Студопедия — Античность. Так незначительны те следы изначальной природы, Коих не в силах у нас уничтожить рассудок, что можем Мы беспрепятственно жить богам подобающей жизнью.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Античность. Так незначительны те следы изначальной природы, Коих не в силах у нас уничтожить рассудок, что можем Мы беспрепятственно жить богам подобающей жизнью.






Так незначительны те следы изначальной природы, Коих не в силах у нас уничтожить рассудок, что можем Мы беспрепятственно жить богам подобающей жизнью.

Это души естество, таким образом, держится телом, Но и для тела оно и страж и причина здоровья, Л Ибо на общих корнях они держатся цепко друг с другом, s<\ И без погибели их обоюдной нельзя их расторгнуть. Вроде того как нельзя из комочков смолы благовонной Было бы запах извлечь без того, чтоб она не пропала, Так же и душу и дух невозможно из целого тела Было б исторгнуть, чтоб всё разложенью тогда не подверглось: Переплетаются так их начала со дня зарожденья, Что существуют они, наделенные общею жизнью. И, очевидно, никак ни тело, ни дух не способны. Чувствовать сами собой, без взаимного действия, порознь, Но раздувается в нас и внутри разгорается чувство Из согласованных их и совместных друг с другом движений. Дальше, само по себе никогда не рождается тело, И не растет, и продлить бытия не способно по смерти, Ибо не так, как вода сообщенный ей жар испускает Часто и всё ж оттого никакого не терпит ущерба, Но остается вполне невредимой, не так, повторяю, \ Могут разлуку с душой выносить отделенные члены, Н Но погибают они окончательно, все загнивая. •-И от рожденья всегда, таким образом, тело с душою Л В тесной взаимной свмш приучаются к жизни движеньям, Я Даже еще находясь в материнской утробе и членах, 'Л Так, что разлука для. них невозможна без последствий и гибели тяжкой.^

Видишь из этого ты, что, поскольку причина здоровья • i-Их обоюдна, должна обоюдною быть и природа. i

Кроме того, если кто отрицает чувствительность тела I i И говорит, что душа в смешеньи с телесным составом А Это движенье дает, что у нас называется чувством, 9 Тем отвергает он то, что для всех несомненно и явно. ••'' Чем же еще доказать в самом деле чувствительность тела, Л Если не тем, что гласит и внушает сама очевидность? «Но ведь с утратой души пропадает и чувство у тела». Да, но теряет оно не свое исключительно свойство, — Много и кроме того оно, жизни лишаясь, теряет.

А утверждать, что глаза ничего не способны увидеть, Но что глядит через них наш дух, как в открытые двери, •.'»•:

Трудно: ведь зренье само восстает против этого мненья И заставляет считать, что зрачками мы видим предметы. Часто к тому же еще мы не видим блестящих предметов, Так как препятствует свет светильникам нашего тела. Так не бывает с дверьми: ведь когда через них мы взираем, Створы открытые их никаких затруднений не знают. Кроме того, коль глаза только двери у нас заменяют, ''.:л, То с устранением их, очевидно, гораздо бы. лучше •: жч Видеть способен был дух, коль самих косяков бы не стало.

В этих вопросах, смотри, не держись ты такого же взгляда, Как полагает о том Демокрита священное мненье: Будто одно за другим расположены первоначала Тела и духа и так, чередуясь, связуют все члены. m«v.t ч и,«р Ведь элементы души, разумеется, мельче гораздо Тех, ш которых у нас составляются тело и мясо, Да и чш:ло их не так велико, и рассеяны реже В членах спи; и тебе оппагтсн mbw заключенье, Именно: столь же. малы раитчмтм между собою Первоначал у души, сколь милы и пн-лч, что впервьт faejw c»®E Прикосновеньем у нас выбывают движения чувствами Ъ<<&\, Ибо не чувствуем мы. иногда ни пылинок, прилипших К телу, ни мела того, что порой осыпает нам члены; *•>• •'•• f> И Также коль ночью туман или тонкая сеть паутины, '?? Встретившись, нас обовьют, то мы их на ходу не заметим; гП Да и покров паука износившийся, сверху упавший *»Г Прямо на голову нам, и пушинки, и семя летучек, -<э*А Вследствие легкости их летящие медленно книзу, "т мжН Неощутимы для нас, как и ползанъе всяческой твари, - -*Ж И невозможно никак различить прикасание к телу •;•••: ЛН Каждой ноги комара и следов остальных насекомых. Многое должно у нас, таким образом, тут возбудиться, Прежде чем в теле души семена, что вмешаны в членах, Первоначал потрясенье телесных почувствовать смогут И, несмотря на свои расстоянья, взаимно столкнуться, Вместе друг с другом сойдясь, и опять растолкнуться успеют;

Дух же при этом сильней бытия охраняет устои, Л Нежели сила души, и над жизнью господствует больше., Д Ибо совсем без ума и без духа не может остаться Л • е Часть никакая души и мгновения времени в членах,. ож' Но, уходя ему вслед, разлетается в воздухе тотчас, В холоде смерти лежать коченелое тело бросая.

Но остаются в живых, в ком ум их и дух удержался, Даже когда у них все изувечены руки и ноги: Словно колода они, без души, удаленной из членов, Всё-таки живы еще и вдыхают живительный воздух. Если души человек лишен не всецело, но большей Части ее, то и тут за жизнь он цепляется крепко. Так, если око кругом изранено, но невредимым Будет зрачок, то живой не лишается зрения силы, Если глазного совсем не испортишь ты яблока только И не обрежешь его, одинокой оставив.ччин(у: Этого сделать нельзя без погибели их обоюдной. Если ж разрушишь ее, эту среднюю глаза частичку, Сразу закатится свет и сейчас же наступят потемки, Хоть бы во всем остальном и сияло яблоко целым. Вот как и дух и душа договором обязуются вечным.

Чтобы, теперь ты постиг, что как дух, так и легкие души Всяких созданий живых и рождаются и умирают, Все изысканья свои — плоды, моей сладкой работы — Здесь пред тобою в стихах я, достойных тебя, излагаю. Ты ж, под названьем одним понимая и то и другое, Знай, что когда, например, говорю о душе я и смертность Я доказую ее, то и дух вместе с ней разумею, Ибо и дух и душа составляют единую сущность. Прежде всего, состоит эта тонкая сущность из мелких Тел, как сказал луже, и начала ее несравненно Меньше, чем тс, ш каких образуется жидкая влага, Или туман, или дым, потому что она превосходит Живостью их далеко, и малейший толчок ее движет. Ибо и призрак тумана иль дыма ее уже движет. Так в усыплении сна нам может представиться, будто Жар высоко алтари выдыхают и дымом курятся; Носятся призраки лишь, без сомнения, тут перед нами. Так что, коль видишь теперь, что течет из разбитых

сосудов

Влага и жидкой струёй отовсюду из трещин выходит, Если туман или дым точно так же уносятся в воздух, Верь, что расходится так и душа и, быстрее гораздо Вновь разлагаясь в тела изначальные, гибнет скорее, Только лишь члены, она человека, покинув, оставит. Ибо, коль тело, что ей как будто бы служит сосудом, Душу не может уже, гютрясенное, сдерживать больше,

_, (

(,)!М

Ежели кровь из него утекла и оно разредилось,

Как допустить, что ее в состоянии сдерживать воздух?

Реже, чем тело, ведь он и не в силах удерживать душу!

Дальше, мы видим, что ум одновременно с телом родится И одновременно с ним и растет, и стареет с ним вместе. Ибо, подобно тому, как. дети неровной и зыбкой Ходят походкой, так дух с его мыслью у них еще слабы. Позже, как, в возраст придя, возмужают они и окрепнут,,то< Польше рассудка у них и растет их духовная сила. После ж, когда уже всё расшаталось от старости тело И одряхлели от лет всесильных разбитые члены, Разум хромает, язык заплетается, ум убывает; Всё пропадает тогда и всё одновременно гибнет. Следственно должно совсем и душе, наконец, разлагаться И, распускаясь, как дым, уноситься в воздушные выси, Так как, мы видим, она, одновременно, какуказаля, С телом рождаясь, растет и п<><> i'/ч-иснем старости никнет.

Надо добн(!ить еще, что, тч^ччт тому, как и тело Тягостно мучат Hedyiи жестокие in ни порою, Также подвержен и дух и ннннним. и /чрн>, и страху, А потому надлежит ему также причастным быть смерти. Мало того: коль болезнь поражает нам тело, то часто Дух начинает блуждать и высказывать вздорные мысли; А иногда погружается он летаргией глубокой,,:1 В сон непробудный; тогда и глаза поникают, и шея; Тут уж не слышит больной голосов, и не в силах он больше Близких узнать, что его, окружая, стараются к жизни,:, Снова вернуть и лицо орошают и щеки слезами. Стало быть, надо признать, что и дух разлагается также, Если глубоко в него проникает зараза недуга. Ибо и боль и недуг — одинаково зодчие смерти, Как убедиться могли на погибели многих мы раньше. И, наконец, почему, когда внутрь человека проникнет Едкая крепость вина и огонь разольется по жилам, Zee тяжелеет у нас, заплетаются ноги, коснеет Тело, шатаясь, язык цепенеет, и ум затуманен, Мутны глаза, поднимаются крик, икота и ссоры, Да и дальнейшее всё, что при этом бывает обычно? Не потому ль это так получается всё постоянно, Что даже в теле душа возмущается крепостью винной? То же, что может прийти в возмущенъе и быть пораженным,

Явно, конечно, должно при внедрении несколько большей

Силы погибнуть вконец, продолжения жизни лишившись.

Мало того: человек, пораженный внезапным припадком,

Часта у нас на глазах, как от молньи удара, на землю

Падает с пеной vpma и, дрожа всеми членами, стонет;

Нету сознания в нем, сведены его мускулы корчей,

Дышит прерывисто он и разбитый лежит, обессилев.

Всё это нам говорит, что душа, распюргаясь в суставах

Силой болезни, кипит и пенится, как на соленом ---у

Море бушуют валы под напором неистовым ветра. wv'.

Стон вырывается тут, потому что стесняются болью йо '

Члены и так как всегда семена извергаются крика, ' •"<'-'

Идя наружу, из уст и, склубившись вместе, несутся

Торной дорогой, какой выходить постоянно привыкли.

А помраченье ума происходит, когда возмутятся

Дух и душа и, как я указал, разделяясь на части,

Врозь раздробятся они и расторгнутся этим же ядом.

После ж, как вспять повернет источник болезни и в недра

Едкая влага назад, отравившая тело, вернется,

Как в опьяненьи, больной поднимается, мало-помалу

Б чувство приходит опять, и душа его вновь оживает.

Если ж и душу и дух потрясают такие болезни

В теле самом и такой их ужасный недуг расторгает,

Как же ты можешь считать, что без тела, на воздухе вольном,

С буйными ветрами жить продолжать они были бы в силах?

Если ж мы видим, что ум точно так же, как тело больное,

Можно лечить и что он врачеванью вполне поддается,

Это нам тоже дает указанье, что жизнь его смертна.

Должен ведь что-то придать, иль по-новому части расставить,

Или от целого взять хотя бы ничтожную долю

всякий, кто вздумал бы дух изменять и к тому приступил бы

Или еще что-нибудь переделывать стал бы стремиться.

Но не потерпит ничто, одаренное жизнью бессмертной,

Ни прибавленья частей, ни смещения их, ни утечки.

Ведь, коль из граней своих что-нибудь, изменяясь, выходит,

Это тем самым есть смерть для того, чем оно было раньше.

Значит, болеет ли дух, поддается ль порой врачеванью, —

Признаки смертности он, как уж я указал, проявляет.

Так, очевидно, всегда восстает против ложных учений

Правда, и выхода им никуда не дает никакого,

С той и с другой стороны возражением ложь обличая.

И, наконец, человек на глазах у нас часто отходит Мало-помалу и жизненных чувств он лишается вовсе; Прежде всего, на ногах его пальцы и ногти синеют, Там отмирают ступни и голени, следом за ними Смерти холодной следы проникают и дальше в суставы. Так как при этом душа распадается дальше, не сразу Вся целиком исходя, то должно считать ее смертной, '*• Если же думаешь ты, что сама она может в суставах fe<t «М Сжаться внутри и свои все части сплотить воедино, В теле все члены лишив таким образом всякого чувства, Должно, однако, тогда то место, куда накопилось Столько души, обладать и чувством значительно большим. Нету нигде таких мест, и душа, как уж мы говорили, В клочья растерзана, вся разлетается, следственно — гибнет. Мало того: если я уступлю даже ложному мненью И допущу, что душа в состоянии в теле склубиться У покидающих свет, умирающих мало-помалу, Всё-таки смертность души пристать непременно придется, а И безразлично для нас: погибает душа, разлетаясь v* В воздухе, или, стянув свои части, она цепенеет, Ежели весь человек всё больше и больше теряет Чувства и жизни ему остается всё меньше и меньшвЛ c-

Кроме того, если ум есть часть человека, в котором Место известное он занимает, как глаз или ухо Или любое из чувств, управляющих жизни движеньем,: И, наподобъе того, как рука, или глаз, или ноздри. ' ' '. Чувствовать также, клкжить, без нас неспособны, отдельно, '. Но загнивают всегда, разрушаясь в короткое время, Так самобытно и дух вне тела и вне человека Быть неспособен; одно ему служит как будто сосудом Или еще чем-нибудь, коль найдешь единение ближе, Ибо теснейшая связь существует меж духом и телом.

И, наконец, у живых способностей тела и духа Силы бывают и жизнь, лишь когда они связаны вместе. Сам по себе ведь ни дух самобытно без тела не может Жизни движений создать, ни бездушное тело не в силах Ни бытия продолжать, ни остаться владеющим чувством. И, наподобъе того, как, вырванный с корнем, вне тела Не в состоянии глаз различать никакого предмета, Так самобытно ни дух, ни душа ни на что не способны. Да и понятно: они в смешеньи по жилам и мясу,

«№.

По сухожильям, костям — во всем заключаются теле; Первоначалам у них невозможно свободно отпрянуть На промежуток большого; из-за этого, будучи сперты, Чувств движенья они вызывают, а если их в воздух Выкинет смерть, то уже они вызвать их будут не в силах, Ибо в подобной связи они больше не будут держаться. Телом ведь станет тогда и живым существом будет воздух, Коль удержаться душе в нем возможно и все те движенья В нем заключить, что вела она в мышцах и в теле пред этим. Должен еще и еще таким образом >пы убедиться, Что с разложением всей оболочки телесной, с исходом Жизни дыханья должны рассеяться чувства у духа Вместе с душой, раз одна связует их вместе причина. И, наконец, если тело с душой не выносит разрыва И загнивает всегда, издавая ужаснейший запах, Что ж сомневаешься ты, что, из самых глубин устремляясь, Вон истекает душа и расходится, дыму подобно, Тело же из-за того, изменяясь гниеньем, так тяжко Рушится, что до основ все у стой его расшатались, После того как душа, ускользая наружу, по членам И закоулкам и всем находящимся в теле отверстьям Вытекла? Всячески ты в состояньи теперъ убедиться. В том, что души естество разделенным выходит по членам И, еще в теле самом находясь, расторгается прежде, Чем, выходя из него, выплывает в воздушные токи. Мало того, находясь еще в жизни пределах, нередко, Видимо, всё-таки вон, по какой-то причине колеблясь, Выйти готова душа и от тела совсем отрешиться; И выраженье лица, как пред смертью, становится томным И без движенья лежит ослабелым бескровное тело. Это бывает, когда говорится, что «дух захватило» Или «душа замерла», когда все уж кругом суетятся, С жизнью последнюю связь удержать в человеке стараясь; Тут ведь и ум потрясен, и душевные силы, в расстройстве Полном, готовы у же вместе с телом самим развалиться, Так, что удар посильней окончательно их бы. разрушил. Что ж? сомневаешься ты и теперь, что с изгнанъем из тела, Без оболочки своей и без сил, на открытом просторе Не в состояньи душа не только прожить вековечно, Но и на миг лшиь один удержаться никак неспособна? И ни один человек, умирая, не чувствует, видно,

Чтобы душа целиком исходила из целого тела

Иль чтоб сначала в гортань проходила она через горло;

Нет, убывает она на своем, ей назначенном месте,

Также как чувства всегда на местах своего положенья

Гибнут. А если бы ум бессмертным у нас оказался,

То не сердился бы он на погибель свою, умирая,,м>;>

Но, наподобье змеи, вылезал бы наружу из кожи. i я

Не оттого ль, наконец, и наш ум и сознание духа <ж Ни в голове, ни в ногах, ни в руках не родятся, а только В области точной у всех и в едином содержатся месте, Что для отдельных вещей отведен и особый участок, Где и родятся они и где могут потом развиваться, Располагаясь притом в таком многосложном порядке Членов, которыйу них никогда не бывает превратен? И, таким образом, всё идет но порядку: ни пламя Не возникает в воде, ни холод в о/не не родится.

Кроме mot», коль души, облаПая бессмертной природой, Чувства способна иметь, отделившись от нашего тела,. >>с».. Всеми пятью наделишь ее чувствами надо, пожалуй, ^пи Ибо никоим путем мы иначе себе и представить;,<stti' Не в состоянии душ, что блуждают в глуби Лхсронгпа. Именно так в старину и писатели и живописцы Изображали их нам наделенными чувствами всеми. Но ведь ни глаз, ни ноздрей, ни руки у души не бывает, Ни языка, ни ушей, раз она отделилась от тела; Значит, ни чувства, ни жизнь без тела для душ невозможны.

Если же в теле везде ощущение жизни разлито, г- • Одушевляя его, как мы видим, во всем его целом, То, коль в средину удар, нанесенный внезапною силой, Сразу его поразит и оно пополам расщепится, Ясно, что сила души, расчлененная тем же ударом, Врозь разлетится тогда, одновременно с телом распавшись. То же, что может, дробясь, разделяться на разные части, Не позволяет признать за собою бессмертной природы. Так, говорят, лезвия колесниц серпоносных нередко Столь неожиданно рвут тела в беспорядочной бойне, Что на земле увидать отсеченные руки и нош Можно в то время, как ум и сознанье людей не способны Боли еще ощутить, причиненной стремительной раной; Ибо весь уму людей всецело захвачен сраженьем, И на резню и на бой они рвутся с остатками тела,

Часто не видя, что нет уже левой руки, и волочат Кони ее со щитом средь колес и серпов беспощадных; Не замечает один, что без правой он на стену лезет, На ногу хочет другой опереться, которой уж нету, А шевелит на земле она пальцами в корчах предсмертных; И голова, отлетев от живого и теплого тела, Жизнь сохраняет в лице и во взоре, широко открытом, Вплоть до того, как души не исчезнет последний остаток. Мало того: коль змею с ее жалом мелькающим, грозно Кверху подъятым хвостом и растянутым телом на части Ты бы железом рассек, то увидел тогда бы, как порознь Каждый кусок по земле, отрезанный только что, в корчах Бьется и почву кругом заливает отравленной кровью; Как голова ее хвост укусить устремляется пастью, Чтоб утолить свою боль, причиненную жгучею раной. Что же, придется признать у каждой из этих частичек Целую душу? Но тут воспоследует вывод, что в теле У одного существа заключались многие души. Значит, распалась душа, что единой была, вместе с телом. И потому надо счесть, что смертна она, как и тело, Ибо на много частей они могут равно рассекаться.

Кроме того, коль душа обладает бессмертной природой И поселяется в нас, при рождении в тело внедряясь, То почему же тогда мы не помним о жизни прошедшей,;К Не сохраняем следов совершившихся раньше событий?»iH Ибо, коль духа могла измениться столь сильно способностями Что совершенно о всём миновавшем утратил он память, Это, как думаю я, отличается мало от смерти. И потому мы должны, убедиться, что бывшие души Сгибли, а та, что теперь существует, теперь и родилась.

Кроме того, коль уже в совершенно готовое тело К нам бы вселялись всегда способности духа живые С нашим рожденьем на свет и вступлением на берег жизни, То не могла бы душа в совокупности с членами тела, В самой крови находясь, развиваться всё дальше, как видно, Но как бы в клетке тогда самобытно жила одиноко, Тело же всё-таки быть продолжало б исполненным чувства. А потому, повторю, невозможно считать, что рожденья Души не знают совсем и свободны от смерти законов. Ибо представить нельзя, что так крепко вплетались бы души В наши тела, коли в них извне бы они проникали,

И очевидность гласит, что бывает совсем по-другому.

Ибо связуется так с сухожильями, жилами, мясом,

Ааис костями душа, что зубам даже свойственно чувство,

Какуказует на то их боль от воды ли холодной

Иль от песчинки, на зуб при жеваньи попавшей из хлеба.

Если ж в сплетеньи таком находятся души с телами,

То и распутаться им невредимо и выйти свободно, «О

Еидно, нельзя изо всех сухожилий, костей и суставов. «ИГ

Если ж подумаешь ты, что, извне проникая нам в тело, кьТ

Обыкновенно душа растекается всюду по членам,, Ь М

То тем скорее она, растворенная в теле, исчезнет. '

Ведь разрушается всё, растекаясь, а следственно — гибнет.?Ил

Ибо душа, расчленяясь, по скважинам тела проходит. '

Как наша пища, везде расходясь по суставам и членам,

По разложеньи своем образует иную природу,

Так же и дух и душа, сколь бы целыми в новое тело

Ни проходили, должны они там распускаться, в то время ж''»

Как через скважины все проникают в суставы частицы, -a.iu

Производящие ту наличную духа природу,,xiS

Что управляет теперь нашим телом, рожденная раньше '

Tow душой, что уже, разойдясь по суставам, погибла.

А потому ни рождения дня, очевидно, не может

Быть лишенной душа по природе своей, ни кончины.

Кроме того, семена остаются ль души в бездыханном Теле иль нет? Коли там пребывают они, оставаясь, То мы не вправе тогда почитать за бессмертную душу, Раз при уходе своем она терпит какую-то у быль. „.wu Если ж бежит она вон, целиком сохраняясь и в теле г, -.»ггл К Вовсе частей никаких от себя не оставив, — откуда, • i j-l Гнить начиная, червей испускают смердящие трупы? 1 Аа и откуда же тут такою несметною кучей В теле распухшем кишеть бескостным, бескровным созданьям? Если же думаешь ты, что, извне проникая, способны Ауши внедряться в червей, по отдельности в каждое тело, И не размыслил о том, почему же сбираются вместе Ауши несметные там, откуда одна удалилась, Вот что тебе обсудить и обдумать, однако, придется: Надо ль признать, наконец, что охотятся души за каждым Семенем этих червей, для себя обиталища строя, Или внедряются кним в совершенно готовое тело? Но для чего же им так поступать и зачем утруждаться

Этим, сказать мудрено: раз они улетели из тела, Их не тревожат уже ни болезни, ни голод, ни холод; Тело ведь больше всего ото всех этих недугов страждет, И подвергается дух в сочетаньи с ним множеству бедствий. Но, даже если для душ и полезно создание тела, Чтобы вселиться в него, то не видно, как сделать им это. Стало быть, членов и тел никогда себе души, не строят. Но и внедриться душе в совершенно готовое тело Также нельзя, ибо с ним невозможно ей будет связаться, И в сочетаньи таком не проявится общего чувства.

Не оттого ль, наконец, npucyuyi свирепм лютость Львиной семье, и лисе — коварство, а прыткость оленям Передана от отцов, и в отцовском дрожат они страхе, Не оттого ли и все остальные подобные свойства Всем врождены и живут от младенчества в теле и в нраве, Что возрастает во всех семенах и семействах отдельных С телом совместно и дух, одинаково с ним развиваясь? Если ж была бы душа бессмертна и вечно меняла б Тело на тело, то нрав у животных тогда бы мешался: Часто бежали бы прочь, нападенья пугаясь рогатых Ланей, гирканские псы, трепетал бы в воздушных высотах Сокол парящий и вдаль улетал бы, завидя голубку, ум оставлял бы людей, разумели бы дикие звери. Ибо, когда говорят, что бессмертна душа, но меняться Может, сменяя тела, то такое суждение ложно.,i,.'»T Ведь разрушается всё, что меняется, следственно — гибнет, ot Части ж души ч смещаются тут и выходят из строя, А потому разрушаться должны они также во членах И, наконец, погибать целиком одновременно с телом. Если же скажут, что души людей возвращаются вечно Снова в людские тела, почему же, спрошу я, из умных Можно им глупыми стать, почему неразумны младенцы И жеребенок не так понятлив, как взрослые кони? «Аа потому, — говорят, — что становится в немощном теле Немощен ум». Но тогда ты обязан признать непременно Смертность дуиш, раз она изменяется в теле так сильно, Что совершенно и жизнь и начальное чувство теряет. Аа и каким же путем одинаково с телом возможно Было б, окрепнув, достичь желанного жизни расцвета Силе духовной, не быв от рождения связанной с телом? Что ж она вырваться вон из дряхлеющих членов стремится?

Иль она в теле гнилом опасается быть заключенной И погребенною быть под обломками храмины ветхой Приразрушеньи ее? Но опасностей нет для бессмертных1.

И не смешно ль, наконец, что стоят при соитъях

любовных

И прирожденьи зверей в нетерпении души на страже: Смертного тела они, бессмертные, ждут не дождутся В неисчислимом числе и, бросаясь стремительно, рвутся Первое место занять и скорее других водвориться? Или, быть может, у них установлены точно законы, Что прилетевшая первой душа и внедряется первой, И никаких состязаний и распрей у них не бывает?

И, наконец, ни деревьев в эфире не может, ни в море Быть никогда облаков, ни рыб водиться на пашнях; И не бывает ни крови в дровах, ни сока в каменьях: Точно назначеш>, л> чему быть и где развиваться. Так же и духа природа не может без тела возникнуть ни И пребывать самобытно, отдельно от мышц и от крови.Если же это и было б возможно, гортдо скорее Сила бы духа сама в голове, иль в плечах, или в пятках 'А Быть бы могла и в любой i/i частей зарождаться, но всё бы Я В том же она человеке и в том же сосуде осталась. П Если же в теле у нас, очевидно, назначено точно Место особое, где существуют и могут развиться Аух и душа, то тем больше должны мы всецело отвергнуть, Что они могут одни, вне тела, и быть и рождаться. Вот почему неизбежно признать, что с кончиною тела, А' Всюду расторжена в нем, и душа одновременно гибнет. Вечное ведь сочетать со смертным и думать, что вместе) Чувствовать могут они и что действия их обоюдны, — Это безумье и вздор. Что представить себе мы раздельней Можем и что меж собой различней и более розно, Если не смертное всё по сравненью с бессмертным и вечным, При сочетаньи в одно для отпора неистовым бурям? Кроме того, всё то, что вечным должно оставаться Или, по плотности тела, должно, отражая у дары, Не допускать, чтобы что-нибудь внутрь проникало и связи Тесные разъединяло частей, — таковая природ а Есть у материи тел, на что я указывал раньше; Или же может оно потому сохраняться вовеки, Что не подвержено вовсе толчкам — пустоты это свойство:

Ift

Неосязаема вовсе она и ударов не терпит; Или еще потому, что кругом нету места, куда бы Всё это будто бы. врозь могло разойтись и растаять: Вечное всё таково мироздание в целом, и места Вне его нет, чтобы врозь разлететься, и тел нет, какие Пасть на него бы могли, и толчком его мощным разрушить. Если же душу скорей почитать за бессмертную должно, Как под защитою стен, образуемых силами жизни, Иль потому, что она никаким недоступна, недугам, Иль, что каким-то путем отражаются все нападенья Раньше, чем нам ощутить удается всю их вредоносность, То это к нашей душе не имеет совсем отношенья. Кроме того, что душа и телесным подвержена болям, Часто случается так, что она от предчувствий страдает. Места от страха себе не находит, заботой томится, И за проступки, ее угрызения совести гложут. Вспомни к тому же еще о безумьи, беспамятстве духа, Ъспомни, как в черную глубь погружается он летаргии.

Значит, нам смерть — ничто и ничуть не имеет значенья. Ежели смертной должна непременно быть духа природа. Как в миновавших веках никакой мы. печали не знали, При нападении войск отовсюду стекавшихся гунов, В те времена, когда мир, потрясаемый громом сражений, Весь трепетал и дрожал под высокими сводами неба И сомнсвалися все чсловски, какому народу Выпадут власть над людьми и господство на суше и море, Так и когда уже нас не станет, когда разойдутся Тело с душой, из которых мы в целое сплочены тесно, С нами не сможет ничто приключиться по нашей кончине, И никаких ощущений у нас не пробудится больше, Лаже коль море с землей и с морями смешается небо. Если же сила души и природа духовная всё же Чувства могла бы иметь, и расторжена будучи с телом, То и тогда бы ничто это было для нас, раз мы только Узами тела с душой и союзом их сплочены тесно. Да и когда б вещество собиралося наше обратно Временем после кончины и в нынешний вид возвращалось, Если вторично на свет появиться дано бы нам было, Всё-таки это для нас не имело бы вовсе значенья, Так как о прошлом уже была б у нас прервана память; Так же, как ныне для нас безразлично, чем были мы раньше,

И не томимся о том мы теперь никакою тревогой. Ибо, коль взор обратить на прошедшее, мыслью окинув Всю необъятность веков, и подумать, сколь многообразны Были материи всей движенья, легко убедиться, Что семена, из каких мы теперь состоим, принимали Часто порядок такой, в каковом пребывают и ныне. Но тем не менее нам былого того не воспомнить: Падает тут перерыв бытия, при котором потоки Тел основных лишены были чувства и праздно блуждали. Если же в будущем ждут и несчастья и горе, то должен В это же время и тот оказаться, с кем могут случиться Эти невзгоды, но раз изымает их смерть, преграждая Жизнь у того, кто бы. мог подвергнуться скопищу бедствий, Ясно, что нам ничего не может быть страшного в смерти, Что невозможно тому, кого нет, оказаться несчастным, Что для него всё равно, хоть совсем бы на свет не родиться, Ежели смертная жизнь отнимается смертью бессмертной.

А потому, если кто при тебе сокрушается горько И негодует на то, что сгниет его тело в могиле Или же пламя его иль звериная пасть уничтожит, 4Jjt Ясно, что он говорит не искренне, что уязвляет. ли? Сердце его затаенная мысль, вопреки увереньям Л Собственным, что никаких ощущений со смертью не будет; >.<чй' Не соблюдает, по мне, он своих убеждений заветных, ivit С корнем из жизни себя извлечь не желая и вырвать, Но бессознательно мнит, что не весь он по смерти погибнет. Ибо тому, кто живой представляет себе, что по смерти Тело терзают его и птицы и дикие звери, Жалко себя самого; он себя отделить не способен И отрешиться вполне от простертого трупа: себя он J* Видит лежащим пред ним, и свои придает ему чувства. ч»й<> В негодовании он на то, что смертным родился, «-V-Не сознавая того, что при истинной смерти не может ••"»••, Быть никого, кто бы мог, как живой, свою гибель оплакать, Видя себя самого терзаемым или сожженным. Ибо, коль горестно быть после смерти раздробленным пастью Диких зверей, почему не ужаснопонять не могу я — В пламени жарком гореть, на костре погребальном пылая, Или положенным в мед задыхаться и мерзнуть от стужи, Ежели труп распростерт на холодных каменьях гробницы Или могильной землей засыпан и тяжко раздавлен.

«Нет, никогда ни твой радостный дом., ни жена дорогая

Больше ни примут тебя, не сбегутся и милые дети

Наперерыв целовать и наполнить отрадою сердце.

Не в состоянии ты уже больше способствовать благу

И процветанъю родных. Погубил, о несчастный! — взывают —

Этот единственный день злополучный все радости жизни!»

Но не прибавит никто: «Но зато у тебя, не осталось

Больгие тоски никакой, ни стремленья ко всем этим благам».

Если же мысли у них и слова бы их были разумны,

Стал бы свободен их ум от великой заботы и страха.

«Ты ведь, как был, так и впредь вусычленьи останешься смертном

Все остальные века без забот и без тягостной скорби,

Мы же пред жутким костром, где твой труп обращается в пепел,

Мы безутешно тебя оплакали; вечной печали

Нам никогда не унять и не вырвать из скорбного сердца».

Надо спросить у того, кто так рассуждает: «Дя что же

Горького тут, — коли всё возвращается к сну и покою, —

Чтобы всегда изнывать и томиться в тоске безысходной?»

Люди нередко еще, возлежа на пиру и подъемля Кубки и лица себе осенивши венком, начинают Так от души восклицать: «Коротко наслажденье людишек: Было — и нету его, и никак не вернуть ею снова». Точно по смерти для них нет большего зла и несчастья, Чем непрерывно страдать иссушающей жгучею жаждой Иль угнетенному быть неуёмным иным вожделеньем. <Но ведь никто о себе и о жизни своей не жалеет, л л Если и тело и ум погружаются в сон безмятежный. Ибо охотно идем мы на то, чтобы сон этот вечно Длился, и мы никогда о себе не тоскуем при этом. И тем не менее тут во всем нашем теле и членах Первоначала всегда сохраняют движения чувства, Раз, пробудившись от сна, человек ободряется снова. Смерть, таким образом, нас еще меньше касается, если Можно быть меньше того, что ничто представляет собою, Ибо материя тут в беспорядок сильнейший приходит И расторгается в нас со смертью: никто не проснется, Только лишь хладный конец положит предел нашей жизни.

Если же тут, наконец, сама начала бы природа Вдруг говорить и средь нас кого-нибудь так упрекнула: «Что тебя, смертный, гнетет и тревожит безмерно печалью Горькою? Что изнываешь и плачешь при мысли о смерти?

Ведь коль минувшая жизнь пошла тебе впрок перед этим И не напрасно прошли и исчезли все ее блага, Будто в пробитый сосуд налитые, утекши бесследно, Что ж не уходишь, как гость, пресыщенный пиршеством

жизни,

И не вкушаешь, глупец, равнодушно покой безмятежный? Если же всё достоянье твое растеклось и погибло, В тягость вся жизнь тебе стала, — к чему же ты ищешь прибавки, Раз она так же опять пропадет и задаром исчезнет, А не положишь конца этой жизни и всем ее мукам? Нету меня ничего, что тебе смастерить и придумать Я бы в утеху могла: остается извечно всё то же; Даже коль тело твое одряхлеть не успело и члены Не ослабели от лет, — всё равно, остается всё то же. Если тебе пережить суждено поколенья людские Иль, если, лучше сказать, даже вовсе избегнешь ты смерти». Что же мы скажем в ответ, как не то, что природа законный Иск предъявляет, вставая в защиту правого дела? Если ж печалится так человек пожилой или старый И о кончине своей сокрушается больше, чем должно, • j, То не в праве ль она еще более резко прикрикнуть: < л «Прочь со слезами, брехун, уйми свои жалобы тотчас!, •> Жизни все блага познав, стариком ты сделался дряхлым! Пренебрегая наличным, о том, чего нет, ты. мечтаешь: Вот и прошла, ускользнув, твоя жизнь и без прока погибла, И неожиданно смерть подошла к твоему изголовью. Раньше, чем мог бы уйти ты из жизни, довольный и сытый. Но тем не менее брось всё то, что годам твоим чуждо, И равнодушно отдай свое место потомкам: так надо», ^г' Думаю, такукорять и бранить нас вправе природа, о ,••"•• Ибо отжившее всё вытесняется новым и вещи ms Восстанавливаются вновь одни из других непременно. И не уходит никто в преисподней мрачную бездну, Ибо запас вещества поколениям нужен грядущим, Но и они за тобой последуют, жизнь завершивши; И потому-то, как ты, они сгинули раньше и сгинут. Так возникает всегда неизменно одно из другою. В собственность жизнь никому не дается, а только на время. Ты посмотри: как мало для нас значенья имела Вечного времени часть, что прошла перед нашим рожденьем. Это грядущих времен нам зеркало ставит природа

Для созерцанья того, что наступит по нашей кончине:. Разве там что-нибудь ужас наводит иль мрачное что-то Видится там, а не то, что всякого сна безмятежней?

Всё, что, согласно молве, в глубине Ахеронта сокрыто, Всё, очевидно, у нас в самой жизни находится здешней. Тантала нет, что боится висящего в воздухе камня, Как говорят, цепенея, несчастный, от страха пустого; В жизни скорее гнетет напрасный страх пред богами Смертных, и каждый судьбы и случайностей рока трепещет. И не когтят в Ахеронте лежащего Тития птицы, *. Да и не могут они несомненно в груди его мощного *0 - Вечно себе находить предмет для терзаний бессменных}® Как ни громадны его распростертого тела размеры; • •>*•*' Хоть бы распластан он был не на девять югеров только, А занимали бы всю поверхность земли его члены, Всё-таки он бы не смог ни мучений вытерпеть вечных, Ни доставлять непрерывно им пищи собственным телом. Титийу нас — это тот, кто лежит, пораженный любовью, Птицы терзают его — то мучительно гложет тревога Или же рвут на куски иные заботы и страсти. Также у нас и Сизиф пред глазами находится в жизни: Кто от народа секир жестоких и ликторских связок Жадно ждет, но всегда пораженный и мрачный уходит; '•• Ибо стремиться ко власти, что тщетно всегда и ничтожно,-^ Тягостный труд вынося при этом еще постоянно, *; W Это всё то же, что в гору толкать с напряженным усильем '•*; • Камень, который, уже достигнув самой вершины, '"''' Всё-таки катится вниз и опять на равнину несется, /(алее, вечно питать ненасытную духа природу, Не в состояньи ее удовольствовать благами теми, Что доставляют для нас времен годовых перемены, В круговороте своем принося и плоды и утехи Всякие (мы ж никогда не довольны жизни дарами), — Это, по-моему, то же, что нам говорят о гнетущих Девах, которые воду в пробитый сосуд наливают, Он же никак до краев наполниться влагой не может. Что же до Кербера, Фурий, а также лишенного света Тартара, что изрыгает из пасти ужасное пламя, — Этого нету нигде, да и быть, безусловно, не может. Страх наказаний зато суи^ествует при жизни за наши.

Злые дела по заслугам и кара за нашу преступность: Тюрьмы, свержение вниз со скалы жестокое, плети, Факелы, пытки, смола, палачи, раскаленные прутья. Ежели даже их нет налицо, то сознанье проступков Всё-таки мучит людей и стрекалами жалит боязни; Нет у них и надежд, что конец этим бедам наступит Иль хоть какой-то предел наказаниям будет положен: Ждут и боятся они ухудшения их после смерти. Так и становится, жизнь у глупцов, наконец, Ахеронтом,

Вот что еще ты. себе говори иногда в назиданье: «Собственных света очей даже Анк достославный лишился, Ну, а насколько же был он лучше тебя, нечестивца; Много затем и других, и царей и владык многомощных, j >.• Целыми правивших властно народами, тоже погибло; ' i ore-. \ Даже и тот, кто когда-то по волнам великого моря ^««йр Путь проложил и открыл легионам дорогу по глуби, unjtr'<8SN Кто научил их пешком проходить по соленым >**&««? А.

пространствам,

Дерзко скакал на конях по пучинам рокочущим почта, '5гЛ Света лишился и дух из смертного выпустил тела. И Сципион, эта молния войн и гроза Карфагена, Отдал кости земле, как самый последний прислужник, t,ж Вспомни создателей ты и наук и художеств изящных, Вспомни сопутников Муз геликонских, Гомера, который "лН Скиптром один овладел, но почил, как и прочие люди. тО И, наконец, Демокрит, когда уже зрелая старость ••-л W Предупредила его о слабеющей силе рассудка, " iw «%Д Сам добровольно понес свою голову смерти навстречу. "'. i Сам Эпикур отошел по свершении поприща жизни,,'! Он, превзошедший людей дарованьем своим и затмивший Всех, как и звезды, всходя, затмевает эфирное солнце. Что ж сомневаешься тут и на смерть негодуешь свою ты, Чья и живого вся жизнь и зрячего смерти подобна, Раз ты проводишь во сне ее большую долю бесцельно, Если, и бодрствуя, ты храпишь и живешь в сновиденьях, Ужасом вздорным всегда возмущая свой ум беспокойный, Часто не в силах понять, что тебя угнетает, когда ты, Жалкий, страдаешь, бедняк, опьяненный заботами вечно И в помраченьи ума волнуешься ты понапрасну?»

Если бы люди могли настолько же, как они, видно, Чувствуют бремя, их дух давящее гнетом тяжелым,

Также сознать и причины его, и откуда такая, Камнем гнетущая грудь, появилась страданий громада, Жизни бы так не вели, как обычно ведут ее нынче, Не сознавая, чего они сами хотят, постоянно К. мест перемене стремясь, чтоб избавиться этим от гнета. Часто палаты свои покидает, кому опостылел. Собственный дом, но туда возвращается снова внезапно, Не находя вне его никакого себе облегченья; Вот он своих рысаков сломя голову гонит в именье, Точно спешит на пожар для спасенья горящего дома, Но начинает зевать, и порога еще не коснувшись; Иль погружается в сон тяжелый, забыться желая, Или же в город спешит поскорее опять возвратиться. Так-то вот каждый бежит от себя и, понятно, не может Прочь убежать; поневоле с собой остается в досаде, Ибо причины своей болезни недужный не знает. А понимай он ее, он бы, всё остальное оставив, Прежде всего природу вещей постарался постигнуть. Дело ведь здесь не идет о каком-нибудь часе едином, А состоянъи, в каком неизбежно все смертные люди Должны по смерти своей во веки веков оставаться. Что ж, наконец, за несчастная страсть и привязанность

к жизни

Нас заставляет всегда трепетать в постоянной тревоге? Л Определенный предел установлен для века людского, ж> И ожидает нас всех неизбежная встреча со смертью. '!Т Кроме того, обращаясь всегда в окружении том же, Новых добиться утех нельзя продолжением жизни: То, чего у нас нет, представляется нам вожделенным, Но, достигая его, вожделенно мы ищем другого, И неуёмной всегда томимся мы жаждою жизни. Нам неизвестно, какой нам выпадет жребий в грядущем, Что нам готовит судьба и какой нас конец ожидает. На волос даже нельзя продлением жизни уменьшить Длительность смерти никак и добиться ее сокращенъя, Чтобы поменьше могли мы пробыть в состоянии смерти. Сколько угодно прожить поколений поэтому можешь, Всё-таки вечная смерть непременно тебя ожидает. В небытии пребывать суждено одинаково долго Тем, кто конец положил своей жизни сегодня, и также Тем, кто скончался уже на месяцы, раньше и годы.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 440. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия