Статистика
* По Конвенции ООН о правах ребенка, детьми являются граждане до 18 лет * В настоящее время в России насчитывается более 40 миллионов семей, из которых 20 миллионов имеет несовершеннолетних детей, 6 миллионов - малолетних детей в возрасте до 3 лет, более 2 миллионов - многодетные семьи. * В 1995 году денежные доходы на одного члена семьи при наличии одного ребенка составили 273 тысячи рублей, при наличии четырех детей - 100 тысяч рублей, то есть в 2,7 раза ниже. Реальные доходы семей в 1995 году по сравнению с 1994 годом сократились на 20%. Бурные 1960-е сменились затишьем в 1970-е годы. В июле 1976 г. Жак Погаш организовал на радио "Франс-культур" пять встреч между Филиппом Соллерсом - редактором "Тен-Кель" и религиозным философом Морисом Клавелем, непримиримых противников, чтобы они высказались о событиях 1968 года. Встречи проходили вяло и скучно. По всему чувствовалось, что произошла смена поколений, смена ценностей и политических ориентаций молодежи. Начиналась совершенно новая культурная эпоха - постмодернизм, когда ценится многообразие культурных форм и политических ориентаций, уважается чужое мнение, главным признается веротерпимость и плюрализм, высоко ценится самоирония и сарказм, ирония и любознательность. Социологи-бунтари Периоды оттепели, а это слово вошло в исторический лексикон отечественной науки для обозначения любых периодов гласности и либерализации, в частности, нэповский, хрущевский и горбачевский обычно сопровождаются выходом социально мыслящей публики из подполья на улицы, в редакции, на телевидение, университетские кафедры и съездовские трибуны. В такие моменты отмечается всплеск политического активизма населения (в первых рядах часто идут социологи и представители социальных наук), растут ти-ражи многих газет и журналов, оживляются дискуссии и споры по общественным вопросам, нередко переходящие в бытовые ссоры и идейные конфликты, образованная часть общества, переживая необычайный духовный подъем и рост ожиданий, предается построению утопических проектов переустройства общества, социальному романтизму, очернению и отчуждению "мрачного" прошлого, иллюзиям относительно будущего. И здесь, как ни странно, социологии в первых рядах: их можно встретить среди делегатов партийных съездов, во фракциях государственной думы, министерских кабинетах, телевизионных студиях. Политический активизм, как показывает история, чрезвычайно выгоден социологии и социологам. По своей природе это племя разрушителей тоталитарных режимов и закрытых обществ, противники идеологической монополии и цензуры слова. Выполнив свою историческую миссию, социологи моментально включаются в демократические преобразования и большинство из них добивается высоких постов при новой власти. Парадоксально, но в большинстве случаев лидерами студенческих беспорядков в конце 1960-х годов выступали именно студенты-социологи - представители науки, которая больше других ратовала за прогресс и порядок. Самой яркой фигурой являлся знаменитый французский социолог-бунтарь Д.Кон Бендит. Даниэль Кон-Бендит (Daniel Cohn-Bendit) родился в 1945 г. во Франции, по национальности немецкий еврей, но вырос он и окончил школу (1965) в Германии[565]. В молодом возрасте вернулся во Францию, где изучал социологию в университете Нантера (пригород Парижа). На протяжении длительного времени являлся идейным вдохновителем и политическим организатором студенческого протестного движения во Франции. Весной 1968 года он быстро завоевал популярность своими выступлениями, в которых говорил о необходимости разрушить буржуазное общество и применить насилие против "центров эксплуатации". Он отвергал какой-либо конкретный идеал в общественном отношении и ратовал за непрерывную революцию.
Под лозунгом <Насилие - это радость> Кон-Бендит и его соратники-анархисты устраивали погромы в Латинском квартале Парижа в майские дни 1968 г. Они строили баррикады с красным флагом, кидали в полицейских бутылки с "коктейлем Молотова", ввязывались в драки с полицией, разбрасывали листовки, в которых призывали к немедленным выступлениям против существующей системы. Разбивались витрины магазинов, переворачивались и поджигались автомашины, уничтожались деревья на бульварах и подвергались порче картины в музеях. В те бурные дни кое-кто призывал даже уничтожить Пантеон, где погребены великие французы - Вольтер, Руссо, Гюго, Марат, Жорес. Некоторые исторические памятники были осквернены хулиганскими надписями. Среди маоистских групп раздавались крики о низвержении "бастионов буржуазной культуры". Масс-медиа пугали обывателей грядущей анархией по примеру Китая. Газета "Франс-суар" опубликовала 15 мая статью под заголовком: "Во французском университете происходит культурная революция на китайский лад". В ней писалось: <Так же как в Нантере, на факультете естественных наук Парижского университета группы студентов обосновались прочно: они ночуют в спальных мешках и просыпаясь организовывают группы и комитеты по обсуждению будущего университета. Почти повсюду появляются в амфитеатрах стенные газеты в лучшем стиле китайской "культурной революции". На факультете естественных наук имеется даже "комиссия бдительности против подрывной деятельности", ибо молодые бунтари французского университета отвергают попытки "возврата к прошлому", которые предпринимают старые традиционные партии>[566]. Иногда самый веский довод в интеллектуальном споре - сказать: Fuck you! Эбби Хоффман После завершения студенческой революции в 1968 г. правительство Франции выслало его из страны. Уже в 1968 г. во Франкфурте он становится активистом движения, а затем основывает собственную группу (Революционная борьба) и вместе с Йошкой Фишером участвует в организации по осуществлению в Западной Европе социальной революции. С 1978 г. он является сначала корреспондентом, а затем издателем журнала В 1994 г. Кон Бендит стал депутатом Европарламента от французских "зеленых" и соратником министра иностранных дел ФРГ Йошки Фишера. Среди его пристрастий наблюдатели отмечают, что Кон-Бендит является страстным футбольным фанатом (www.cohn-bendit.de). Сегодня Даниэль Кон-Бендит - вполне благопристойный и добропорядочный господин, муниципальный советник в городском совете Франкфурта-на-Майне и депутат от партии "зеленых" в Европарламенте. Одинаково свободно говорит и на немецком, и на французском, очень любезно делится своими мыслями о...футболе: <С детства обожал эту игру> (http://lib.sportedu.ru). Даниэль Кон-Бендит выступает против агрессивной политики США в Ираке и России в Чечне. Тем не менее Кон-Бендит поддержал вторжение войск НАТО в Боснию и американцев в Афганистан. Бывший анархист и сегодняшний интернационалист борется с глобальным неравенством, Всемирным банком и Всемирной торговой организацией, ухудшением экологии и необольшевизмом. В интервью леволиберальной французской газете <Либерасьон> в 2004 г. Кон-Бендит уподобил чеченцев, сражающихся за свою независимость, американским индейцам, которым была уготована незавидная участь. Французский политик заявил далее, что надежды европейцев на демократизацию России развеялись, а сама эта страна становится <всё более авторитарной, если не тоталитарной>. Политик, приобретший известность как один из лидеров студенческого движения 60-х годов в Германии и во Франции, потребовал от своих коллег по Европарламенту выдвинуть посредническую инициативу в <колониальной войне>, которую Россия ведет в Чечне. В 2001 г. Даниэль Кон-Бендит оказался в центре скандала. дочь немецкой экстремистки Ульрике Майнхоф опубликовала в интернете выдержки из книги Даниэля Кон-Бендита "Большой базар", изданной в Париже в 1975 году. В конце января эти выдержки были опубликованы в британском еженедельнике "Обсервер" и только что - в парижском еженедельнике "Экспресс". Кон-Бендит рассказывает в своей книге, в частности, о том, как в семидесятых годах, будучи воспитателем в альтернативном детском саду, созданном крайне-левыми во Франкфурте-на-Майне, он позволял себе с детьми "эротические забавы". Сейчас Кон-Бендит активно защищается. В своих многочисленных интервью он говорит, что, во-первых, не вступал с этими детьмя в половые отношения; во-вторых, у него есть письма тех детей (им теперь 28-30 лет) и их родителей, подтверждающие его утверждения; в-третьих, публикация книги "Большой базар" была всего лишь "неоправданно легкомысленным" вызом, который он бросил буржуям; в-четвертых, эти страницы его старой книги вытащены на свет его политическими противниками только для того, чтобы скомпрометировать его, как политического деятеля (http://news.bbc.co.uk. 24 февраля 2001).
|