Зарождение библиотеки в античную эпохуБиблиотека как социальный институт возникла в качестве хранилища памятников письменности любого назначения. Ее зарождение относится к столь глубокой древности, что датировать этот факт крайне затруднительно, - можно вести речь лишь о тех библиотеках, сведения о которых сохранились в истории. Библиотека является предтечей всех других терминальных документально-коммуникационных институтов. Этимологически слово «библиотека» означает «вместилище, хранилище книг», а книгой называли любое произведение письменности. Поэтому в библиотеку направляли произведения любого назначения: художественные, деловые, административные медицинские, религиозные, исторические, дневниковые и т.д. В Библии – одном из древнейших письменных памятников человечества – как синонимы употребляются термины «книгохранилище», «библиотека», «сокровищехранилище». Последний термин означает, что в библиотеку складывали и некнижные хранилища, но книга среди них считалась наиболее ценной. В ветхозаветных библиотеках хранились кроме собственно книг, родословные списки, летописи, письма, законодательные акты, договоры, переводы, рефераты, переписи, списки, долговые расписки, распоряжения и тому подобные документы. Интеграция документов в одном месте, как бы оно не называлось, объяснялась тем, что их производство осуществлялось на единой основе: и материалы носителя, и способы, и инструменты записи для документов различного назначения применялись одни и те же; очень часто и пользователям – их крайне ограниченному контингенту – требовались документы самого различного характера. К примеру, Библия сообщает такой факт: когда персидскому царю Антарксерксу не спалось, он повелел слуге принести памятную книгу дневных записей, и ее читали перед царем (ЕСФ.6:1). Сегодня на сон грядущий принято читать интересную книжку, а в те времена ее функцию выполняла, в частности, ежедневная хроника. Библиотеки возникли практически одновременно с появлением портативных документов различного назначения, так как потребовалось такие документы собирать и хранить. История библиотек отражает развитие общественных отношений. Они возникли для обслуживания очень узкого социального слоя – жрецов, властителей, немногочисленных представителей древней учености. Наиболее древние из известных библиотек существовали шесть тысяч лет тому назад, в Древнем Шумере, т.е. в районе Персидского залива. Документы представляли собой обожженные глиняные таблички с записями, сделанными клинописью. Через несколько тысячелетий на той же территории функционировала библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала (669-633 г. до н.э.). Создание библиотеки он считал главным делом своей жизни и необычайно гордился, что не только научился ездить верхом и в колеснице, стрелять из лука, но и постиг искусство письма и умение решать сложные задачи с умножением и делением. На память о себе он сообщал: «Я велел начертать на плитах славные письмена, произведения книжного искусства, которых не изучал ни один из моих предшественников, я собрал письмена во дворце моем, я разделил их на разделы, и я, царь, любимец богов, я умею даже читать их!». Иными словами, своим высшим достоинством этот царь считал свою способность выполнять функции библиотекаря и читателя. Такое отношение к профессии библиотекаря характерно для античного мира на протяжении нескольких тысячелетий. Библиотеками располагали верховные правители Египта, Китая, Индии, Израиля. В частности, египетский царь Озимандий вокруг своей гробницы построил несколько зданий, и одним их них была библиотека. Она была украшена статуями всех египетских богов, а при входе имела надпись: «Сокровищница, врачующая душу» (по другим переводам, «Аптека для души», «Лечебница души»). Двум библиотекарям этого фараона была оказана величайшая для тех времен почесть: при похоронах Озимандия их убили и положили рядом с фараоном, чтобы они могли обслуживать фараона и в загробном мире. Из библиотеки Древней Греции наиболее известна Александрийская библиотека (северный Египет). Город Александрию основал величайший завоеватель Александр Македонский – ученик Аристотеля, выдающегося мыслителя и владельца уникальной библиотеки, располагавшейся в Александрии. Храм муз, или Мусейон, представлял собою великолепный архитектурный ансамбль, в котором вокруг библиотеки были сосредоточены театр, университет, обсерватория, ботанический сад и зоопарк. В течение трех веков Мусейон был основным научным и культурным центром эллинов. Слава Александрии померкла после того, как уникальная библиотека сгорела (III в.). В конце XX в. египетское правительство при поддержке ЮНЕСКО возрождает эту библиотеку. По мировой известности, определявшийся богатством книжного фонда, с Александрийской библиотекой соперничала Пергамская библиотека (на территории современной Турции). Первые учебные библиотеки появились в Афинском университете и Родосской гимназии (II-I вв. до н.э.), одновременно возникли отраслевые библиотеки, а затем публичные (Древний Рим).
|