Студопедия — Интернет как культурная форма постмодерна 8 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Интернет как культурная форма постмодерна 8 страница







РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД И ПРОБЛЕМЫ ЛИДЕРСТВА И ВРАЖДЕБНОСТИ

Во многих работах, касающихся проблем лидерства1, можно обнаружить разные определения понятия лидерства. Однако наиболее характерные черты лидеров, рассматриваемых в этих работах, во многом совпадают. В качестве лидера чаще всего выступает человек, который эффективно руководит (направля­ет, командует) группой людей, осуществляющих определенный вид деятельности.

За время своей практики в качестве психотерапевта и семей­ного консультанта я детально исследовал образ жизни более 5000 человек, приблизительно 5% из которых были признаны лидерами. Конечно, многие из них имели серьезные наруше­ния, так как они обращались ко мне за профессиональной по­мощью. Следовательно, их вряд ли можно считать типичными представителями. С другой стороны, хорошо известно, что мно­гие выдающиеся люди обращаются к психотерапевтам, и поэто­му, возможно, наблюдаемые мной случаи являются достаточно распространенными.

Мой опыт показывает, что лидеры на самом деле обладают определенными сходными чертами, и у многих складывается

 

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

впечатление, что лидерами становятся именно благодаря этим чертам.

Если быть очень кратким, основными характерными черта­
ми лидера являются:

1. Энергичность и амбиции, которые направлены на дости­
жение определенных целей.

2. Твердость в выполнении принятых решений; если же ре­
шение оказывается неверным, лидер стремится быстро и кон­
структивно исправить ситуацию, а не тратить время на пустые
сожаления о допущенных ошибках.

3. Уверенность в себе на работе. Это ни в коем случае не озна­
чает, что лидеры обязательно обладают уверенностью в себе, са­
мопринятием или тем, что Карл Роджерс называет «безусловным
позитивным отношением». Они могут строго осуждать себя в слу­
чае неудачи, но они обычно чувствуют, что в будущем обязатель­
но добьются успеха.

4. Высокий уровень интеллектуальных способностей.

5. Настойчивость, упорство и высокая работоспособность.

6. Глубокие познания в области своих профессиональных ин­
тересов; широкий кругозор.

7. Отсутствие чрезмерной тревожности; лидеры обладают
достаточным спокойствием и выдержкой, чтобы достичь по­
ставленной цели.

8. Терпимое отношение к другим; по крайней мере, в основ­
ной сфере деятельности.

За время свой практики я пытался помочь гораздо большему ко­личеству людей (приблизительно 1500 человек), которые облада­ли несомненными способностями и интеллектом, но являлись дра­матическими неудачниками в определенной сфере деятельности. Многие из этих людей, если бы они преодолели свои затрудне­ния, могли бы стать настоящими лидерами. Психотерапевты ра­ционально-эмоционального подхода пытаются показать таким людям, как убрать свои эмоциональные блоки и как реализовать свои задатки лидера; и в большинстве случаев весьма успешно. В настоящее время среди известных деятелей любой области, будь то искусство, наука, преподавание, индустрия, религия или меди-


Рационально-эмоциональный подход

цина и психология, есть и те, кому, вероятно, помогли реализо­вать свои возможности с помощью методов рационально-эмоцио­нальной и активно-директивной терапии.

Что происходит, когда люди с задатками лидера осуждают себя за то, что они не совершенны, других — за совершение плохих поступков и мир — за то, что он недостаточно прост? Происхо­дит очень многое — и почти все это является негативным. Прак­тически любое лидерское качество искажается или исчезает, когда потенциальный лидер забивает себе голову глупыми пред­положениями о себе и мире.

1. Если человек считает, что он должен чего-то дости-гнуть, то он неизбежно осуждает себя за неудачи. В результате он может утратить свои намерения, так как убедит себя, что ситуация была бы катастрофичной, если бы он сохранил свои амбиции в дан­ной области и не добился бы чего-либо гениаль-ного! Следовательно, его амбиции тоже могут ослабнуть.

2. Осуждающий себя человек, который боится неудачи и ко­торый связывает собственную значимость с успехом в профес­сиональной деятельности, не способен уверенно принимать и отстаивать важные решения. Предположим, что он принял не­верное решение или другое решение было бы лучшим, чем то, которое он уже принял. Такая ситуация поставила бы его на грань личной катастрофы, и его способность грамотно управ­лять ситуацией резко снизилась бы.

3. Стремящийся к совершенству во всем, сверхтребователь-ный человек быстро теряет уверенность. Если он добивается успеха, он уверен, что он выполнил работу недостаточно хоро­шо. Если он не добивается успеха, он убеждает себя, что никог­да уже не сможет его добиться.

4. Если потенциальный лидер с выдающимися интеллекту-альными способностями сосредоточен на совершении правиль­ных поступков и получении одобрения со стороны других лю­дей, он часто ведет себя совершенно глупо. В результате он на­столько занят своим успехом у окружающих, что ему не удается использовать свой интеллект для выполнения своей работы. Более того, если он осуждает других за их ошибки и не может

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

терпимо относиться к миру, когда тот ставит на его пути труд­ности, тем самым он отвлекает себя от разумного решения про­блем и в итоге испытывает все виды необоснованной враждеб­ности и жалости к себе.

5. Лидерство обычно требует настойчивости и последователь­
ной усердной работы. Человек, который занят, главным обра­
зом, обвинением себя и других, обычно упорно следует избран
ной
форме поведения. В результате он занят собой, а не рабо­
той. Следовательно, его лидерская деятельность становится не­
эффективной.

6. Человек, который страдает от чрезмерной тревожности или
враждебности из-за своей нереалистической системы ценно­
стей, часто не может овладеть необходимыми для руководителя
знаниями и навыками. Он не может сосредоточиться на изуче­
нии специальных дисциплин, необходимых в его профессии, у
него нет времени для чтения, он медлителен и неорганизован.
Такой человек редко имеет широкий кругозор и является све­
дущим в областях, не связанных с его профессией.

7. Люди с высоко моральными, обвинительными принципа­
ми часто испытывают сильную тревогу и гнев. Как показывает
опыт, такие чувства препятствуют эффективному руководству.

8. Люди, которые обвиняют себя, других и мир, в целом обыч­
но являются совершенно нетерпимыми и много сил тратят на
борьбу со своими коллегами. Хотя их огорчает и возмущает не­
справедливость мира или собственное несовершенство, недостат­
ки они стремятся исправлять у окружающих.

Следовательно, любое лидерское качество может быть разру­шено из-за склонности лидера к эмоциональным расстройствам. Конечно, есть и такие выдающиеся деятели, например, Савона­рола и Гитлер, которые стали лидерами своих групп, вероятно, именно потому, что они были в исключительной степени фана­тичными, масштабными и одержимыми. Тем не менее, обычно серьезные нарушения не сопровождают лидерские качества. В ка­честве гипотезы можно выдвинуть предположение о том, что подобные нарушения чаще возникают в условиях насилия и тер­роризма, чем в мирное время.

 

Рационально-эмоциональный подход

Конечно, можно считать, что тип лидера, представителями ко­торого являются Гитлер, Сталин или Распутин, не является резуль­татом работы психотерапевта или социолога. Какими бы ни были их таланты, их лидерские позиции практически во всех примерах, которые были зарегистрированы, достигаются скорее за счет по­мощи других людей.

Существуют некоторые свидетельства (хотя вряд ли убеди­тельные), что мировые лидеры, которые тиранили других, не были особенно счастливы в своем положении и что во многих отношениях они были несчастны. Несомненно, подобно Гит­леру, они временами могут буквально прыгать от радости, но большую часть времени они, кажется, находятся в состоянии депрессии, тревоги, враждебности и паранойи. Часто остается незамеченным тот факт, что на каждого асоциального лидера, который продвигается к славе из-за своих беспощадных, близ­ких к помешательству мыслей и действий, приходится, вероят­но, тысяча или десять тысяч людей с очень похожими мыслями и чувствами. Однако эти люди, в конце концов, оказываются в психиатрических больницах, тюрьмах, в политическом или со­циальном изгнании и умирают от нищеты или в результате са­моубийств. Факт, что Гитлер пришел к власти над целой стра­ной, свидетельствует не только о его собственном гении, но и о состоянии нации, которая возвысила его до диктаторской по­зиции и затем позволила ему господствовать более десяти лет. Конечно, такой случай не является типичным. Все-таки мы будем говорить о менее масштабном, но более реальном типе лидера. Типичный лидер - это человек, который руководит де­ятельностью определенной группы, причем стремится соблю­дать не только свои интересы, но и интересы возглавляемой им группы. Вероятность того, что лидер такого типа сохранит свои позиции, намного больше, если у него практически от­сутствуют эмоциональные нарушения. Типичный лидер дол­жен быть свободным от неодобрения себя и терпимым к дру­гим, тогда чувства тревоги, вины и враждебности, а также со­стояния депрессии или гигантомании не будут ему мешать эффективно выполнять свои функции руководителя.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

В одной из первых работ, касающихся лидерства, Ордвей Тид (Ordway Tead) отметил, что мнимые лидеры саботируют свои собственные усилия, потакая некоторым своим личным слабо­стям, включая компенсацию, сублимацию и подавление, рацио­нализацию, перенос, проекцию, одержимость и иллю-зии. Он, несомненно, был прав, но находился под сильным влиянием психоаналитических теорий того времени и поэтому не осозна­вал, что большинство упоминаемых им недостатков являлись защитами от глубоко лежащих нарушений. Эти за-щиты были великолепно описаны ведущими авторами-аналитиками (таки­ми как Отто Феничел (Otto Fenichel), Зигмунд Фрейд и Анна Фрейд). Однако эти авторы не смогли описать основные нару­шения, вызывающие эти защиты, так как они сами были одер­жимы предположениями о либидо (особенно гипотезой об Эдипове комплексе). Эти предположе-ния имеют мало доказательств и не объясняют причину нару-шений, а, скорее, являются про­изводными от нее.

Например, почему так много людей используют защиту рацио­нализации, когда совершают какой-нибудь глупый или непра­вильный поступок? Потому, что если бы они на самом деле при­знали правду и полностью приняли ответственность за его со­вершение, они бы чувствовали побуждение наказать себя. Их стремление осуждать себя за свои грехи и ошибки во многих слу­чаях обеспечивает приобретение ими защит. Таким образом, даже сам Эдипов комплекс на самом деле является не причиной, а ре­зультатом человеческих нарушений, если он действительно су­ществует. Испытываемые ребенком чувства к матери или отцу сами по себе не вызывают у него проблем, причиной эмоцио­нального нарушения в большей степени является его обвинение себя из-за этих чувств.

Если лидеры приобретают защиты, это связано с тем, что они имеют склонность осуждать себя. Можно, как делают фрейди­сты, назвать эту склонность их «суперэго» или совестью, но это только называет ее вместо того, чтобы более четко описывать ее. На самом деле, имеет место приобретенная в детстве спо­собность человека делать эмпирические наблюдения: «Я совер-


Рационально-эмоциональный подход

шил ошибку и это — неудача, так как мне и другим, вероятно, придется страдать от неприятных последствий в результате этой ошибки». Кроме того, добавляется способность делать черес­чур обобщенные заключения о своем поведении: «Так как я со­вершил ошибку, я являюсь плохим человеком, который заслужи­вает больших страданий, чем простые последствия совершения этой ошибки, и который, несомненно, будет проклят Богом (возможно, будет вечно гореть в аду) за ее совершение».

Для того чтобы иметь только легкие эмоциональные наруше­ния или не иметь их вообще, идеальному лидеру, вероятно, надо быть очень терпимым человеком. Если он максимально терпим по отношению к себе и другим, то он может руководить эффек­тивно — то есть возглавлять и направлять деятельность опреде­ленной группы людей, причем без излишнего внимания по от­ношению к себе. Такой руководитель не расстраивался бы из-за своих грубых ошибок (поскольку даже самые талантливые и способные люди, конечно, часто совершают их). Он бы не бес­покоился о будущем чрезмерно. Он бы не боялся принимать очень важные решения. И он бы не работал в условиях стресса, и, вероятно, у него не возникло бы психосоматических расст­ройств, связанных с его деятельностью.

Кроме того, этот идеальный лидер был бы минимально оби­жен на других, включая своих близких товарищей. Ему бы не пришлось доказывать себе и всем, что он является величайшим человеком, который когда-либо существовал. У него не было бы детских вспышек гнева, когда другие обращались бы с ним несправедливо. И, вероятно, он не руководил бы своей груп­пой или своей нацией в важной войне или другом виде истреб­ления из-за своей неспособности спокойно переносить труд­ности.

Этот последний пункт имеет все большее значение в совре­менном очень сложном, индустриализированном и технологи­чески развитом мире. В прошлом, когда признанные правите­ли Калигула, Нерон, Чингиз Хан, Робеспьер и Наполеон обла­дали верховной властью, было много кровопролитных событий и ненужных страданий, но таким образом ограничивались раз-

 

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

рушительные стремления большинства людей. Конечно, сего­дня ситуация такова, что некоторые замкнутые, чрезмерно ост­ро реагирующие, нетерпеливые командиры довольно легко мог­ли бы дать сигнал «добро» людям, которые нажимают на кноп­ки, и количество смертей было бы невероятным, а масштабы и скорость разрушений феноменальными.

Каким образом можно предотвратить подобные катаклизмы? Никто точно не знает. Как удачно указал Абрахам Маслоу, ве­роятно, самым ценным открытием, которое психология могла бы сделать в ближайшем будущем, было бы решение проблемы контролирования враждебности людей. Мне кажется, что од­ним из лучших ответов было бы выдвижение всеми нациями мира группы лидеров, которые были бы на самом деле просве­щенными, ответственными и невраждебными.

Можно ли достигнуть этого идеала? Да, по крайней мере, тео­ретически. Человек — как указывали Конрад Лоренц (K. Lorenz), Дезмонд Моррис (D. Morris), Н. Тинберген (N. Tinbergen) и дру­гие этологи, и как начинают признавать психологи и психиат­ры подобно Гансу Айзенку (H. Eysenck) и Энтони Сторру (A. Storr) - имеет глубоко скрытые биологические и социальные корни своей агрессивности. Однако по сравнению с животны­ми человек имеет необыкновенно большую кору головного моз­га и обладает уникальной способностью размышлять о своем мышлении. Следовательно, несмотря на «врожденные» пред­рассудки и способность им подчиняться, он определенно обла­дает способностью противостоять врожденной агрессивности, сводить к минимуму или даже ликвидировать свою враждеб­ность.

К сожалению, большинство современных психотерапевтов не разделяют эту точку зрения. Большая часть практиков школы фрейдизма, экспериентальной школы и школы Райха рассмат­ривают только два основных решения проблемы враждебности. Или человек ощущает враждебность к другим и подавляет свои чувства, в результате чего у него возникают эмоциональные на­рушения и, возможно, склонность к язвам, гипертонии и дру­гим психосоматическим расстройствам. Или человек ощущает 114


Рационально-эмоциональный подход

враждебность к другим и откровенно признает и выражает свою враждебность, в этом случае он, скорее всего, не приобретет никаких расстройств.

Эти психотерапевты почти полностью игнорируют еще один взгляд на враждебность, который впервые был выражен при­мерно две тысячи лет назад римским философом Эпиктетом и его последователем, Марком Аврелием. Теперь некоторые их философские положения являются интегральной частью рацио­нально-эмоциональной психотерапии. Эта точка зрения сводит­ся к тому, что враждебность не происходит просто из нашей врожденной способности злиться и какого-нибудь пагубного и фрустрирующего стимула. Для того чтобы испытывать враждеб­ность, человек использует еще и свою способность к спекуля­тивному (не подкрепленному реальным опытом) размышлению о стимуле и из нашего настойчивого отказа работать против этой способности.

В этом отношении доведение себя до бешенства очень схоже с набиранием лишнего веса. Для того чтобы стать толстым, че­ловек должен иметь врожденную склонность набирать вес, если он переедает, и достаточное количество пищи, чтобы он мог переедать. Если он биологически склонен к худобе вне зависи­мости от количества съеденной пищи или не способен принять много пищи, он не будет переедать и не станет толстым. Если стимул (большое количество пищи) всегда доступен и организм человека склонен к полноте, он, однако, не будет набирать вес до тех пор, пока он сможет ограничивать себя в еде. Таким об­разом, в любом случае он должен пройти через процесс пере­едания (то есть перестать себя ограничивать) до того, как он наберет излишний вес.

Так же и с сильным гневом. Стимул (фрустрация или неспра­ведливость) доступен нам почти всегда, так как мир, в котором мы живем, нельзя назвать абсолютно справедливым. Как отмечали Джон Доллард (John Dollard) и его коллеги, у людей и других жи­вотных несомненно присутствует врожденное стремление прийти в бешенство, когда они не удовлетворены. Но для того чтобы мы пришли в настоящее бешенство, нам приходится активно обра-

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

шать внимание на стимулы, придавать им преувеличенное значе­ние и настаивать на том, что раздражающий стимул не только несправедлив, но и не должен существовать, и что мы не можем вынести существование.

Другими словами, враждебность произрастает не из фруст­рации, а из нашего детского, нереалистического отказа прини­мать тот факт, что мы подвергаемся фрустрации. Если перееда­ющий человек говорит себе: «Я должен быть способен есть все, что я хочу, и не набирать слишком много веса», гневливый че­ловек часто говорит себе: «Я должен быть способен сразу устра­нять все трудности и несправедливости в своей жизни и вовсе не затрудняться ими». Так как переедающий человек не спосо­бен есть вволю и оставаться стройным, а взбешенный человек не способен устранить все фрустрационные факторы или безза­ботно жить с ними, эти два человека требуют невозможного и, следовательно, без необходимости расстраивают себя. Эти люди от природы склонны реагировать так, как они реагируют, так как это особенность людей, и очень немногие люди легко огра­ничивают себя в еде или сдерживают нарастание бешенства, но все-таки нет необходимости оставаться такими, какие они есть. Еще точнее, лидер, который приходит в бешенство из-за фру­страции или несправедливого поведения других, на самом деле приходит в ярость не из-за фрустрации или несправедливости, а из-за своих собственных нереалистичных, незрелых позиций по отношению к этим стимулам.

Например, если лидером является глава правительства, и он взаимодействует с главой другого правительства, который по­ступает нечестно или несправедливо, то он в первую очередь склонен разумно сказать себе: «Как неудачно, что этот человек поступает таким образом! Мне бы хотелось, чтобы он вел себя более честно и справедливо. Однако, так как он не выполняет этого, дайте я подумаю, что я могу сделать... Можно попытать­ся вынудить его обращаться с нами более порядочно или про­должать сосуществовать с ним и поддерживать мир между на­шими странами даже если он продолжает вести себя не долж­ным образом». Посредством внушения себе этих утверждений

Рационально-эмоциональный подход

(и, конечно, искренне веря в них), недовольный лидер вызыва­ет у себя чувства неудовольствия, разочарования и намерение быть довольно безмятежным (хотя едва ли находиться в экста­зе!) в создавшейся неблагоприятной ситуации.

Но людям свойственны рассуждения такого типа: «Этот дру­гой лидер не только поступает плохо (особенно с точки зрения высоких ставок, вовлеченных в наши соглашения или разно­гласия), он не имеет никакого права действовать таким обра­зом! Он не должен быть настолько сильно нечестен или неспра­ведлив! Как он только может вести себя так отврати-тельно? Я думаю, что он - крыса, потому что он действует таким спосо­бом. Если это последняя вещь, которую я делаю, я собираюсь наказать его!». Убеждая себя в этих предложе-ниях, он создает у себя — и я имею в виду буквальное создание — сильные чувства ярости, ужаса и мстительности. С этими чувствами он едва ли сможет сохранить рассудительность и продолжать вести пере­говоры с главой другого правительства за общий мир и процве­тание их стран. В большинстве случаев он станет настолько пре­дубежденным и осуждающим, что почти каждое действие, ко­торое совершит другой лидер и его когорта, будет рассматри­вать как проявление враждебности.

Каким образом этот глава правительства может избавиться или свести к минимуму свои «естественные» чувства гнева и враждебности, которые возникают, когда он видит нечест-ность и несправедливость главы другого государства? Он мо-жет стро­го проанализировать свои чувства и мысли и опровер-гнуть свои неразумные и необоснованные утверждения.

1. Он говорил себе: «Этот другой лидер не только посту-пает плохо (особенно с точки зрения высоких ставок, вклю-ченных в наши соглашения или расхождения во мнениях), но и не имеет никакого права поступать таким образом!». В сущ-ности, это оз­начает, что он мог бы позволить другому лидеру допустить ошиб­ку, которая имела бы незначительные послед-ствия. Но позво­лить другому лидеру допустить ошибку, кото-рая имеет значи­тельные последствия, он не может. А почему, собственно? И ка­ким образом он должен остановить другого лидера? Очевидно,

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

лидер соперничающего правительства склонен совершать гру­бые промахи. И почему он не имеет никакого права, как под­верженный ошибкам человек, быть в такой степени несостоя­тельным, в какой он таковым является? Было бы лучше, если бы он совершал менее серьезные промахи; но каким образом это доказывает, что он не имеет никакого права совершать именно то, что он совершает?

2. Взбешенный лидер внушает себе относительно другого гла­вы государства: «Он не должен быть настолько нечестен и не­справедлив!». Но почему эта нечестность и несправедливость является настолько ужасной*? Конечно, это очень затруднитель­но. Более того, даже если нечестность и несправедливость со стороны главы правительства были бы по-настоящему страш­ными и пугающими, почему ему не следует быть нечестным и несправедливым? Существует ли неотъемлемый закон Вселен­ной, который говорит, что должны существовать только уме­ренно плохие события, а чрезмерно плохие не должны? Кто при­нял этот так называемый закон; кто контролирует мир, чтобы увидеть, что он соблюдается?

3. Лидер осуждает нечестного главу государства: «Я думаю, что он — крыса потому, что он таков, какой он есть». Но как может человек быть крысой? Может быть, будучи достаточно несправедливыми к грызунам, мы могли бы оправданно утвер­ждать, что он поступает подобно крысе. Но каким образом это превращает его, целого человека, в крысу? Как можно человека, который обладает плохой чертой (лжет главе другого государ­ства), превращать в абсолютно плохого человека (который всегда лжет и заслуживает вечного осуждения за свою ложь)? Более того, если человек был бы на самом деле неисправимым и пол­ным лжецом (что было бы очень сложно доказать), почему он должен быть осужден за то, что он был тем, кем он родился и кем его воспитали?

4. Лидер, который сильно расстраивает себя из-за нечестно­сти и несправедливости другого лидера, говорит себе: «Если это последняя вещь, которую я делаю, я собираюсь наказать его!». Но это утверждение иррационально. Во-первых, он намерен

118
Рационально-эмоциональный подход

покарать другого человека, который просто случайно оказался более подверженным ошибкам и, следовательно, достойным сожаления. Во-вторых, он доставляет себе ненужную боль, по­тому что другой человек случайно оказывается таким, какой он есть. В-третьих, он думает не о своих непосредственных обя­занностях — как обезопасить свое собственное правительство от грядущих проблем или бедствий, а сосредотачивается на не имеющей отношения к делам его государства проблеме: как наказать другого человека.

В такой ситуации лидер, который злится и настаивает на со­хранении гнева в адрес другого лидера, выводит из равновесия себя и ставит под угрозу собственное дело, так как действует очень неразумно. Если бы он был мудрее и разумнее, он бы в первую очередь глядел не на отвратительное поведение лидера другого государства, а на свои собственные неразумные уста­новки относительно поведения других людей, в которые он пре­данно верит. В результате он мог бы отбросить свои иррацио­нальные предположения и вернуться к своим разумным утвер­ждениям, которые дали бы ему возможность спокойно работать над решением сложной проблемы, возникшей из-за детских черт другого лидера.

Можно ли на самом деле обучить лидеров думать, чувство­вать и действовать более рационально и справляться со своими эмоциями? Да, можно, но это не просто. Если они родились со склонностью к чрезмерному обобщению и реагированию на фрустрирующий стимул и если они воспитывались в окружаю­щей среде, которая поощряла этот тип нетерпеливого, ярост­ного поведения, то им крайне сложно побороть свои склонно­сти. Тем не менее, психотерапевты рационально-эмоциональ­ного подхода во многих случаях могут предложить реальные ме­тоды изменения привычных паттернов поведения людей, склон­ных к ярости и гневу. Как действуют эти методы можно понять из приведенных случаев практики.

К нам обратился служащий, который страдал от высокого давления и имел несколько незначительных параличей. Веро­ятно, эти симптомы возникли в результате его «справедливого

 

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

негодования» против своих некомпетентных товарищей. В ре­зультате психотерапевтического обучения он впервые начал понимать, что множество людей могут проявлять некомпетент­ность и что нет никаких причин, по которым они не должны быть такими. В результате, после курса РЭТ, давление у него значительно снизилось, прекратились параличи, и он стал по­лучать удовольствие от своей политической деятельности впер­вые в жизни.

В другом случае доктор Мильт Блам (МШ В1ит), доктор Лен Хабер (Ьеп НаЬег) и я имели даже больший успех. В нашем Ин­ституте рационального обучения * мы наблюдали группу биз­несменов, которые пришли на обучающие сессии по повыше­нию эффективности работы руководителей. Казалось бы, люди пришли к нам решать профессиональные, а не свои личные про­блемы... Однако мы выяснили, что одной из их основных про­блем было то, что они очень сильно расстраивались по поводу неэффективного или злобного поведения своих работников и коллег. Мы начали показывать им, что вовсе не поведение их коллег, а только их собственные незрелые реакции на него вы­зывали их ярость. Большинство из них смогли добиться изме­нения своих реакций и со временем стали автоматически реа­гировать совершенно по-другому. Что когда-то было чрезмер­ной яростью с их стороны превратилось в чувства острого разо­чарования и сожаления. Более того, они научились переклю­чать внимание и сосредотачиваться на исправлении нежелатель­ных ситуаций, которые создавали их работники и коллеги, а не на жалобах и припадках гнева по поводу этих ситуаций.

Итак, это может быть сделано. Лидеры в большинстве своем способны понять, что они сами вызывают свои вспышки гнева, когда другие поступают плохо, и готовы работать над измене­нием своих неразумных установок. Поэтому есть все основания полагать, что если бы в учебных заведениях ввели эмоциональ­ное обучение, что-то вроде практического курса управления


Рационально-эмоциональный подход

эмоциями, то можно было бы получить неплохие результаты. Во всяком случае, можно было бы показать управляющим раз­ных уровней, правительственным служащим, военным, педа­гогам и другим, как перестать осуждать себя за неудачи, как не испытывать гнев в отношении других людей, совершающих ошибки, и как можно принять мир, который, вероятно, никог­да не будет идеальным во всех отношениях.

Конечно, в последнее десятилетие появились различные на­правления и даже практическое применение методов эмоцио­нального обучения. Однако, к сожалению, большая часть этого эмоционального обучения имела форму открытых групп, обу­чения чувствительности, Эсален-групп * «вчувствования» и дру­гих форм групповой терапии. Эти виды терапии «раскрывают» людей, не «закрывая» их обратно, и предполагают, что прочув­ствование автоматически ведет к переорганизации чьих-либо жизненных принципов. Если бы этот тип групповых встреч до­полнялся более трезвой, когнитивно-ориентированной, актив­но-директивной терапией, то результаты были бы намного бо­лее ощутимыми.

Более того, эмоциональное обучение лучше начинать как можно раньше, а не при поступлении в колледж или институт. Предпочтительно, чтобы такое обучение велось в течение всего периода обучения в школе, так как есть вероятность, что им бу­дут пренебрегать в домашней обстановке. Фактически, моя ос­новная гипотеза состоит в том, что людей надо обучать безус­ловно принимать себя, не осуждать других и не хныкать по по­воду неизбежных трудностей, а настойчиво преодолевать их. Если такое обучение станет интегральной частью нашей систе­мы образования и профессиональной подготовки, мы не толь­ко поможем многим людям реализовать задатки лидера, но и сформируем тип лидеров, которые будут способны эффектив­но работать, получать удовольствие от своей работы и не стра-







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 397. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия