Студопедия — I. ЛОГИКА А. Теория познания
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

I. ЛОГИКА А. Теория познания






Аэцип IV 12,1 —5 (Арнич II, № 54). Чем различают­ся между собой представление и представляемое, во­ображение и воображаемое? Хрисипп говорит, что эти четыре [термина] следует различать. Представле­ние — это впечатление, рождающееся в душе и выра­жающее в себе то, что его произвело. Например, ког­да мы глазами видим белое, — это впечатление, рож-

дающееся в душе благодаря видению. Исходя из это­го впечатления, мы можем сказать, что оно имеет своим основанием белое, которое воздействовало на нас. Подобное [происходит], когда [впечатление вы­звано] осязанием или обонянием. Phantasia происхо­дит от phos. В самом деле, подобно тому как свет за­ставляет видеть себя самого и то, что он окружает, так и представление заставляет видеть себя само и то, что его произвело.

Представляемое — это то, что вызывает представ­ление, как, например, белое или холодное, и вообще все, что может воздействовать на душу, есть пред­ставляемое.

Воображение — это призрак, впечатление, возни­кающее в душе, но без представляемого, как, напри­мер, если бы кто-нибудь боролся с тенью и пусто­той; представление имеет споим основанием пред­ставляемое, воображение пет.

Воображаемое — это то, к чему мы влечемся в тщетном движении воображения; это то, что про­исходит у душевнобольных и одержимых.

Диоген Лаэртский VII. (50) Существует различие между представлением и воображаемым; воображае­мое — это видимость мысли, как это бывает в снови­дениях, а представление — это отпечаток на душе, то есть изменение, как это показывает Хрисипп в двенадцатой книге о душе. В то же время нельзя этот отпечаток считать следом от перстня с печатью: ведь не может много следов в одно и то же время воз­никнуть на одном и том же месте. Под представлени­ем понимается отпечаток, след и знак от существую­щего, который не может возникать от несуществую­щего. (51) По мнению стоиков, одни представления чувственные, другие нет. Чувственные те, что вос­принимаются одним или несколькими органами чувств, нечувственные те, что постигаются мышле­нием, например бестелесное и все прочее, постигае­мое только разумом. Чувственные представления возникают от существующего, и им сопутствует на­ше согласие и одобрение. Имеются и мнимые пред­ставления, как будто возникающие от существую-

щих вещей. Далее, одни представления разумные, другие неразумные: разумные присущи разумным существам, неразумные — лишенным разума. Пред­ставления разумные — это мысли, а неразумные еще не получили названия. Кроме того, одни связаны со знанием дела, другие нет, поэтому мысленный образ рассматривается по-разному человеком сведущим и несведущим.

Диоген Лаэртский VII. (45) Представление — это отпечаток на душе, а название взято от следов, полу­чаемых на воске от печатки перстня. (46) Среди представлений одни постигающие, другие непости­гающие.

Цицерон Acad. prior. II145- Никто, кроме мудреца, ничего не знает. И это Зенон разъяснял жестом: по­казав свою правую руку с вытянутыми пальцами, он говорил: «Вот образ»; затем, немного согнув пальцы, заявлял: «Вот согласие»; наконец, полностью сжав пальцы в кулак, он восклицал: «А это постижение». На основании такого уподобления он дал этому яв­лению не употреблявшееся ранее название katalep-sis. Затем он протягивал левую руку и, сильно сжимая ею кулак, говорил, что это знание, которым никто, кроме мудреца, не обладает. Но [даже сами] стоики обыкновенно не говорят, кто мудрец или кто был та-коным.

ДиогенЛаэртский VII48—49- Вот что говорит Диокл из Магнесии в своем «Обзоре философов»: «Стоикам угодно придавать главное значение учению о представ­лении и ощущении, так как мерило, при помощи кото­рого познается истинность вещей, есть по роду своему представление и так как учение о признании, постиже­нии и мышлении, предшествующих всему другому, не возникает без представления. Действительно, снача­ла появляется представление, затем мышление, способ­ное выражать то, что вызвано представлением, и пере­давать его речью».

ДиогенЛаэртский VII54- Стоики говорят, что ме­рилом истинности бывает постигающее представ­ление, то есть исходящее от существующего, как об этом говорит Хрисипп в двенадцатой книге о явле-

' ииях природы, а также Антипатр и Аполлодор. Боэт допускает больше мерил: ум, ощущение, стремление и знание. Но Хрисипп, не соглашаясь с ним, в первой книге о разуме говорит, что мерилами служат ощу­щение и предвосхищение. А предвосхищение — это прирожденное понимание общего. Другие же из бо-

•лее ранних стоиков считают мерилом верное рас­суждение, как это делает Посидоний в книге о ме­риле.

Диоген Лаэртский VII52. По мнению стоиков, ощущение — это пневма, которая исходит от управ­ляющей силы [души] и простирается на чувства, ^ также постижение с помощью чувств и устройство органов чувств, коего некоторым людям недостает. Действие органов чувств стоики называют ощуще­нием. По их мнению, постижение происходит или через ощущение, как, например, [постижение] бело­го и черного, шероховатого и гладкого, или посред-

•сгвом разума, как, например, [постижение] того, что выведено на основании доказательства, например что боги существуют и что они осуществляют про­видение.

Псевдоплутарх deplac.phil. IV4. Стоики говорят,

что душа состоит из восьми частей: пять чувств — зре-

1-ние, слух, обоняние, вкус, осязание; шестая часть —

• голос; седьмая — воспроизводительная часть; вось­мая — управляющая, которая распоряжается всеми остальными и пользуется своими орудиями, как ось­миног щупальцами.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 379. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия