Стиляги
Возможно, что стиляги представляли собой самую первую форму советской субкультуры, возникшей под прямым влиянием Запада. Возникновение самого термина относят к концу 1940-х годов, а расцвет стиляжничества как социального и культурного феномена - к рубежу 1950-60-х годов. Действительно слово "стиляга", вошедшее с 1948 года в обиход, с легкой руки некоего Беляева, автора фельетона в "Крокодиле", уже вовсю использовалось в пропаганде и воспитательной работе. Этот термин встал в ряд с такими словами-дубинками как "космополит безродный", "низкопоклонник", "отщепенец", "плесень", и был оскорбительным для тех, кого так называли. И если уж кого-то и назвали, то это было предупреждением, что у него могут быть неприятности - выгонят из учебного заведения, из комсомола[615]. С 1956 г. Советский Союз открывал через искусство другой мир: гастроли Бостонского и Филадельфийского симфонических оркестров, балета Алисии Алонсо, театра "Берлинер Ансамбль", Поля Робсона, победа Вэна Клайберна (Вана Клиберна) на 1-м конкурсе Чайковского, выставки П.Пикассо, Р.Гуттузо, Р.Кента, приезд Ф.Жолио Кюри, недели французского и английского кино, гастроли джаз-оркестра Бенни Гудмена в зале Лужников, открытие школ с углубленным изучением иностранных языков, и, наконец, VI Московский Всемирный фестиваль молодежи и студентов с его знаменитыми "Подмосковными вечерами" Соловьева-Седого[616]. В результате складывалась новая молодежная культура, новые ритмы, новые мелодии. В наш словарь входит новое слово - стиляга. По мнению К.Чуковского[617], новое слово стиляга произошло путем слияния древнегреческого стиль, успевшего к тому времени обрусеть, и одного из самых выразительных русских суффиксов: яг(а). Писатель напоминает, суффикс далеко не всегда передает в русской речи экспрессию морального осуждения, презрения. Кроме сутяги, бродяги, есть миляга, работяга и бедняга. Но в нашей речи этот суффикс встал в ряд с неодобрительными ыга, юга, уга и пр., что сближает стилягу с такими словами, как прощелыга, подлюга, ворюга, хапуга, выжига[618]. Спрашивается, можно ли считать это слово иноязычным, заимствованным, если русский язык при помощи своих собственных - русских - выразительных средств придал ему свой собственный - русский - характер? Вовсе не обязательно, утверждает К.И.Чуковский. Русский характер нового слова подчеркивается тем обстоятельством, что в нашей речи свободно бытуют и такие чисто русские национальные формы, как стиляжный, стиляжничать, достиляжиться и т.д. Тогда же появляется отечественный стиляга, экзотическое чудо в узких до вывиха суставов штанах, в пиджаке с ватными плечами, в немыслимом галстуке с обезьяной и пальмой. Кумиром молодежи стали лидеры западной молодежной субкультуры. От них проникла мода на стиляг. Это название произошло от <стиль> и означало: человек, умеющий и знающий, как одеваться со стилем. Пренебрежительное значение - городской пижон (в Англии их называли teddy boys). Происхождения термина никто точно не знает - одни специалисты полагают, что он пришел из западной музыки в конце 1940-х годов, другие - что из советского фельетона середины 1950-х годов, высмеивающего буржуазный образ жизни. Сами себя поклонники новой моды стилягами не называли. Слово употреблялось в уничижительном значении как обзывание. Популярная тогда Нина Дорда под аккомпанемент оркестра Эдди Рознера пела песню о стиляге, где были такие слова: "Ты его, подружка, не ругай, может он залетный попугай, может, когда маленьким он был, кто-то его на пол уронил, может болен он, бедняга, НЕТ - он просто-напросто СТИЛЯГА!"
Стиляги это, как правило, молодые люди, носившие западную одежду и усвоившие некоторые западные образцы поведения - самые внешние, например танцы, пластинки или западная одежда. Стиляги ненавидели все мещанское, добропорядочное и занудное. Они бравировали своей оригинальностью, а часто доводили ею окружающих до исступления: вон, смотри, пошел стиляга, - брезгливо морщились в след старушки у подъездов и рабочие, забивающие козла во дворике. Стиляги ненавидели огромные толстые пластинки на 78 оборотов в минуту с песнями Бунчикова и Шульженко и боготворили только еще появляющиеся и пока еще очень редкие виниловые пластинки на 33 оборота, которые были для них символом высшей справедливости и торжества человеческого разума. Среди музыкальных предпочтений, как и у многих шестидесятников, был джаз. Стилять, "шузы" на "манке", Лабаем джаз и песенка "Twist again" - вот далеко не полный культурный ассортимент 1960-х у настоящего стиляги. Однажды в Харькове даже состоялся съезд стиляг, который проводила совсем не комсомольская организация под названием "Голубая лошадь". Стиляги слушали бу-ги-вуги и первые рок-н-роллы, а книжек не читали. Но сочиняли собственные песни типа <Зиганшин буги, Зиганшин рок, Зиганшин съел второй сапог>.
Для стиляги обязательной частью гардероба являлись узкие брюки со стре-лочкой. В студенческих общежитиях, где не всегда имелись утюги, молодые люди на ночь укладывали аккуратно сложен-ные брюки под матрас - утром на каждой брючине было по стрелочке. К таким брюкам по-лагалось носить остроносые ту-фли - корочки. Андрей Битов в "Пушкинском доме" характеризует стиляг начала пятидесятых следующими словами: юноша - в узеньких брючках, в спадающем с плеч до колен зеленом (или клетчатом) пиджаке, на толстых подметках, подклеенных у предприимчивого кустаря, в пестром галстуке, повязанном микроскопическим узлом, с перстнем на руке и набриолиненным коком на голове, а главное - с особенной походкой; девушки - в юбках с разрезами и модной прической "венчик мира". Стиляг ловили комсомольские патрули, били, обрывали галстуки, прорабатывали на собраниях, выгоняли из институтов и из комсомола. Но они появлялись вновь и вновь, и место их обитания во всех городах называлось "Брод", сокращенное от "Бродвей". Врезка
|