе о Боге все, что может сохранять его блаженство, соединенное с бессмертием. Да, боги существуют: познание их — факт очевидный. Но они

не таковы, какими их представляет себе толпа, пото­му что толпа не сохраняет о них постоянно своего представления. Нечестив не тот, кто устраняет богов толпы, но тот, кто применяет к богам представления толпы, ибо высказывания толпы о богах являются не естественными понятиями, но лживыми домысла­ми, согласно которым дурным людям боги посыла­ют величайший вред, а хорошим — пользу. Именно люди, все время близко соприкасаясь со своими соб­ственными добродетелями, к подобным себе отно­сятся хорошо, а на все, что не таково, смотрят, как на чуждое.

Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам никакого отношения. Ведь все хорошее и дурное за­ключается «ощущении, и смерть есть лишение ощу­щении III» пому иранилыюс [шалиетого, что смерть нг имеет н iим никакого oi ношения, делает смерт­ность жшпи усладительной, не потому, чтобы оно прибавляло к ней Пограничное количество време­ни, но потому, что отнимает жажду бессмертия. И действительно, нет ничего страшного в жизни то­му, кто всем сердцем постиг (вполне убежден), что в не-жизни нет ничего страшного. Таким образом, глуп тот, кто говорит, что он боится смерти не пото­му, что она причинит страдание, когда придет, но по­тому, что она причиняет страдания тем, что придет: ведь если что не тревожит присутствия, то напрасно печалиться, когда оно только еще ожидается. Таким образом, самое страшное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения, так как, когда мы сущест­вуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем. Таким обра­зом, смерть не имеет отношения ни к живущим, ни к умершим, так как для одних она не существует, а другие уже не существуют.

Люди толпы то избегают смерти, как величайше­го из зол, то жаждут ее, как отдохновения от зол жиз­ни. А мудрец не уклоняется от жизни, но и не боится не-жизни, потому что жизнь ему не мешает, а не­жизнь не представляется каким-нибудь злом. Как пи­щу он выбирает вовсе не более обильную, но самую

приятную, так и временем он наслаждается не са­мым долгим, но самым приятным.

Кто советует юноше прекрасно жить, а старцу прекрасно кончить жизнь, тот глуп — не только вследствие привлекательности жизни, но также и по­тому, что забота о прекрасной жизни есть та же са­мая, что и забота о прекрасной смерти. Но еще хуже тот, кто говорит, что хорошо не родиться, «а родив­шись, как можно скорее пройти врата Аида». Если он говорит так по убеждению, то почему не уходит из жизни? Ведь это в его власти, если это было действи­тельно им твердо решено. А если в шутку, то напрас­но он говорит это среди людей, не принимающих его мнения.

Надо помнить, что будущее — не наше, но, с другой стороны, и не вполне не наше, — для того, чтобы мы не ждали непременно, что оно насту­пит, но и не теряли надежды, будто оно вовсе не на­ступит.

Надо принять во внимание, что желания бывают одни естественные, другие — пустые (вздорные) и из числа естественных одни — необходимые, а дру­гие — только естественные, а из числа необходимых одни — необходимы для счастья, другие — для спо­койствия тела, третьи — для самой жизни. Свобод­ное от ошибок рассмотрение этих фактов при вся­ком выборе и избегании может содействовать здо­ровью тела и безмятежности души, так как это есть цель счастливой жизни; ведь ради этого мы все дела­ем, — именно чтобы не иметь ни страданий, ни тре­вог. А раз это с нами случилось (нам досталось, про­изошло), всякая буря души рассеивается, так как жи­вому существу нет надобности идти к чему-то как к недостающему и искать чего-то другого, от чего благо души и тела достигнет полноты. Да, мы имеем надобность в удовольствии тогда, когда страдаем от отсутствия удовольствия; а когда не страдаем, то уже не нуждаемся в удовольствии. Поэтому-то мы и на­зываем удовольствие началом и концом (альфой и омегой) счастливой жизни. Его мы познали как первое благо, прирожденное нам; с него начинаем

мы всякий выбор и избегание; к нему возвращаемся мы, судя внутренним чувством, как мерилом, о вся­ком благе.

Так как удовольствие есть первое и прирожден­ное нам благо, то поэтому мы выбираем не всякое удовольствие, но иногда мы обходим многие удо­вольствия, когда за ними следует для нас большая неприятность; также мы считаем многие страдания лучше удовольствия, когда приходит для нас боль­шее удовольствие, после того как мы вытерпим стра­дания в течение долгого времени. Таким образом, всякое удовольствие, по естественному родству с на­ми, есть благо, но не всякое удовольствие следует вы­бирать, равно как и страдание всякое есть зло, но не всякого страдания следует избегать. Но должно обо всем этом судить но соразмерению и по рассмотре­нию полезного и неполезного: исдь в некоторых случаях мы смотрим на благо как па плои обратно — на зло как i ia благо.

Да и довольство своим (умеренность) мы считаем великим благом не затем, чтобы всегда пользоваться немногим, но затем, чтобы, если у нас не будет много­го, пользоваться (довольствоваться) немногим, в пол­ном убеждении, что с наибольшим удовольствием на­слаждаются роскошью те, которые наименее в ней нуждаются, и что все естественное легко добывается, а пустое, [т. е. излишнее], трудно добывается. Простые блюда (кушанья) доставляют такое же удовольствие, как и дорогой стол (пища), когда все страдание от не­достатка устранено. Хлеб и вода доставляют величай­шее (высшее) удовольствие, когда человек подносит их к устам, чувствуя потребность. Таким образом, привычка к простой, недорогой пище способствует улучшению здоровья, делает человека деятельным по отношению к насущным потребностям жизни, при­водит нас в лучшее расположение духа, когда мы по­сле долгого промежутка получаем доступ к предме­там роскоши, и делает нас неустрашимыми пред слу­чайностью.

Итак, когда мы говорим, что удовольствие есть ко­нечная цель, то мы разумеем не удовольствия распут-

ников и не удовольствия, заключающиеся в чувствен­ном наслаждении, как думают некоторые, не знаю­щие, или не соглашающиеся, или неправильно пони­мающие, но мы разумеем свободу от телесных страда­ний и от душевных тревог. Нет, не попойки и кутежи непрерывные, не наслаждения мальчиками и женщи­нами, не наслаждения рыбою и всеми прочими яства­ми, которые доставляет роскошный стол, рождают приятную жизнь, i ю трезвое рассуждс! ше, исследую­щее причины всякого выбора и избегания и изгоняю­щее (лживые) mi 1сния, от которых душу объемлет ве­личайшее смятение (которые производят в душе вели­чайшее смятение).

Начало всего этого и величайшее благо есть бла­горазумие. Поэтому благоразумие дороже даже фи­лософии. От благоразумия произошли все осталь­ные добродетели; оно учит, что нельзя жить прият­но, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и спра­ведливо, не живя приятно. Ведь все добродетели по природе соединены с жизнью приятной, и приятная жизнь от них неотделима. В самом деле, кто, по твое­му мнению, выше человека, о богах мыслящего бла­гочестиво, к смерти относящегося всегда неустра­шимо (от праха перед смертью свободного), путем размышления постигшего (уяснившего себе) конеч­ную цель природы, понимающего, что высшее благо легко исполнимо и достижимо, а высшее зло связа­но с кратковременным страданием, смеющегося над судьбой, которую некоторые вводят как владычицу всего? Он, напротив, говорит, что одни события происходят в силу необходимости, другие — по слу­чаю, а иные зависят от нас, так как необходимость не подлежит ответственности, а случай непостоя­нен, как он видит, но то, что зависит от нас, не под­чинено никакому господину, и за этим следует как порицание, так и противоположное ему. В самом де­ле, лучше было бы следовать, мифу о богах, чем быть рабом судьбы физиков (естествоиспытателей); миф дает намек на надежду умилостивления богов по­средством почитания их, а судьба заключает в себе

неумолимую необходимость. Что касается случая, то мудрец не признает его ни Богом, как думают лю­ди толпы, — потому что Богом ничто не делается беспорядочно, — ни причиной всего, хотя и шат­кой, — потому что он не думает, что случай дает лю-; дям добро или зло для счастливой жизни, но что он доставляет начала великих благ или зол. Поэтому мудрец полагает, что лучше с разумом быть несчаст^ ным, чем без разума быть счастливым. И действитель-» но, в практической жизни лучше, чтобы что-нибудь хорошо выбранное потерпело неудачу, чем чтобы что-нибудь дурно выбранное получило успех благо­даря случаю.

Так вот, обдумывай это и тому подобное сам с со­бою, Д1 icm и ночью и с подоб! 1ым тебе человеком, и ты никогда, ни панну, ни во тс, не придешь в смятение, л будешь жить, кик Бог среди людей. Да, совершенно непохож на смертное существо человек, живущий среди бессмертных благ!

«ГЛАВНЫЕ МЫСЛИ»

1. Блаженное и бессмертное [существо] и само не имеет хлопот (беспокойств) и другому не при­чиняет их, так что оно не одержимо ни гневом, ни благоволением; все подобное находится в немощ­ном.

2. Смерть не имеет никакого отношения к нам; ибо то, что разложилось, не чувствует, а то, что не чув­ствует, не имеет никакого отношения к нам.

3- Предел величины удовольствий есть устране­ние всякого страдания. А где есть удовольствие, там, пока оно есть, нет страдания, или печали, или того и другого вместе.

4. Не долго продолжается непрерывно страдание в плоти; но в высшей степени оно бывает в течение очень короткого времени, а в степени, только превы­шающей удовольствие в плоти, оно бывает не много дней. А долговременные немощи (болезни) имеют больше удовольствия, чем страдания.

5- Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравстч венно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить ра-г зумно, нравственно и справедливо, не живя приятно; А у кого этого нет, тот не живет разумно, нравствен-! но и справедливо; а у кого нет последнего, тому нель­зя жить приятно.

6. Для того чтобы жить в безопасности от людей, существует благо, согласное с природой, и посред­ством таких благ человек может себе это достав­лять.

7. 11екоторыс хотят сдслат!1ся славными и быть на виду у людей, думая, что таким способом приобретут безопасность от людей. Таким образом, если жизнь таких людей безопасна, то они достигли естественно­го блага; а если она не безопасна, то они не имеют то­го, к чему стремились сначала, следуя голосу при­роды.

8. Никакое удовольствие не есть зло само по себе; но средства, производящие некоторые удовольствия, приносят беспокойства, во много раз превышающие удовольствия.

9- Если бы всякое удовольствие сгущалось (ста­новилось интенсивнее) и с течением времени охва­тывало весь организм (все собрание атомов орга­низма) или главнейшие части человеческой приро­ды, то удонольстния никогда не отличались бы одно т1 другого.

/ О. Если бы то, что производит удовольствия рас­путников, рассеивало страхи ума относительно не­бесных явлений, смерти и ее страданий, а также на­учало бы пределу страстей и страданий, то мы никог­да не имели бы причины порицать их, так как они отовсюду наполняли бы себя удовольствиями и ни­откуда не имели бы ни страдания, ни печали, что и есть зло.

/ /. Если бы нас нисколько не беспокоили подо­зрения относительно небесных явлений и подозре­ния о смерти, что она имеет к нам какое-то отноше­ние, а также непонимание границ страданий и стра­стей, то мы не имели бы надобности в изучении природы. -«МШД- *-№. --лузо

12. Нельзя разрушать страх относительно са­мых важных вещей, не зная природы вселенной, но подозревая истину в чем-нибудь из того, что рассказывается в мифах. Поэтому нельзя без изуче­ния природы получать удовольствия без примеси страха.

13- Нет никакой пользы готовить себе безопас­ность по отношению к людям, если есть подозрения (опасения) относительно того, что в вышине, под зем­лей и в бесконечности вообще.

14- Хотя безопасность от людей достигается до некоторой степени благодаря некоторой силе, удаляющей [беспокоящих людей], и благосостоя­нию (богатству), но самой настоящей бывает безо­пасность благодаря тихой жизни и удалению от толпы.

15- Гюгатство, требуемое природой, ограничено и легко добывается; а богатстио, требуемое пустыми (вздорными) мыслями (мечтами), простирается до бесконечности.

16. Случай мало (в редких случаях) мешает мудре­цу (вторгается в жизнь мудреца); самые большие и са­мые важные дела устроил разум, и во все время его жизни он устраивает их и будет устраивать.

17- Справедливый в высшей степени свободен от тревоги, а несправедливый полон очень сильной тревоги.

18. Не увеличивается удовольствие в плоти, когда устранено страдание, происходящее от не­достатка, но оно только разнообразится; предел же по отношению к удовольствию разума (высшее удовольствие разума) порождается разумным по­ниманием этих самых вещей и однородных с ни­ми чувств, которые причиняли разуму величайшие страхи.

19- Безграничное время заключает в себе удо­вольствие, равное с ограниченным временем, если мерить разумом пределы удовольствия.

20. Плоть воспринимает пределы удовольствия как безграничные и безграничное время доставляет его (требуется для доставления его). А разум, достиг-

нув понимания крайнего блага плоти и его предела и рассеяв страхи относительно вечности будущего времени, доставляет нам совершенную жизнь, и мы уже нисколько не нуждаемся в безграничном времени; но разум не избегает удовольствия, и, с другой сторо­ны, когда обстоятельства готовят нам уход из жизни, он не приближает ее конца, как будто в какой-то мере ему недостает наилучшей жизни.

21. Кто знает пределы жизни, тот знает, что легко добыть то, что устраняет страдания, проис­ходящие от недостатка, и что делает всю жизнь со­вершенной; поэтому он нисколько не нуждается в действиях, заключающих в себе борьбу (соперни­чество).

22. Следует иметь в виду действительную цель [жизни] и всю достоверность [непосредственного восприятия], к которой мы сводим наши мнения; в противном случае все будет полно сомнений и бес­порядка.

23. Если ты борешься со всеми чувственными вос­приятиями (считаешь недостоверными все чувствен­ные восприятия), то у тебя не будет ничего, на что можно бы было делать ссылку при суждении о тех из них, которые, по твоим словам, лживы.

24. Кош ты отбросишь какое-нибудь в отдельно­сти чунстнсм п юс восприятие и не будешь делать раз­личия между мнением, касающимся того, что еще ожидает подтверждения, и тем, что уже дано внеш­ним чувственным восприятием и внутренними чув­ствами и всяким действием ума, то приведешь в бес­порядок и остальные чувственные восприятия своим безосновательным мнением, так что отбросишь вся­кое орудие суждения (всякий критерий). А если сре­ди умственных образов, созданных твоим мнением, ты будешь считать достоверным и все то, что ожида­ет подтверждения, и то, что не ожидает его, ты не из­бежишь ошибки, потому что будешь хранить всецело причину сомнения во всяком суждении о том, что правильно и что неправильно.

25- Если ты не будешь при всяком случае сводить каждое действие к конечной цели природы, сообра-

зовать каждое действие с конечной целью природы, но будешь обращаться к чему-нибудь другому, избе­гая чего-либо или стремясь к чему-либо, то у тебя действия не будут соответствовать логосам (прин­ципам).

26. Все желания, которые, если они не удовлетво­ряются, не ведут к страданию, не необходимы, но за­ключают в себе стремление, легко рассеиваемое, ког­да предмет страсти труднодостижим или когда кажет­ся, что они могут причинить вред.

27- Из всего того, что мудрость доставляет себе для счастья всей жизни, самое важное есть облада­ние дружбой.

28. То же самое убеждение, которое дает нам без­боязненность относитслы ю того, что ничто страш­ное не бывает вечным или долговременным, усмот­рело и то, что безопасность, даже в нашем ограни­ченном существовании, благодаря дружбе наиболее полно осуществляется.

29- Желания бывают одни — естественные и не­обходимые, другие — естественные, но не необхо­димые, третьи — не естественные и не необходи­мые, но происходящие от вздорных мыслей (празд­ного воображения).

30. Естественные желания, но не ведущие к стра­данию, если они не исполняются, в которых есть на­пряженное (интенсивное) усилие, происходят вслед­ствие вздорных мыслей (праздного воображения), и они не вследствие своей природы не рассеиваются, но вследствие вздорных мыслей (праздного вообра­жения) человека.

31. Справедливость, происходящая от природы, есть договор о полезном — с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда.

32. По отношению ко всем живым существам, ко­торые не могут заключать договоры о том, чтобы не вредить друг другу и не терпеть вреда, нет ничего справедливого и несправедливого; точно также и по отношению ко всем народам, которые не могут или не хотят заключить договоры о том, чтобы не вредить и не терпеть вреда. * зояиэдякг^;,- i

33. Справедливость сама по себе не есть нечто, но в сношениях людей друг с другом в каких бы то ни было местах всегда она есть некоторый договор о том, чтобы не вредить и не терпеть вреда.

34- Несправедливость не есть зло сама по себе, но это зло заключается в страхе от подозрения, что человек не останется скрытым от тех, которые по­ставлены карателями за такие действия.

35- Кто делает таш ю что-i гибудь из того, что лю­ди уговорились между собою не делать с целью не вредить и не терпеть вреда, тому нельзя быть уве­ренным, что он останется скрытым, хотя бы он де­сять тысяч раз оставался скрытым в данное время. Ведь останется ли он скрытым до смерти — неиз­вестно.

36. В общем справедливость для всех одна и та же, потому что она есть нечто полезное в сношени­ях людей друг с другом; но в отношении индивиду­альных особенностей страны и других каких бы то ни было обстоятельств справедливость оказывается не для всех одной и той же.

3 7. Из числа действий, признанных справедливы­ми, то, полезность которого в потребностях сноше­ний людей друг с другом (взаимного общения лю­дей) i юдтпсрждается, заключает в себе залог справед-лшюгги, будет ли оно одно и то же для всех или не одно и то же. А если кто издаст закон, но он не ока­жется идущим на пользу сношений людей друг с дру­гом (взаимного общения людей), то он уже не имеет природы справедливости. Даже если полезность, за­ключающаяся в справедливости, меняется, [т. е. исче­зает], но в течение некоторого времени бывает со­гласна с естественным представлением о справедли­вости, то в течение того времени она нисколько не менее бывает справедливой в глазах тех, кто не сму­щает себя пустыми звуками (словами), а смотрит на факты.

38. Если действия, признанные законом или обы­чаем справедливыми, при перемене обстоят тельств оказываются на практике не согласными с ес­тественным представлением о справедливости,

то эти действия несправедливы. Но если при переме­не обстоятельств те же действия, которые признают­ся (признаны) справедливыми, более уже не полезны, то они были справедливыми тогда, когда они были полезны для сношения сограждан друг с другом (для взаимного общения сограждан), но впоследствии, они уже несправедливы, когда неполезны.

39. Кто лучше всего справляется со своею бояз­нью перед внешними обстоятельствами, тот делает то, что может, родственным (дружественным) себе, а чего не может, делает по крайней мере не чуждым (не враждебным); а со всем тем, с чем он не может да­же и этого сделать, он прекращает общение и удаляет [из своей жизни] все, в отношении чего полезно де­лать это.

40. Кто имеет возможность доставить себе пол­ную безболезненность (безопасность) от соседей, те все живут друг с другом самым приятным образом, имея самую надежную гарантию безопасности, и, на­сладившись самой полной близостью [с друзьями], не оплакивают смерть того, кто скончался раньше их, как будто сожалея о нем.

ИЗ «ВАТИКАНСКОГО СОБРАНИЯ ИЗРЕЧЕНИЙ»

IV. Всякое [телесное] страдание достойно презре­ния: страдание, заключающее в себе интенсивную боль, продолжается короткое время, а долговремен­ное страдание в теле причиняет боль слабую.

VII. Преступнику остаться скрытым трудно, а по­лучить уверенность в том, что скроется, невоз­можно.

К. Необходимость есть бедствие — но нет никакой необходимости жить с необходимостью.

[X. Метродор. Помни, что, будучи смертным по природе и получив ограниченное время [жизни], ты восшел, благодаря размышлениям о природе, до бес­конечности и вечности и узрел «то, что есть и что бу­дет, и то, что минуло».] отя^гавда.

XI. У большинства людей спокойствие есть оцепе­нение, а движение (деятельность) — безумие.

XIV. Мы рождаемся один раз, а дважды родить­ся нельзя, но мы должны уже целую вечность не быть. Ты же, не будучи властен над завтрашним днем, откладываешь радости; а жизнь гибнет в от­кладывании, и каждый из нас умирает, не имея до­суга.

XV. Мы ценим свой характер как спою собствен­ность, хорош ли он и уважается ли людьми или нет: так долж! ю i (енить и характер других, если они к нам расположены.

XVI. Никто, видя зло, не выбирает его, но попада­ется, прельщенный злом, как будто оно есть добро в сравнении с большим, чем оно, злом.

XVII. Не юношу надо считать счастливым, а стар­ца, прожившего жизнь хорошо: юноша в цвете сил, меняя мысли, носится сильным течением слу­чая, а старец причалил в старость, словно в при­стань, замкнув в надежных воспоминаниях благо­дарности блага, на которые прежде трудно было надеяться.

XVIII. Когда отнимается возможность видеться, разговаривать, общаться, кончается любовная присп >.

X/.Y. Кто не помнит о прежнем счастье, тот — се-годпи уже старик.

XXI. \ 1е следует насиловать природу, следует пови­новаться ей; а мы будем повиноваться ей, необходи­мые желания исполняя, а также естественные, если они не вредят, а вредные сурово подавляя.

XXIII. Всякая дружба желанна ради себя самой, а начало она берет от пользы.

XXIV. Сны не имеют божественной природы и ве­щей силы; они происходят от впадения [в человека] образов.

XXV. Бедность, измеряемая целью природы, [на­значенной природою для жизни], есть великое бо­гатство, а богатство неограниченное есть великая бедность.

XXVI. Следует понять, что как долгий разговор,

так и короткий клонится к одной и той же цели.

XXVII. Во всех занятиях плод с трудом приходит по окончании их, а в философии рядом с познанием бежит удовольствие: не после изучения бывает на­слаждение, а одновременно бывает изучение и на­слаждение.

XXVIII. He следует испытывать ни тех, кто быстро готов на дружбу, ни тех, кто нерешителен: ради друж­бы следует и рискнуть.

XXIX. Я предпочел бы, исследуя природу, откровен­но, как оракул, вещать полезное всем людям, хотя бы и никто не понял меня, чем, приспособляясь к люд­ским мнениям, пожинать в обилии уделяемую хвалу от толпы.

[ХХХМетродор. Иные всю жизнь готовят себе сред­ства к жи:«in, i ic «идя, что но всех нас влито при рожде­нии смертное:»ел!>е (смертельный яд).]

XXXI. 11ротив всего мож! к> добыть себе безопас­ность, а что касается смерти, мы, все люди, живем в неукрепленном городе.

XXXII. Почитание мудреца есть великое благо для почитающих.

XXXIII. Голос плоти — не голодать, не жаждать, не зябнуть. У кого есть это и кто надеется иметь это и в будущем, тот даже с Зевсом может поспорить о счастье.

XXXIV. Мы не столько имеем надобность [в помо­щи] от друзей, сколько в уверенности относительно помощи.

XXXV. Не следует портить то, что есть, желанием того, чего нет, а надо думать о том, что и это было желанным предметом.

[XXXVI. Жизнь Эпикура по сравнению с жизнью других относительно кротости и довольства своим (умеренности) можно счесть сказкою.]

XXXVII. Природа слаба против зла, но не против блага; удовольствиями она спасается, страданиями разрушается.

XXXVIII. Совсем ничтожен тот, у кого есть много основательных причин для ухода из жизни.

XXXIX. Не друг ни тот, кто постоянно ищет поль-

зы, ни тот, кто никогда не соединяет ее с дружбой: один торгует расположением, чтобы получить обмен, другой отсекает добрую надежду на буду­щее.

XL Кто говорит, что все происходит в силу необхо­димости, тот не может сделать никакого упрека тому, кто говорит, что все происходит не в силу необходи­мости: ибо он утверждает, что это самое происходит в силу i теобходи мости.

XL/. Следует смеяться и философствовать и в то же время заниматься хозяйством и пользоваться всеми остальными способностями и никогда не переставать изрекать глаголы истинной филосо­фии.

XJJI. Одно и то же время рождения (начала) вели­чайшего блага и наслаждения [им].

XUII. Любовь к деньгам, приобретенным нечест­ным путем, нечестива; к деньгам, приобретенным честным путем, позорна: непристойна грязная ска­редность даже и при честности.

XLIV. Мудрец, приспособившись к нужде, умеет скорее давать, чем брать: такое великое сокровище нашел он в довольстве своим.

XLV. Изучение природы создает людей не хваст­ливых и велеречивых и не выставляющих напоказ образование, предмет соперничества в глазах тол­пы, по людей смелых, довольных своим, гордящихся своими личными благами, а не благами, которые им даны обстоятельствами.

ХШ. Будем совершенно выбрасывать дурные при­вычки, все равно как скверных людей, долгое время приносивших нам большой вред.

[XLVH.Mempodop. Я предупредил тебя, случайность, и отгородился от всякого твоего тайного проникно-nci 1ия. Ни тебе, ни другому обстоятельству мы не вы­дадим себя. Но когда необходимость поведет нас, мы, с презрением плюнув на жизнь и на тех, кто за нее по­пусту цепляется, уйдем из жизни, в прекрасной песне победной восклицая, что жизнь нами хорошо про­жита.]

XLVIII. Надо стараться делать последнюю часть пу-

S30

ти лучше первой, пока мы находимся в дороге; а ког­да дойдем до конца, надо с легким сердцем радо­ваться.

U. Я узнал от тебя, что у тебя довольно сильно вож­деление плоти к любовным наслаждениям. Когда ты не нарушаешь законов, не колеблешь добрых обыча­ев, не огорчаешь никого из близких людей, не вре­дишь плоти, не расточаешь необходимого, удовле­творяй свои желания как хочешь. Однако невозмож­но не вступить в столкновение с каким-нибудь из вышеуказанных явлений: ведь любовные наслажде­ния никогда не приносят пользы; довольно того, ес­ли они не повредят.

Ш. Дружба обходит с пляской вселенную, объяв­ляя нам всем, чтобы мы пробуждались к прославле­нию счастливой жизни.

ЦП. 11икому 11C следует завидовать: хорошие люди не заслуживают зависти, а дурные, чем счастливее бывают, тем более вредят себе.

JJV. Не следует делать вид, что занимаешься фило­софией, но следует на самом деле заниматься ею: ведь нам нужно не казаться здоровыми, а быть поис­тине здоровыми.

LV. Должно врачевать несчастия благодарным воспоминанием о том, что погибает, и сознани­ем, что нельзя сделать несделанным то, что про­изошло.

LVI—LVJI. Когда мудрец сам подвергается пытке, он страдает не больше, чем когда видит, что друг под­вергается пытке. [Но если друг сделает ему зло], то вся его жизнь вследствие недоверия придет в расстрой­ство и перевернется.

LVIII. Надо высвободиться из уз обыденных дел и общественной деятельности.

LDL Не желудок ненасытен, как говорят люди тол­пы, но лживое представление о желудке как о чем-то, не имеющем предела наполнения.

LX. Всякий уходит из жизни, как будто он только что родился.

LXI. Прекрасно и лицезрение близких людей, ког­да первое родство живет в согласии (когда близкие

родственники живут в согласии): лицезрение имеет большое (сильное) влияние на это.

1X11. Ведь если гнев у родителей на детей бывает за дело, то, разумеется, глупо противиться, вместо того чтобы просить прощения; если не за дело, а неразум-.но, то совсем смешно еще разжигать это неразумие своим раздражением, вместо того чтобы стараться изменить (утешить) его, [т. е. гнев], другими способа­ми, своим благоразумием.

LX111. Есть и в опрощении предел: человек, не­рассудительный по отношению к нему, находится приблизительно в таком же положении, как и че­ловек, выходящий из нормы вследствие чрезмер­ности.

LXIV. Похвала со стороны других должна следо­вать сама собою; а мы должны заниматься врачева­нием себя.

LXV. Глупо просить у богов то, что человек спосо­бен сам себе доставить.

LXVI. Будем выказывать симпатию [умершим] друзь­ям не оплакиваньем их, а размышлением о них.

LXVII. Свободная жизнь, [т. е. свободный человек], не может приобрести много денег (богатства), пото­му что это нелегко сделать без раболепства пред тол­пой или правителями; но она, [т. е. свободная жизнь], имеет псе и непрерывном изобилии. А если как-ни­будь она и получит много денег (богатство), то легко может разделить и их для приобретения расположе­ния близких людей. >

LXVIII. Ничего не достаточно тому, кому недоста­точное мало (кажется малым).

LXIX. Неприятное сластолюбие души заставляет живое существо желать разнообразия пищи до бес­конечности.

LXX. Да не будешь ты делать в жизни ничего, что.может внушать тебе страх, если оно станет известно другому.

| LXXI. Всем желаниям следует предъявлять такой во­прос что со мною будет, если исполнится то, чего я ищу вследствие желания (предмет моего желания), и если не исполнители,»*}

LXXIII. Наличие некоторых телесных страданий полезно для охранения себя от страданий, подоб­ных им.

LXXIV. При философской дискуссии больше вы­игрывает побежденный, — в том отношении, что он умножает знания.

LXXV. По отношению к прошедшим благам небла­годарны слова: «Взирай на конец долгой жизни».

LXXVI. Старея, ты таков, каким я советую тебе быть, и ты познал, каково заниматься философией для себя и каково — для Эллады (какая разница между занятием философией и распространением ее в Элладе). Я раду­юсь вместе с тобой (поздравляю тебя).

LXXVII. Величайший плод довольства своим (ог­раничения желаний) — свобода.

LXXVIII. Благодарный человек всего более занят мудростью и дружбой (предается мудрости и друж­бе): одна из них есть благо смертное, другая — бес­смертное.

LXXIX. Человек безмятежный (спокойный духом) и другому недокучлив.

LXXX. Первое дело для спасения (для счастья) — наблюдение над юностью и охранение ее от всего оскверняющего ее пагубными страстями.

LXXXI. Не уничтожает душевной тревоги и не рож­дает значительной радости ни обладание огромным богатством, ни почет и уважение со стороны толпы, ни другое что-либо, соединенное с причинами нео­граниченных желаний.,>







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 512. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия