Советские хиппи
В конце 1960-х годов, примерно на 5-7 лет позже, чем на Западе, к нам пришло увлечение субкультурой хиппи. Западное движение хиппи возникло как протест молодежи против ценностей буржуазного общества. Дети богатых, респектабельных родителей от-ращивали длинные волосы, на-девали рваные джинсы и уходи-ли из семей в хипповскую об-щину, чтобы <жить в грязном ле-су и умереть в нирване>. Хиппи пропагандировали свобод-ную любовь и пацифизм. То и другое было запрещено в СССР. Многим хотелось бы жить и вести себя как они, но власти не разрешали. Борьба за <мир во всем мире>, митинги протеста против войны во Вьетнаме 1968-1970-х гг. представляли собой официально организованные и заранее планируемые мероприятия. Длинноволосых парней советские дружинники отлавливали в городских скверах и на улицах, доставляли в участок, переписывали и нередко брили наголо. О свободной любви как модели поведения и подумать было страшно. В итоге из советского хиппизма были вытравлены все содержательные элементы. Осталась лишь форма. Совет-ские хиппи не имели четкой идеологии и пе-ренимали у западных собратьев скорее образ жизни, чем образ мышления. Известно, что на культурных задворках западной цивилизации вся идейная жизнь, если она ориентирована на ценности этой цивилизации, обречена на вторичность.
Расцвет субкультуры и общественного движения хиппи в нашей стране произошел с опозданием в на 10-15 лет. В середине 1960-х, когда движение хиппи родилось на Западе, наша молодежь еще увлекалась так называемыми стилягами - упрощенным (сниженным) вариантом высокой моды: блестящие ботиночки, цветастый галстук и зауженные брюки. Хиппи одевались совершенно иначе - грязные рубашки или свитера, засаленные джинсы, рваная спортивная обувь. Стиляги и хиппи - две разные моды, две разные эпохи, но общий протест против господствующей культуры и попытка выразить в одежде свое стремление к свободе.
Субкультурой хиппи никак не могли увлекаться настоящие шестидесятники, поскольку основной их пафос - исторический оптимизм, активное участие в строительстве коммунизма, социальная энергия, воодушевление. В идеологии хиппи все наоборот: пессимизм, неверие в будущее и недоверие социальным институтам, разочарование, наконец, эскапизм - бегство от реальности. Советские критики, низвергавшие устои буржуазной морали, в чем-то были правы. Хиппизм представляет собой идеологию упадничества. Она возможна только в ситуации общественного застоя и разочарований. Именно такое время наступило в 1970-е годы в СССР. Период существования аутентичного - соответствующего истинному предназначению, функциям и содержанию - хиппизма в СССР соответствует началу 1970-х годов; место действия - Москва, Ленинград, Рига[588]. Отгремела эпоха <золотых шестидесятых>, опустился <железный занавес, усилилась цензура и политический гнет. Вчерашние романтики и студенты-комсомольцы бросились искать альтернативу лжи, убогости и серости <совка>. В культурной атмосфере <развитого социализма> зарождаются сразу две формы протестного движения - в искусстве андеграунд, в образе жизни - хиппизм.
Упадок движения в 1990-е годы связан именно с разрушением его идейных основ. Сегодня осталось мало энтузиастов, знающих её первоначальную идеологию. Наркотики, ленивое безделье, низкий интеллектуальный уровень стали отличительными чертами движения хиппи эпохи его деградации. Само движение превратилась в подобие тоталитарной секты: со своими иконами, гимнами, суррогатными "учителями". Замкнулась на символике, на прошлом, обросла стереотипами и предрассудками (www.altruism.ru). Если смотреть на историю в целом, то Система - это чисто российский феномен, своеобразный ответ советских хиппи на западный субкультурный вызов. За долгое время употребления слове "хиппи" утратило первоначальный смысл. В 1960-е годы в США молодые бунтари называли себя freaks (от англ. чудак), само же слово hippies придумали журналисты. На российской почве в этом слове перемешались чисто американские контркультурные значения и традиционно русские представления об интеллигенте, которые восходят к разночинцам-народникам и нигилистам Х1Х века. Советские хиппи построили свое государство в государстве - Систему, в которой молодые романтики старались объединить принципы утопической коммуны, свойственные Западу, с крестьянской круговой порукой и взаимовыручкой. Просуществовав почти четверть века, российский хиппизм исчерпал себя. Сегодня умы молодежи больше занимают идеи экологии, глобализма и виртуальной реальности (кибер-панки).
Хиппи-шестидесятники разбрелись кто куда. Одни остались преданными Системе и надеются возродить исконные традиции, другие пополняют ряды альтернативной, андеграундной или криминальной субкультуры, третьи неплохо вписались в официальные структуры. К примеру, в России с 1996 года действует хакерская школа, возглавляемая известным хиппи по прозвищу "Арви Хэкер". Одно время директором ДДТ был Гена Зайцев по прозвищу Хиппи-бюрократ. В стабильные периоды развития современного общества или в традиционных обществах выпавшие из общей структуры люди обычно не создают собственные организации и системы для защиты своего статуса либо создания непохожей на всех культуры. Это такие люди, которые находится в процессе перехода. В конечном итоге они входят в "Система" - пример сообщества, куда стекаются выпавшие из
Жители страны хиппи - пиплы - образуют особый мир, существующий параллельно с обычной вселенной, где проживаем мы все. То, что специалисты называют экстернальной культурой и контркультурным движением[590]. В научной литературе Система относится также к сфере андеграунда (от англ. "undeground" - подполье), контркультуры, или в отечественном лексиконе было популярно ещё словечко "неформалы". Все эти определения указывают на внеположенность - характерны приставки "контр", "под", "не". Ясно, что речь идет о чем-то противостоящем ("контр"), невидимом и скрытном (подземная), неоформленном или неформализуемом официальными средствами. Хип-система не подчиняется конституции страны, в ней нет государственных границ, чинов и постов, она не платит в казну налоги и не выбирает своих правителей. Все, что происходит там, наступает а) естественно, как восход солнца и б) стихийно - подобно броуновскому движению, в котором автономные частички перемещаются навстречу или поперек друг другу с разной скоростью, с разными целями и состоянием сознания. Тем не менее и здесь существует свой, невидимый глазу, порядок.
Созданная ими социальная сеть связей, каналов и поддержки спасла жизнь многим социальным изгоям, которые без ее помощи могли бы спиться, куда-то сгинуть, покончить жизнь самоубийством. В так называемой Системе - незримой империи хиппи - они обретали братство, моральную и материальную поддержку, находили единомышленников и формы творческой самодеятельности. В отличие от остальных неформальных движений, хиппи удалось создать свой мир и утвердить альтернативный образ жизни: его опорой выступала сеть флэтов, разбросанных по всей стране. Первоначально Система отличалась большой гибкостью и открытым характером: системные хиппи общались с множеством разных людей. Движение переплеталось с интеллигенцией и богемой, поддерживало отношения с религиозными кругами. Шёл постоянный обмен информацией, накопление опыта. В 80-е годы Система стала широким и неоднородным движением: в него влилось большое количество нонконформистов, уже не подпадавших под определение "хиппи". Появились системные пиплы, не использующие эстетику предшественников (они входили в движение наряду с системными хиппи). Хиппи же западного образца (не пиплы) в восьмидесятые практически исчезли: им на смену пришли " системные паразиты ", эксплуатирующие имидж волосатых. Это был целый поток, благодаря которому оно приобрело своё особое, неповторимое лицо. Тогда же бурно развивался и достиг расцвета русский рок (www.altruism.ru). Русский рок выражал дух движения, был его символом. Как таковой, он сам возник внутри Системы - и её идеология (метафорически) гораздо чаще выражалась в песнях, нежели открыто декларировалась в виде манифестов (говорили: "рок - это не музыка, а образ жизни"). Наличие этической основы в русском роке объясняет и его критический заряд, и преобладание социальной тематики. Люди пытались повлиять на современную культуру своим творчеством - и этим изменить мир к лучшему.
Внутри Системы были установлены чрезвычайно доверительные отношения между людьми. Декларировалась необходимость любви в любом деле, в любом начинании. Каждый пытался приблизиться к этому идеалу в своей повседневной жизни, в мыслях и поступках. Это означало "неприятие насилия и грубости, готовность помогать другим, стремление к решению конфликтов мирным способом". Система вырабатывала в людях особый характер и склонности, учила их быть добрыми в делах и светлыми в намерениях. В любых возможных ситуациях представители движения старались быть открытыми, отзывчивыми - и протягивали руку помощи тогда, когда о ней просили. Были выработаны особые традиции взаимопомощи, которые служили образцом, основой поведения людей по отношению друг к другу. Любовь и дух взаимопомощи пронизывали всю идеологию Системы. Здесь действовал приоритет духовности и интересов творчества над жизненным благополучием. Устремляясь к новым горизонтам, люди пренебрегали бытовым комфортом и карьерой: жили так, как им подсказывали убеждения. Система была социальным движением (не политическим!) и методом воздействия на общество в ней было новаторское искусство, подкреплённое личным примером. Система подчинялась принципу: "чтобы изменить мир к лучшему, сначала нужно изменить себя". Дав толчок возникновению Системы, хиппи западного образца, впоследствии, на протяжении десятилетия сосуществовали с системными хиппи. Система окончательно сформировалась как движение в Сибири, сохраняясь в этом регионе вплоть до наших дней - и, в целом, она больше характерна для провинции, чем для столиц, в которых больше интеллектуалов-одиночек (в том числе, своих людей)[591]. Базовые ценности интернациональной культуры - духовный поиск и любовь между людьми - советским хиппи приходилось отстаивать в милицейских кутузках, в столкновениях с общественностью и дружинниками, в подполье. Несмотря на свою вторичность и суррогатный характер советский хиппизм пытался быть или по крайней мере казаться оригинальным и самостоятельным феноменом, которому свойственны искренние чувства, взлет фантазии и творчества, поиск откровений, любви и человеческих отношений. Заимствованную форму советская андерграундная молодежь стремилась наполнить незаимствованным содержанием. Советские хиппи в итоге являлись такими же настоящими, подлинными, как их западные предшественники.
Как отражаются в сленге особо значимые для хиппи реалии? Первая тема - внешний облик. Для внешнего облика хиппи самое главное - волосы, на сленгe - хайр. Два других декоративных элемента - ксивник (нашейный мешочек для ношения паспорта, от ксива - письмо, бумага, любой документ - слово из уголовного жаргона) и феньки (украшения из бисера). Других специальных слов для обозначения одежды у хиппи нет, за исключением постоянно используемых избыточных англицизмов типа шузы[592]. Один из главных атрибутов хиппующих - феньки (фени, фенечки). Феньки делают из бисера, нанизан-ного на леску. У каждого цвета и сочетания цветов свое значение: черный - траур, смерть, красный - любовь, белый - чистота и невин-ность. Сочетание крас-ного с белым означает "свобод-ную любовь", черного с крас-ным - "анархию", вкрапления синего цвета - небо, дух. В начальную эпоху хиппи фенечки плели и дарили друзь-ям, в позднюю - но-сят все, кому заблагорассудит-ся, и продают на каждом углу.
Нередко феньки переходили из рук в руки и возвращались к хозяину, аккумулировав в себе тепло человеческих сердец, социальный опыт, жизненную энергию. Снять феньку - значит отказаться от каких-то отношений. Или радикально изменить их. Пока отношения сохраняются прежними, фенька живет на руке, и если вдруг рвется, ее восстанавливают (подарившего просят опять завязать ее на запястье). Считалось, что постепенно аура человека, носящего фенечку, меняет ауру фенечки и меняется сама. Если фенечка плетется "без чувства", то она не будет нормально носится. Такая фенчка - плохой сосуд для ауры. Фенька передавала впечатление о близком человеке, содержала определенное пожелание, служила знаком нашей дружбы, имела подчас длинную биографию: <Герла, подарившая мне феньку, была моим близким другом. Она была талантливым рок-исполнителем. К сожалению (эх, так и вижу тупые ухмылки тусовщиков!) ее привычка курить коноплю зачеркнула дальнейшее творчество: она больше не писала новых песен, и не исполняла старых. С герлой стало сложно общаться (стало заметным снижение памяти и интеллекта). Наблюдая, как друг гниет заживо, я ощутил, что фенька тоже омертвела: носить ее на руке стало противно, как вонючий кусок трупного мяса. При одном взгляде на феньку портилось настроение, возникало брезгливое чувство. Наконец, я снял (то есть, убил) ее. Фенька превратилась в аккуратный трупик, в музейную мумию: археологический экспонат, предмет отстраненного изучения> (http://hippies.by.ru). Хиппи общались между со-бой на своеобразном сленге, состоявшем в основном из сло-вечек, заимствованных из анг-лийского языка. Толковый словарь советского хиппи[593] формировался на протяжении четверти века и ныне он включает основные термины, такие как:
Места сборищ хиппи имеют свои сленговые названия, образованные, как правило, путем усечения официальных (Пушка - Пушкинская площадь, Нога - площадь Ногина). Иногда в создании сленговых названий присутствует стебный, то есть издевательский или иронический, элемент (Яшка - площадь Свердлова, Физкультурная - станция метро Спортивная). Однако особо значимые места имеют названия, никак не перекликающиеся с официальными ("Этажерка" - кафе в Москве, "Сайгон" - кафе на Невском в Ленинграде) [594]. Современный словарь сленга хиппи содержит более 600 слов. Его основу составляют английские, заимствованные российскими хиппи, нередко с изменением значения (так, прайс пишь сперва значило 'цена', впоследствии сохранив только отсутствующее в английском значение деньги') или произношения (хайр, брайзер), приобретая при этом вполне русские аффиксы (подфакнуться, стритовый). Источником заимствований являлись лексические пласты соседствующих социальных групп: жаргон музыкантов, сленг фарцовщиков, молодежные жаргоны (например, жаргон стиляг), жаргон уголовников (последний, впрочем, повлиял на сленг хиппи меньше, чем, например, на общеразговорный язык или жаргон школьников). Наиболее тесные пересечения у хиппи были с наркоманами, поскольку редкий хиппи не пробовал употреблять хоть какие-либо наркотические препараты. По наблюдению Ф.И. Рожанского[595], поколение хиппи 1970-х годов, довольно хорошо знавшее английский язык, сменилось поколением 1980-х, уже не блиставшим в такой же степени знанием иностранных языков. Значительно реже стали употребляться англицизмы. Словотворчество у отечественных хиппи стало иссякать. На основе такого словаря строиться живой язык общения между хиппи, понятный только посвященным. В частности, могут употребляться такие выражения, как <Только он меня вмазал, у меня крутой кайф пошел>; <Только мы скипать собрались, как приехал полис и всех винтить начал>; <Я фачился с герлами на фирменных флэтах...> (из песни); <Кабы я была кингица - спичит фёрстая герлица...> (из А.С. Пушкина; автор перевода неизвестен); <Есть маза факать водолаза> (поговорка, означающая бессмысленность предложения, отсутствие удачных перспектив); <У нас крутой облом - джеф есть, а машину никто не принес>; <подписать герлу на фак>; <Он прайсовал всю тусовку>; <Мне пэрэнт сегодня тэн дал>[596]. Свои настоящие имена хиппи заменяли на экстрава-гантные прозвища, шокирую-щие непосвященных, например, Инерция, Крот, Дикобраз, Дизи, Десс, Сталкер, Сольми, Папа Гнус и др.
Основным каналом распространения субкультуры хиппи является самиздат - форма самодеятельного творчества, тексты, изданные на средства авторов и допускающие неограниченное тиражирование (перепечатку) без согласования с ними.
|