ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 110 страница
Идейно-эстетич. размежевание усилилось в лит-ре под воздействием Окт. революции в России и демократич. движения межвоен. лет. Писатели, выступившие после 1-й мировой войны 1914—18 (-“потерянное поколением), выразили неверие молодежи в идеалы “разумного” миропорядка. Их книги полны боли за поколение, погубившее юность в окопах, проникнуты мыслью о крушении рационального и некогда устойчивого бытия. Жестокие уроки войны внушили многим из них чувство обреченности, трагичности человеческого удела, по-разному запечатленное в ранних произв. Э. Хемингуэя, Дж. Дос Пассоса, книгах Ф. С. Фицджеральда, а также Э. Э. Каммингса, впоследствии видного поэта авангардист, ориентации.
20-е гг.— время расцвета критич. реализма: набрал силу сатирик С. Льюис, творч. взлет пережил Драйзер. Обостренное восприятие красоты мира, соединившееся с сознанием безвременной духовной и эмоц. опустошенности человека, предопределяет своеобразие повествоват. средств в амер. романе этого периода. Проза Дос Пассоса (20-е и нач. 30-х гг.), близкого к революц. лит-ре, характерна кинема тографич. приемами построения картины мира, стремлением передать динамику и контрасты огромного города. Хемингуэй широко вводит в повествование внутр. монолог и “поток сознания”, в то же время стремясь к предельному лаконизму и точности каждого штриха. Крупнейшее достижение прозы 20—30-х гг.— романы У. Фолкнера, исполненные ощущения распадающихся связей между людьми. Глубокому анализу “диалектики души” в его произв. помогает новаторская худож. концепция времени как унаследованного или приобретенного историч. опыта, к-рый активно проявляется в сознании персонажей. Мотивы одиночества переплетаются в лит-ре 20-х гг. с поисками надежного нравств. ориентира в бездуховной и аморальной амер. реальности. Анализируя действительность амер. Юга, исследуя процесс разрушения личности, неспособной освободиться от расист, предрассудков и психологии собственничества, Фолкнер не утрачивает веру в способность человека выстоять в схватке с жестоким миром. В творчестве Фолкнера, связанном с историей и текущей действительностью южных штатов США, исследованы значит, явления социальной и духовной жизни Запада 20 в.: отчужденность, кризис бурж. гуманизма, нравств. деградация личности и вместе с тем упорство рядового человека в борьбе за гуманное жизнеустройство. Отмеченная глубоким психологизмом, напряженностью коллизий и постоянным присутствием непреодоленного историч. прошлого Юга в его сегодняшней будничности, проза Фолкнера явилась высшим достижением т. н. “южной школы” совр. романа США (Р. П. Уоррен, М. Митчелл, Шерли Анн Грау, Ю. Уэлти, Карсон Мак-Каллерс, Харпер Ли, У. Стайрон, Р. Прайс), многопланово исследовавшей феномен расизма в его социальной, этич., психол. последствиях.
Романы “Американская трагедия” Драйзера, “Великий Гэтсби” Фицджеральда изображают жизненное крушение героев в атмосфере продажности и индивидуализма, к-рый овладевает их сознанием. Усиливается интерес писателей к будничному существованию “среднего американца”, к жизни амер. провинции. Ш. Андерсон ввел в лит-ру гротескный образ чудака: его герои сломлен повседневностью, духовно подавлен, жалок и трагичен в своих устремлениях к содержат. жизни и человечности. Сатирич. обличение и одновременно сострадание такому герою переплетается в романах Льюиса и новеллах Р. Ларднера, где тот же персонаж предстает то воинствующим обывателем, то жертвой господствующего в обществе равнодушия. Процесс отчуждения, обезличивания, контрасты большого индустриального города определили проблематику сб. “Дым и сталь” Сэндберга, творчества У. К. Уильямса, от авангардизма пришедшего к традициям Уитмена, X. Крейна и др. поэтов. Романы
СОЕД
==409
Т. Вулфа посвящены драме творчески одаренной и ищущей личности, сталкивающейся с косностью и безликостью окружающего мира. Синтезируя лирич. пафос и реалистич. достоверность описания, Вулф создал эпопею нового типа — “роман-поток”, передающий широкий спектр явлений бытия и течение духовной жизни героя.
Мировой экономич. кризис 1929—33 повлек за собой обострение социальных антагонизмов, что нашло широкое выражение в лит-ре США 30-х гг.— т. н. красного десятилетия. Это время качеств, сдвигов в критич. реализме, углубления его социальной проблематики, утверждения пафоса активной борьбы за гуманистич. идеалы. Писатели-демократы выступили против олигархии и угрозы фашизма. Многие из них поддерживали Нац.-революц. войну исп. народа 1936—39. Хемингуэй посвятил Испании роман “По ком звонит колокол”, свидетельствующий, как и роман “Иметь и не иметь”, о переломе в творчестве писателя, выразившего в этих книгах драматизм историч. процесса и непоколебимую веру в человека и его активный гуманизм. Льюис обличал тайных и явных приверженцев фашизма. Трудовой Америке посвятил в эти годы свое творчество Дж. Стейнбек: в романе “Гроздья гнева” он передал накал классовых боев 30-х гг., создав подлинное народно-эпич. полотно эпохи. Отголоски “Гроздьев гнева” различимы и в лучших послевоен. произв. Стейнбека, изображающих трудные судьбы рядовых людей.
Возросло влияние на лит-ру социалистич. идей. Их отстаивали Драйзер и Сэндберг; их поддерживали Дос Пассос, автор эпич. трилогии “США” об амер. жизни первых десятилетий 20 в., драматург К. Одетс, поэт А. Мак-Лиш. Заметным явлением лит-ры 30-х гг. были романы о пролетариате, создававшиеся и писателями — выходцами 'из рабочего класса. Острую социальную проблематику разрабатывали в эти годы Э. Колдуэлл, У. Сароян, П. Бак, Дж. 0'Хара, Лиллиан Хелман. Окончательно оформилась как самобытное худож. явление негритян. лит-ра. Л. Хьюз понимал задачи поэта в прямой связи с борьбой угнетенных. Р. Райт показал, как расовое неравноправие ведет к обесчеловечиванию людей (роман “Сын Америки”).
Обществ, подъем после 2-й мировой войны 1939—45 сменился полосой реакции. В условиях маккартизма нек-рые писатели (Дос Пассос, Синклер) отступились от идеалов 30-х гг. Распространилось увлечение экзистенциализмом. Следы его заметны и в книгах участников войны, создавших в целом правдивые картины армейской жизни и воен. действительности, уродующей человека. Дух милитаризма обличали Н. Мейлер, Дж. Джонс. Антифаш. книги писали Р. П. Уоррен, Кэтрин Анн Портер. К сер. 50-х гг. в амер. лит-ре окреп социально-аналитич. пафос. Трагизм бездуховного существования и обреченность поисков моральной опоры в безличном и равнодушном мире передали Дж. Сэлинджер, Дж. Апдайк. Поэты “разбитого поколения* (“битники”) А. Гинзберг, Л. Ферлингетти, прозаик Дж. Керуак, испытавшие влияние радикального нигилизма Г. Миллера, одними из первых возвестили о неприятии маккартизма и уродств “процветания”, означавшего духовную уравниловку и обществ. пассивность, и попытались возродить в лит-ре дух лирич. исповеди, традиции, ведущие к Уитмену, но их кредо, созвучное настроениям писателей 20-х гг., было отмечено налетом анархизма, и в итоге движение “битников” скоро сошло на нет. Более глубокий анализ духовных последствий маккартизма содержится в драмах А. Миллера, отстаивавшего идеи гражд. ответственности каждого за себя и за судьбы общества. Безысходно трагичны мн. пьесы Т. Уильямса, изображающего бесчеловечный хаос капиталистич. действительности, где нет места истинной красоте. Растущие барьеры между людьми, деградация моральных ценностей—тема нек-рых пьес Лоррейн Хэнсберри и Э. Олби, испытавшего влияние “театра абсурда”.
К оглавлению
==410 СОЕД
Новейшая поэзия проникнута протестом против механизации чувств человека, превращения его в “единицу статистики”. Этич. проблематика привлекает Уоррена, Р. Лоуэлла, Р. Уилбера, Дениз Левертов и др. поэтов, стремящихся передать также ощущение непредсказуемой изменчивости жизни, не укладывающейся в “рациональные” рамки. Чувство многосложности мира и обостренное внимание ко всему алогичному, причудливому, к противоречиям бытия, не разрушающим его высшей гармонии, органично передавали У. Стивене, Т. Рётке, Дж. Берримен. Поэтам воен. поколения присуще сознание глубокой психол. травмированности совр. человека, не способного найти контакт ни с др. людьми, ни с природой. В годы амер. агрессии во Вьетнаме происходила политизация поэзии, как и всей лит-ры, активно участвовавшей в антивоен. движении. Социалистич. традиции продолжал У. Лоуэнфелс. Движение за гражд. права всколыхнуло творч. силы негритян. лит-ры. Райт, освобождаясь от влияния модернизма, исследовал проблему глубокого и пагубного психол. отчуждения, вызванного расовым конфликтом. Р. Эллисон описал крах попыток юноши-негра преодолеть в себе воспитанный с детства комплекс расовой неполноценности. Дж. Болдуин пишет о мучительных усилиях негритян. интеллигенции вырваться из духовного гетто; рост гражд. самосознания черной Америки отражен в его публицистике. Нек-рым произв. негритян. писателей 60-х гг. подчас присущи левоэкстремист. перегибы.
Амер. роман 60—70-х гг. чутко улавливает противоречия обществ, жизни. В книгах мн. писателей отчетливо сказывается разочарование в системе ценностей бурж. мира, развертываются поиски духовных и нравств. ориентиров за его пределами. В произр. авангардистов такой разрыв обычно приводит либо к нигилизму, либо к оправданию аморальности. Развенчанием социальной мифологии амер. “цивилизации потребления”, сомнением в самой рациональности сущего и уж тем более — претензий общества на прогресс отмечено творчество “черных юмористов” (Дж-Барт и др.), испытавших значит, влияние В. Набокова. Реалистич. лит-ра подчеркивает ответственность героя за свой выбор, за этич. итоги жизни. Произв. Т. Уайлдера, католички Фланнери 0'Коннор, Дж. Апдайка, Дж. Чивера, Б. Маламуда, У. Стайрона, Джойс Кэрол Оутс и др. писателей в разных худож. аспектах затрагивают тему духовной пустоты и засилья псевдокультуры, побуждающих героев к бунту, нередко разрушительного характера. К. Воннегут анализирует феномен прагматич. сознания, к-рое обожествляет науку, считая излишними социальные и этич. категории. Эту тему поднимает и науч. фантастика (Р. Брэдбери). У. Перси противопоставил прагматич. ценностям христианское сознание. Успешно развиваются документ, жанры. В документ. произв. С. Теркела, Н. Мейлера и др. авторов находят отражение политич. борьба, проблемы преступности, трагич. события современности. В амер. романе этого времени по-прежнему преобладает традиц. социально-психол. ракурс изображения. Вместе с тем характерными становятся формы интеллектуального романа (С. Беллоу), романа-мифа (“Кентавр” Дж. Апдайка), романа-притчи (Дж. Гарднер), историч. стилизации (Г. Видал), худож.-документ, романа (Т. Капоте), романизированной биографии (И. Стоун). Реалистич. исследование жизни в творчестве ряда писателей осложнено влиянием экзистенциализма, фрейдизма, а порою и левацких филос.-эстетич. установок. Герои произведений, нередко разобщенные с миром, придерживаются позиции “постороннего”, тщетно пытаются сбросить бремя одиночества. В лучших книгах Стайрона, Дж. Хеллера, Т. Капоте и др. модернист, влияния преодолеваются точностью социального анализа и гуманистич. убеждениями авторов. Ряд романов последнего десятилетия посвящены защите традиц. нравственности против “контркультуры” и “чувственной вседозволенности” (Дж. Р. Херси, И. Шоу, Дж. Ирвинг, Анн Тайлер).
Лит-ра 20 в. широко откликнулась на кризис бурж. общества новейшей формации, что проявилось в разрушении личности, обострении социальных антагонизмов, нарастании нигилистич. настроений, крушении либеральных иллюзий, уродливом развитии научно-технич. революции. Поиски надежных идейных и нравств. ориентиров, стремление к актуальности и действенности иск-ва вызвали к жизни новаторские черты амер. прозы, поэзии и драматургии. Распространены приемы внутр. монолога, кинематографии, монтажа событий, документально точной фиксации переживаний. В 70-х гг. наблюдается увлечение лит-рой факта, стремление к условности, гротескности, иносказанию.
В США существует охранительная, конформистская и антикоммунистич. лит-ра. С 50-х гг. особый вес приобрела массовая литература. Ей противостоит творчество крупнейших писателей, к-рые стремятся к бескомпромиссному социальному анализу и сознают высокую ответственность иск-ва.
Лит. периодика возникла в нач. 19 в. Существ, роль В развитии лит-ры сыграли нью-йоркский журн. “Knickerbocker Magazine” (1833—65) и бостонское “North American Review”· (1815—1939; с 1878 выходило в Нью-Йорке). Эти издания объединили лучшие писательские силы своего времени. Трансценденталисты издавали журн. “Dial” (1840—44), аболиционисты—газ. “Liberator” (1851—65). Старейшие лит. журналы США —“Harper's Monthly Magazine” (с 1850) и “Atlantic Monthly” (с 1857), к-рый в 1871—81 редактировал Хоуэлс. Среди мн. журналов, адресованных массовой аудитории и заполняемых в осн. развлекательными или мещанскими по духу произв.,—“Saturday Evening Post” (1821—1969). Заметный вклад в лит-ру 20 в. внес журн. “Poetry” (с 1912). Социалистич. издания “Masses” (1911—17), “New Masses” (1926—47), “Mainstream” (1957—62) и др. активно боролись за передовую худож. культуру и за реалистич. традиции.
Изд.: Эстетика амер. романтизма, М-, 1977 (ст. амер. писателей-романтиков]; Писатели США о лит-ре, т. 1—2, M., 1982; Совр. амер. повесть, М., 1980; Поэзия США, М., 1982; Поэзия США в рус. переводах 19—20 вв., М., 1983.
φ Οаррингтон В. Л., Осн. течения амер. мысли, т. 1—3, M., 1962—63 [в т. ч. о Дж. Кеннеди, Б. Таркингтоне, Б. Франклине]; Брукс В.-В., Писатель и амер. жизнь, т. 1—2, M., 1967—71 [Г. У. Лонгфелло, Дж. Р. Лоуэлл, Г. Д. Торо, О. У. Холмс, У. Д. Хоуэлс, Р. У. Эмерсон и др.]; Маттисен ф., Ответственность критики, М., 1972 [в т.ч. об Э. По]; А л лен У., Традиция и мечта, М., 1970 [в т. ч. о Дж. Г. 0'Хара, Дж. Т. Фарреле); К а у? и М., Дом со многими окнами, М., 1973 [в т. ч. об У. Фолкнере]; Лит. история США, [пер. с англ.], т. 1—3, М., 1977—79.
Проблемы истории лит-ры США, М., 1964 [в т. ч. о Г. Мелвилле, Г. Джеймсе, Э. Синклере]; Злобин Г. П., Совр. драматургия США, 2 изд., М., 1968 [А. Миллер, К. Одетс, Ю. 0'Нил, Т. Уильяме, Л. Хэнсберри и др.]; Кашки н И., Для читателя-современника, М., 1968 (Э. Дикинсон, Э. Л. Мастере, Э. А. Робинсон, К. Сэндберг, Р. Фрост и др.]; Совр. лит-ведение США, М., 1969; Проблемы лит-ры США XX в., М., 1970 [У. Кэсер, Р. Ларднер, В. Линдзи, Э. Уортон и др. Библиография. Лит-ра США в рус. переводах, XX в.]; Мендельсон М. 0., Амер. сатирич. проза XX в., М., 1972 [в т.ч. о К. Воннегуте,?.Α. Οортер]; Старцев А., От Уитмена до Хемингуэя, М., 1972 [в т. ч. о ф. С. Фицджеральде, У. Фолкнере]; Осн. тенденции развития совр. лит-ры США, М., 1973 А. Гинзберг, Д. Левертов, Р. Лоуэлл, Т. Рётке, Ф. Рот]; Г и л е н сон Б. А., Амер. лит-ра 30-х гг. XX в., М., 1974 [К. Одетс, Дж. Л. Стеффенс, У. Д. Фрэнк и др.]; е г о ж е, Совр. негр. писатели США, М-, 1981; Амер. лит-ра и общественно-политич. борьба. 60-е — нач. 70-х гг. XX в., М., 1977 [Дж. А. Болдуин, Г. Видал, Б. Маламуд, У. Стайрон, Л. ферлингетти и др.]; Лит-ра США XX в., М., 1978 (в т.ч. о Р. П. Уоррене];? о мм А. С., Амер. драматургия 1-й пол. XX в.. Л., 1978 [в т.ч. о Т. Уайлдере]; Зверев А. М., Модернизм в лит-ре США, М., 1979 [Дж. Барт, Г. Миллер, Э. Пауяд, Г. Стайн, У. Стивене, У. К. Уильяме и др.]; его же, Амер. роман 20—30-х гг., М., 1982; Анастасьев H.A., Разочарования и надежды, М,, 1979; Мулярчик A.C., Послевоен. амер. романисты, М., 1980 [Дж. Апдайк, Н. Мейлер, Дж. Оутс, Дж. Хеллер и др.]; его же, Спор идет о человеке. О лит-ре США 2-й пол. XX в., М., 1985; Проблемы новейшей лит-ры США, К., 1981; Проблемы становления амер. лит-ры, М., 1981 [в т. ч. о X. X. Гарленде]; Романтические традиции амер. лит-ры XIX в. и современность, М., 1982; Лит-ра США в 70-е гг. XX в., М., 1983; За сур? к и и Я. Н., Амер. лит-ра XX в., 2 изд., М., 1984. A.M. Зверев.
СОИЗМЕРИМОСТЬ, то же, что изометрия. “СОКРОВЕННОЕ СКАЗАНИЕ” (иначе—“Сокровенное сказание монголов”), первый из дошедших до нас историч. и лит. памятников монголов. Написан в 1240; автор неизвестен. Включает генеалогию рода Борджигат, биографию происходившего из этого рода
Чингисхана, сведения о правлении Угедей-хана. Большую ценность имеют содержащиеся в “С. с.” остатки древних мифов, фрагменты былинного эпоса, нар. легенды и предания. Примерно треть “С. с.” написана стихами: песни, наставления и увещевания родителей сыновьям, клятвы или присяги вассалов сюзерену, посольские “слова”, традиц. благопожелания (ероолы) и восхваления (магтаалы).
В 1866 рус. востоковед П. И. Кафаров опубл. рус. пер. <С. с.”; в 1935—39 нем. монголовед Э. Хениш реконструировал и издал первонач, монг. текст и словарь, в 1941 в рус. пер. и со словарем <С. с.” было опубл. сов. ученым С. А. Козиным (1941).
СОЛЕЦИЗМ (греч. soloikismos, от назв. г. Солы, греч. колонии в Малой Азии, жители к-рой нечисто говорили по-аттически), неправильный языковой оборот как элемент стиля (обычно — “низкого”): употребление нелитературного слова (варваризм, диалектизм, вульгаризм) или сочетания слов (плеоназм, эналлага, анаколуф). Сочетания слов могут рассматриваться как частный случай морфолого-синтаксич. фигур (см. Фигуры стилистические). Граница между С. и собственно фигурами соответствует разнице между ощущением “неправильности” и ощущением “выд елейности”, т. е. очень зыбка. Собственно фигуры в отличие от С. используются обычно для создания ВЫСОКОГО СТИЛЯ. М. Л. Гаспаров.
СОМАЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра народов Сомалийской Демократич. Республики (образована в 1960). Развивается в осн. на сомали (яз. приобрел письменность на осн. лат. алфавита в 1973), а также англ. яз. Фольклор представлен героич. легендами, ист. преданиями, сказками, многочисл. пословицами и поговорками. Из поэтич. жанров наиболее распространены габай, джйфто — поэмы филос. характера, и герар, часто поев. войнам и др. конфликтам. Известен также поэтич. жанр — буранбур — короткий стих, сочиняемый исключит, женщинами. Исполнение нек-рых поэтич. произв. представляет собой синкретич. действо. Наиболее известны поэты 19 — нач. 20 вв.— Pare Угас, Каман Бульхан, Салан Аррабей, Исмаил Мире и Али Дух.
Большой вклад в развитие сомалийской поэзии внес вождь нац.-освободит, движения против англ. и итал. колонизаторов (1899—1920) Сайд Мохамед Абдилле Хасан. Среди совр. поэтов старшего поколения популярны Хаджи Адан “Аф-Каллоа”, Абдиллахи Султан “Тимоадде”, Абдиллахи Карше, Муса Хаджи Исмаил Галаль. В 70-е гг. заявили о себе Мохамед Ибрахим “Хадрауе”, Мохамед Хаши Дама “Гаррие”, Абди Кайс и др. Тесную связь с фольклором сохраняет и сомалийская проза (повести Ахмеда Артана Ханге, Шире Джамы Ахмеда; роман Фараха Мохамеда Джамы Ауля “Невежество — враг любви”). Среди сомалийских прозаиков известны также Мохамед Дахир Афрах и Нуреддин Фарах, пишущий на англ. яз. С 60-х гг. появляется драматургия; в 70-х — лит. критика; ведется работа по сохранению и изучению богатого фольклор, наследия. Ясин Исман Кенадид составил первый толковый словарь сомалийского языка (опубл. 1976).
Изд.: Сказки народов Африки, М., 1976; Поэзия Африки, т. 1, М., 1979; Сомалийские пословицы и поговорки, М., 1983.
• Букалов A.M., Национальное и интернац. в сомалийской поэзии, “Народы Азии и Африки”, 1969,?6 6; Ахмед Артан Ханге, МусаХ.И.Галаал, Омар Ау Нух, Фольклор в жизни сомалийцев, в кн.: Ученые зап. сов.-сомалийской экспедиции, М„ 1974; Andrzejewski В. W., Lewis I. M., Somali poetry: an introduction, Osrf., 1964; Andrzejewski B. W., The art f the miniature in Somali poetry, “African Language Review”, 1967, v. 6. Г. Л. Капчиц.
СОНЕТ (итал. sonetto, от прованс. sonet — песенка), твердая стихотв. форма (см. Твердые формы)', стих. из 14 строк, образующих 2 катрена (на 2 рифмы) и 2 терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во “французской” последовательности abba abba ccd eed (ccd ede) или “итальянской”— abab abab cdc dcd (или,cde cde); среди разл. отклонений от этих канонич. форм (дополнит, строки в “сонете с кодой'!', иной
СОКР—СОНЕ
==411
порядок рифм и пр.) наиболее известен “английский С.”— abab cdcd efef gg. Рекомендовались, но не стали всеобщими и нек-рые “правила” для содержания С.: строфы должны кончаться точками, слова — не повторяться, последнее слово — быть “ключевым”, 4 строфы соотноситься как тезис — развитие — антитезис — синтез или как завязка — развитие — кульминация — развязка и пр.
С. возник в Италии в 13 в. на основе строфы канцоны, упрощенной под влиянием строфики нар. песен; широкую популярность получил благодаря ф. Петрарке, став одной из осн. форм итал. лирики 15—18 вв., из итал. поэзии в 16 в. переходит в исп., португ., франц., англ. поэзию, в 17 в.— в нем., в 18 в.— рус. поэзию (В. К. Тредиаковский); в эпоху классицизма и Просвещения менее употребителен; в эпоху романтизма и символизма оживает вновь, преим. в нем., англ. и отчасти слав. лит-рах, как жанр филос., описат. и любовной лирики (У. Вордсворт, А. Мицкевич, Я. Коллар, А. А. Григорьев, Ш. Бодлер, Ж. Эредиа, Р. М. Рильке, В. Я. Брюсов, Вяч. Иванов и др.). В сов. поэзии интересны опыты И. Л. Сельвинского с венком сонетов. М. Л. Гаспаров.
СОПРОТИВЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРА, антифаш. лит-ра, сложившаяся в годы Движения Сопротивления в оккупированных странах Зап. Европы, а также в странах фаш. коалиции во время 2-й мировой войны 1939—45. Под С. л. понимаются не только произв., написанные в самом ходе борьбы с фашизмом и посвященные этой борьбе, но и произв., созданные в годы 2-й мировой войны нод воздействием освободит. движения. Вклад в С. л. внесли писатели антифаш. коалиции.
Фаш. режим, нанесший громадный ущерб культурам собств. стран, ставил своей целью уничтожение нац. культур на порабощенных территориях. В обстановке массового террора значит, часть писателей уходила в подполье (как во Франции) или в партиз. отряды (как в Югославии). И только незначит. меньшинство (К. Гамсун в Норвегии, Селин во Франции) сотрудничало с оккупантами. Произв. С. л. печатались и распространялись (нередко в рукописи) гл. обр. нелегально. Писатели-антифашисты понесли тяжелые потери. Но в ходе освободит, борьбы происходило объединение патриотич. сил, в авангарде к-рых стояли коммунисты; сблизились писатели разных политич. взглядов, филос. воззрений и эстетич. принципов. Характерная черта С. л.— сочетание нац освободит. мотивов с социальными.
С. л. складывалась как лит-ра национальная, патриотическая и интернациональная. Поэты мн. стран славили подвиг сов. народа в Великой Отечеств, войне. С. л. развивалась в условиях подъема Движения Сопротивления в оккупированных странах. Запечатлевая ужасы гитлеровского террора, С. л. рисовала активную антифаш. деятельность, ставила обществ. и нравств. проблемы, выдвигаемые самой практикой борьбы. В центре внимания писателей — образ борца, формирование его личности, характера в трагич. условиях оккупации. Ведущий жанр — гражд. поэзия, наиболее глубоко и эмоционально выражавшая нар. гнев и горе. На Балканах возродился фольклор в форме партиз. песен. В драматургии преобладал жанр трагедии. Получили распространение очерк, рассказ. Мн. авторы обращались к историч. роману, пользуясь иносказаниями, черпая в прошлом уроки для современности. Незабываемый документ эпохи — письма казненных патриотов, записи и дневники заключенных.
Опираясь на прочные нац. и интернац. традиции, С. л. создала высокие эстетич. ценности. Реальная жизнь, трагическая и героическая, входила в лит-ру. Движение Сопротивления стимулировало утраченный мн. зап.-европ. писателями гражд. пафос, героику нар. подвига. Закономерно, что С. л. развивалась преим. в русле реализма. Тема Сопротивления во многом определяла развитие лит. жизни воен. лет. Составляя особый период истории нац. лит-р и всемирной лит-ры, она оказала серьезное влияние на развитие лит. процесса после 2-й мировой войны.
==412 СОПР
Изд. в рус. пер.: Ярость благородная. Антифаш. поэзия Европы, [M., 1970].
• Лит-ра антифаш. Сопротивления в странах Европы. 1939— 1945, M., 1972. ф. С. Наркиръер.
Албания. В алб. С. л. гл. место занимают революц. партиз. песни (авторские и анонимные): К. Мето (погиб в 1944), К. Якова, Ф. Гьята, М. Дода. Сатирич. направленность — одна из характерных особенностей партиз. фольклора в Албании. На этой основе поэт Ш. Мусарай создал сатирич. поэму ”Эпопея Балы Комбетар> (подпольное изд., 1944). Г. ф. Серкова.
Бельгия. В Движении Сопротивления участвовали писатели Л. ван Экхаут, М. Брат, М. Тири, А. Корнелюс, А. Шаве и др. Протест против оккупации получил отклик преим. в поэзии на франц. яз.: Л. Андре, погибшие в фаш. лагерях поэты Р. Блик (в 1945) и Маргарита Бервет (в 1944). Писатель, гл. ред. подпольной газ. <Voix des Belges” Г. ф. Аннекар был также убит фашистами.
Ф. С. Наркиръер.
Болгария. С. л. пользовалась популярностью в партиз. отрядах, среди политич. заключенных. В публицистике (В. Воденичарский), в революц. поэзии (Н. Вапцаров, М. Исаев, X. Кырпачев, Ц. Спасов. X. Радевский, В. Андреев, Д. Овадий) писатели-антифашисты, в т. ч. коммунисты, обращались к традициям нац.-освободит. борьбы, обличали преступления болг. и нем. фашистов. В организации прогрес. писателей в Болгарии значительна роль Т. Павлова и К. Кюлявкова, одного из редакторов нелегальной газ. “Патриот” (1944, № 1—2). В. И. Злыднев.
Венгрия. Антифаш. настроения выражались во мн. произв. 1939—45, и прежде всего в поэзии, пронизанной мотивами сознания гибельности фашизма для человечества, патриотич. скорбью и гражд. протестом: М. Радноти (погиб в фаш. концлагере), Л. Геребьеш, Л. Лукач, А. Гидаш, Э. Мадарас, Э. Жигмонд, И. Фодор, Д. Ийеш, М. Бабич и др. Антифаш. тенденциями проникнута эссеистика Д. Балинта, статьи Д. Лукача, И. Реваи, Б. Иллеша, памфлеты и рассказы А. Габора. О. К. Россиянов.
Германия. Захват власти фашистами в 1933 вызвал размежевание в лит-ре. В изгнании нем. писатели-антифашисты Т. и Г. Манны, Л.. Фейхтвангер, Б. Брехт, А. Цвейг, А. Зегерс, И. Р. Бехер, Л. Франк, Э. Вайнерт, ф. Вольф и др. образовали активный фронт Сопротивления. Оставшиеся в Германии В. Бергенгрюн, Р. Шнейдер, О. Лёрке, Э. Вихерт и др. издавали иносказательные произв., проникнутые духом нравств. неприятия фашизма. С. л. в собств. смысле слова была частью деятельности и борьбы антифашистов, и прежде всего героев коммунистич. подполья: листовки, брошюры. статьи И. Зига для подпольной газ. <Die innere Front”, нелегально изд. в оккупированной Франции сб. стихов Р. Леонхарда (под псевд. Роберт Ланцер) “Германия должна жить”, нелегальный журн. “Stich und Hieb” под ред. Я. Петерсена, и др. В гитлеровских концлагерях слагали антифаш. стихи поэты-коммунисты А. Кукхоф, X. Лорбер, Р. Цах, К. Шног, X. Шульце-Бойзен и близкий им Г. Вайзенборн. Антифаш. сочинения создали также деятели религ. Сопротивления К. Шольц, И. Клеппер, М. И. Мецгер, Д. Бонхёффер в А. Хаусхофер, участники заговора, ставившего целью убийство Гитлера и разгромленного после неудавшегося покушения 20 июля 1944. И. М. Фрадкин.
Греция. Активное участие в Движении Сопротивления принимал Союз греч. писателей под рук. поэта А. Сикелианоса. Распространялись стихи К. Варналиса, Я. Рицоса, Н. Вретакоса, О. Элитиса, И. Сефериса, Ф. Ангулеса и др. Стихи Н. Карвуниса, поэтесс С. Мавроиди-Пападаки и Паизи, В. Ротаса, А. Хадзиантиму, положенные на музыку, стали любимыми песнями участников Сопротивления. Тема СССР и его армии-освободительницы отразилась в лит-ре и фольклоре. Популярны были очерк, рассказ. Непосредств. отражение греч. Сопротивление нашло в соч. “Огонь” Д. Хадзиса и в романе-хронике Т. Корнароса “Концлагерь Хайдари”.
Яннис Мочос.
Дания. Писатели активно участвовали в Движении Сопротивления. В 1944 опубл. коллективный сб. <Горит огонь” и др. нелегальные издания; в числе авторов — Я. Палудан. X. К. Браннер, М. А. Хансен, К. Сённербю, К. Абелль, X. Кирк. Были арестованы М. Андерсен-Нексё, Кирк, X. Шерфиг. Кирк в концлагере написал -“Песнь Хорсерёда” и роман “Раб”. Шерфиг в подполье создал сатирич. антифаш. роман <Идеалисты”. Писатель-священник К. Мунк, убитый в 1944 гестаповцами, опубл. сб-ки стихов, нар. драму “Нильс Эббесен”, в к-рых призывал к единству, осуждал предательство правящих кругов Дании. К стойкости и борьбе за свободу призывал Абелль в драмах “Королева-призрак” и <Силькеборг”. В поэзии звучали тема родины, скорбь и боль за попранные права человека, надежда на светлое будущее: стихи О. Гельстеда, X. Расмуссена, П. Сёренсена, М. Нильсена, Н. Петерсена. Важное звено С. л.— историч. романы “Свобода это снесет” К. Линнемана и -“Счастливый Кристофер” Хансена. И. П. Куприянова.
Италия. В годы Движения Сопротивления 1943—45 итал. лит-ра, порвав с декадентством и формализмом, вернулась к реалистич. изображению жизни, обрела нового героя — борца-антифашиста. Наряду с богатым фольклором (партиз. песни, частушки) поэзия Сопротивления включает стихи Дж. Унгаретти, Э. Монтале, У. Саба. Поэты А. Гатто, С. Квазимодо, преодолев влияние герметизма, в ясных образах воплотили высокие духовные гуманистич. ценности, антифаш. пафос. В прозе произошел поворот к социальной антифаш. теме (К. Леви, В. Пратолини). Антифаш. мотивы присутствуют в повести Э. Витторини “Беседы на Сицилии”, роман “Люди и нелюди” запечатлел героику Сопротивления. Из среды его участников вышли Пратолини, И. Кальвино, К. Кассола, Дж. Басса и др., отразившие в своих произв. 1-го послевоен. пятилетия Сопротивле-_ ние как эпопею нар. борьбы. Его идеи явились могучим стимулом развития итал. лит-ры и прежде всего — неореализма.
|