Гуманистическое направление. Психотерапия Ф. Перлза, К. Роджерса.
Наряду с термином «гуманистическое направление» его также часто обозначают как «экзистенциально-гуманистическое» или «опытное» направление. В основе гуманистической психологии лежит философия европейского экзистенциализма и феноменологический подход. Экзистенциализм привнес в гуманистическую психологию интерес к проявлениям человеческого бытия и становлению человека, феноменология — описательный подход к человеку, без предварительных теоретических построений, интерес к субъективной (личной) реальности, к субъективному опыту, опыту непосредственного переживания («здесь и сейчас») как основному феномену в изучении и понимании человека. Здесь можно также найти и некоторое влияние восточной философии, которая стремится к соединению души и тела в единстве человеческого духовного начала. Предметом гуманистической психологии является личность как уникальная целостная система, не являющаяся чем-то заранее данным, а представляющая собой открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку. Концепция личности. Гуманистическая психология во многом развивалась как альтернатива психоанализу и бихевиоризму. Один из виднейших представителей этого подхода Мэй писал, что «понимание человека как пучка инстинктов или собрания рефлекторных схем приводит к потере человеческой сущности». Гуманистическая психология провозгласила свой собственный подход к проблеме человека. Она рассматривает личность как уникальное, целостное образование, понять которую за счет анализа отдельных проявлений и составляющих просто невозможно. Именно целостный подход к человеку как уникальной личности является одним из фундаментальных положений гуманистической психологии. Основными мотивами, движущими силами и детерминантами личностного развития являются специфически человеческие свойства — стремление к развитию и осуществлению своих потенциальных возможностей, стремление к самореализации, самовыражению, самоактуализации, к осуществлению определенных жизненных целей, раскрытию смысла собственного существования. Личность рассматривается как постоянно развивающаяся, стремящаяся к своему «полному функционированию», не как нечто заранее данное, а как возможность самоактуализации. Основные принципы гуманистической психологии формулируются следующим образом: признание целостного характера природы человека, роли сознательного опыта, свободы воли, спонтанности и творческих возможностей человека, способности к росту. Самоактуализация является одним из важнейших понятий в гуманистической психологии и понимается как процесс, сущность которого состоит в наиболее полном развитии, раскрытии и реализации способностей и возможностей человека, актуализации его личностного потенциала. Самоактуализация способствует тому, чтобы человек мог стать тем, кем он может стать на самом деле, и, следовательно, жить осмысленно, полно и совершенно. Потребность в самоактуализации выступает как высшая человеческая потребность, как главный мотивационный фактор. Однако эта потребность проявляется и определяет поведение человека лишь в том случае, если удовлетворены другие, нижележащие потребности. Один из основателей гуманистической психологии Маслоу разработал иерархическую модель потребностей. Карл Роджерс является основателем феноменологического направления в психологии. Основная тенденция человеческого существа – актуализировать свои потенциальные возможности. Тенденция актуализации – единственная движущая сила, все другие мотивы можно рассматривать как направленные на сохранение жизни и самосовершенствование. Потребность в самоактуализации частично берет свое начало в биологических процессах – клетки организма растут, дифференцируются, делятся, - «актуализация» на организменном уровне. Человек по своей природе добр, и Роджерс отрицал деструктивность и эгоизм как нечто присущее человеку. Роджерс считал человека активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним. Феноменологическая направленность теории Роджерса подразумевает, что реальным для индивида является только то, что существует в пределах субъективного опыта человека. Поведение человека можно объяснить только с позиции его системы координат, которая в каждом конкретном случае сугубо индивидуальна. Понять человека возможно лишь в контексте его психологической реальности, «взглянув на ситуацию его глазами», постигнув его внутренний мир. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения. Соответственно, для понимания проблем человека необходимо изучать его субъективные переживания, определяющие его поведение. Важным пунктом в теории Роджерса является Я-концепция – субъективное представление человека о самом себе, о своем взаимодействии с миром, а также ценности, связанные с этими представлениями. Я-концепция доступна осознанию, хотя и не обязательно осознается. Другими словами, Я-концепция отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя, она часто отражает то, как мы видим себя в связи с различными ролями, которые мы играем в жизни. Я-концепция включает в себя не только наши представления о том, какие мы есть, но и то, какими мы хотели бы быть. Этот компонент Роджерс назвал Я-идеальное. Это все те характеристики, которыми человек хотел бы обладать, но пока не обладает. Это «Я», которое человек больше всего ценит и к которому стремится. Я- концепция характеризуется достаточной целостностью, хотя и может меняться в результате нового опыта. Несмотря на изменения, у людей сохраняется ощущение, что они остаются сами собой. Я-концепция формируется, начиная с раннего детства, на основе оценивания ребенка другими людьми. Сначала младенец не разделяет себя и окружающий мир – то есть не обладает самостью. По мере развития он учится отличать себя от остального мира, начинает ощущать себя как отдельный объект, что является основой для последующего формирования Я-концепции. На развитие Я-концепции решающее влияние оказывает ближайшее социальное окружение – родители, братья и сестры, другие родственники. Для адекватного формирования Я-концепции необходимо положительное внимание – универсальная устойчивая потребность человека. Впервые эта потребность выражается у ребенка как потребность в любви и заботе, а впоследствии сохраняется в удовлетворении человека при его одобрении другими людьми и фрустрацией, когда им остаются недовольны. Потребность в позитивном внимании играет важную роль в воспитании, когда дети получают представление, что определенное поведение одобряется взрослыми и приводит к позитивному вниманию, а другое – лишает. Это так называемое обусловленное позитивное внимание, или условие ценности. По мнению Роджерса, условие ценности причиняет вред ребенку в его становлении как полноценно функционирующего индивида – он зависим от мнения окружающих, ограничивает свой опыт только тем, что одобряется значимыми близкими. В таких условиях у человека могут возникнуть трудности с осознанием того, кем он хочет быть. В противоположность условиям ценности Роджерс выделил безусловное позитивное внимание, которое не зависит от конкретного поведения человека – в любом случае индивид оценивается положительно. Примером может служить внимание, которое мать уделяет своему ребенку – не потому, что тот ведет себя определенным образом и оправдывает ее ожидания, а просто потому, что он ее ребенок. По мнению Роджерса, безусловное позитивное внимание – обязательное условие актуализации ребенка. Это означает, что ребенка любят без всяких условий и оговорок. Это не подразумевает атмосферы вседозволенности – просто ребенок не лишается любви ни при каких обстоятельствах, даже если он ведет себя несносно. Роджерс выделил следующие характеристики полноценно функционирующих людей: Открытость переживанию – способность осознавать свои самые глубокие чувства и мысли, в том числе и негативные. Экзистенциальный образ жизни – тенденция жить полноценно, осознанно и насыщенно в каждый момент существования. Организмическое доверие – способность принимать решения, ориентируясь на собственные внутренние ощущения, а не на внешние авторитеты и собственные шаблоны поведения из прошлого. Эмпирическая свобода – возможность жить свободно, без ограничений и запретов, то есть человек способен сделать практически всё, что хочет – но и только он отвечает за собственные поступки. Креативность – способность творчески, гибко разрешать жизненные проблемы и приспосабливаться к меняющимся условиям окружения. Согласно взглядам Роджерса, психологические проблемы возникают в том случае, если какой-то новый опыт (на уровне поведения или эмоций) не согласуется с Я-концепцией индивида, в результате чего возникает тревога. Причем, это несоответствие может не осознаваться. При угрозе целостности Я-концепции могут сработать механизмы защиты, направленные на сохранение представлений человека о самом себе и собственных ценностях. Роджерс выделил два таких механизма: 1) искажение восприятия; 2) отрицание. Если механизмы защиты не помогают и переживания человека не согласуются с его Я-концепцией (неконгруэнтность), тревога может возрасти до невротического уровня. При полной неэффективности защиты могут возникнуть психотические расстройства, когда «Я» не способно оградить себя от натиска угрожающих переживаний. Подобным образом Роджерс объяснял и развитие личностных расстройств, когда несоответствие между Я-концепцией и переживанием определяет тяжесть психологической дезадаптации. Согласно теории Роджерса, все психические расстройства можно разделить на три группы по отношению к переживанию неконгруэнтности: Расстройства без переживания неконгруэнтности: у этих пациентов расстройство уживается с их Я-концепцией, когда больше страдает окружение пациента, чем он сам. Примером могут служить личностные расстройства, расстройства привычек и влечений. Расстройства с компенсированным переживанием неконгруэнтности: хотя здесь имеются симптомы вследствие неконгруэнтности, но они не переживаются как угрожающие, потому что есть достаточная толерантность к неконгруэнтности. Например, человек имеет компенсированное тревожное расстройство, скажем, простую фобию, которая вполне уживается с Я-концепцией. Расстройства с декомпенсированным переживанием неконгруэнтности: человек, по крайней мере, иногда замечает, что он неконгруэнтен, и имеет мотивацию к изменению. Сюда относятся многие невротические расстройства: депрессивные, фобические, тревожные, навязчивые, диссоциативные и соматоформные расстройства, а также нарушения адаптации. Таким образом, расстройство, по Роджерсу, связано с невозможностью интегрировать новый опыт, что может быть, в частности связано, с ригидной дисфункциональной Я-концепцией. Противоположность расстройству – полностью функционирующая личность, принципиально гибкая и открытая новым переживаниям, способная полноценно общаться и накапливать жизненный опыт. Гештальт-терапия была создана Ф. Перлзом в начале 50-х годов XX в. Ф. Перлз считал, что подлинно целостный (холистический) взгляд на человека и психотерапию требует существенной деин-теллектуализации. В попытке понять человеческую природу происходит переоценивание интеллекта, который Ф. Перлз сравнивал с компьютером. Согласно взглядам гештальт-терапии, в основе всех нарушений лежит ограничение способности индивида к поддержанию оптимального равновесия со средой, нарушение процесса саморегуляции организма. В гештальт-терапии описывается пять наиболее часто встречающихся форм нарушения взаимодействия (контакта) между индивидом и средой. /. Интроекция — склонность человека неразборчиво поглощать и присваивать любые нормы, стандарты поведения, взгляды, мнения, ценности других людей, не пытаясь в них разобраться и критически переосмыслить. 2. Проекция представляет собой отмежевание от некоторых аспектов собственной личности и приписывание их окружению. Это связано с ригидной «Я-концепцией». Эмоции, установки или элементы поведения, не соответствующие или угрожающие такой «Я-концепции», отчуждаются и проецируются вовне, а возникающие за счет этого «дыры» заполняются благодаря интроекции. С этим механизмом связаны отказ от ответственности за свои действия и попытка переложить ответственность на среду за то, что происходит с человеком («что-то толкнуло меня на это», «что-то заставило меня сделать это»). Человек видит мир и других людей холодными, враждебными, агрессивными, в то время как это — его собственные чувства. Существует несколько видов проекции: S зеркальная, при которой человек находит в других людях черты или свойства, которые ему нравятся и желанны; S дополнительная (комплементарная), когда другим приписываются характеристики, с помощью которых можно оправдать свои действия и поступки; S катартическая, состоящая в том, что человек освобождается от своих негативных свойств, приписывая их другим; •S атрибутивная, когда окружающие наделяются собственными мотивами и потребностями. Проекция и интроекция тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга, образуя пространство внутренней несвободы и внешней скованности. Интроецирующий индивид теряет свою личностную идентичность, собирая осколки «чужих», проецирующий — разбрасывая ее вокруг себя. 3. Ретрофлексия («обращение на себя»). Человек, которому свойственна данная форма нарушения, пытается отделиться от окружения и направить на самого себя действия, первичной целью которых была внешняя среда. Возможны два типа ретрофлексии: когда человек делает себе то, что он хотел бы сделать другим (упрекает, обвиняет, наказывает), или то, что хотел бы получить от других (жалеет, восхищается). Показателем ретрофлексии является использование в речи возвратных местоимений и частиц («Я должен заставить себя сделать это»; «Я стыжусь самого себя»; «Я должен владеть собой»). 4. Конфлюенция (слияние) состоит в том, что человек вообще не чувствует границы между «Я» и «не-Я». В состоянии слияния (ребенка с матерью, индивида с группой, влюбленного со своей возлюбленной) происходит полное отождествление с другим (другими), отказ от различий, чувства реальности собственного «Я». Патологическое слияние особенно часто возникает в семейных (супружеских и детско-родительских) отношениях. Когда слияние и стирание границ между собой и окружением становится хроническим, человек утрачивает способность чувствовать, кто же он есть на самом деле, и не способен к контакту ни с окружением, ни с самим собой. По словам Ф. Перлза, интроецирующий индивид делает то, чего от него хотят другие; проецирующий же делает другим то, в чем он сам их обвиняет; находящийся в патологическом слиянии не знает, кто кому что делает, а ретрофлексирующий делает себе то, что хотел бы сделать другим. 5. Дефлексия (уклонение) позволяет избегать нежелательного контакта (с определенным человеком или аспектом реальности). Иногда дефлексия направлена на уклонение от контакта со своими собственными желаниями или чувствами. Уклоняющееся поведение позволяет личности отгородиться от мира и от себя, усиливая контактную границу или делая ее непроницаемой. Дефлексия противоположна слиянию, в чрезвычайных ситуациях эти механизмы иногда переходят друг в друга, и человек бросается от экзистенциального одиночества к публичной демонстрации любви ко всем. Дефлексия может проявляться в форме разговора общими фразами, болтливости, шутовства, избегания смотреть в глаза собеседнику, ритуальности и условности поведения, «сглаживания» конфликтных проблем и т. д. Эготизм (изоляция) — наиболее тяжелый тип нарушения контактной границы. Субъект изолирован как от внешнего мира, так и от внутреннего. Он отторгает других людей с их чувствами и поступками, а также свои собственные глубинные импульсы. Его поведение в основном соответствует уровню «клише» и состоит из автоматизированных, стереотипных действий. Он редко поднимается даже до уровня «ролей», на котором выражена тенденция манипулировать другими в собственных интересах. Но в состоянии изоляции легко достигнуть уровня «тупика», когда любое поведение влечет за собой переживание беспомощности и безысходности. По мнению Ф. Перлза, невроз состоит из 5 уровней (слоев), через которые должен проходить процесс терапии на пути к открытию клиентом своей истинной индивидуальности. 1-й уровень — уровень фальшивых отношений, игр и ролей. 2-й уровень — фобический. Он связан с осознанием «фальшивого» поведения и манипуляций. Но при этом человек представляет себе, какие последствия могут быть, начинает вести себя искренно, и его охватывает чувство страха. 3-й уровень — тупик, безвыходное положение. Пройдя два первых уровня, перестав играть не свойственные ему роли, отказавшись от притворства перед самим собой, человек начинает испытывать чувство пустоты и небытия. Он оказывается на третьем уровне в ловушке и с чувством потерянности. Человек переживает утрату поддержки извне. Но он еще не готов или не хочет использовать свои ресурсы. 4-й уровень — имплозия. Здесь человек с горем, отчаянием, отвращением к себе может прийти к полному пониманию того, как он ограничил и подавил себя. На этом уровне человек может испытывать страх смерти или даже ощущение, что он умирает. 5-й уровень — эксплозия. Достижение этого уровня означает, что человек стал аутентичной личностью, обрел способность к переживанию и выражению своих эмоций. Эксплозия — глубокое и интенсивное эмоциональное переживание, которое приносит облегчение и возвращает эмоциональное равновесие. В процессе гештальт-терапии самым важным вопросом является мобилизация собственных ресурсов. Основную идею концепции изменения индивида можно выразить в следующей формулировке: «Изменение наступает тогда, когда становишься тем, кто ты есть, а не тогда, когда пытаешься стать тем, кем не являешься». Это главная идея всей гештальт-терапии.
|