Нет, не противоречат. Есть маленькая, сегодняшняя правда. И есть правда большая, настоящая. К этой правде порой надо идти не прямыми путями.
В моем дипломном спектакле «Бесприданница» Паратова играл хороший, но несколько красующийся собой актер. Чтобы избавить его от некоторой картинности и самолюбования, я убеждал его, что Паратов самым искренним образом влюблен в Ларису, что бравада его напускная. Я вызывал поочередно всех действующих лиц и умолял их поддержать обман. Конечно же, вскоре он был открыт. Актер на меня смертельно обиделся: во-первых, он понял, что я считаю его актером фальшивым, во-вторых, глупым. Я был неправ не в том, что скрыл от актера правду. Моя ошибка состояла в том, что, боясь выглядеть в глазах труппы глупым, я раскрыл всем педагогический секрет. Актеру иногда не хватает веры в себя. Его надо поддержать, убедить в том, что усилия его не напрасны. Актер иногда раздражен, нервы его взвинчены. Всегда ли надо его одернуть, потребовать изменить тон разговора? Думаю, иногда самое правильное — это не обращать внимания, проявить терпение. Означает ли все это сокрытие правды? Мне кажется, что режиссерско-педагогические задачи иногда обязывают нас повременить с правдой. Если режиссер идет на хитрость, даже на обман ради актера, ради пользы дела, а не ради личных, нетворческих интересов, то в этом нет ничего худого. Говорят, когда тонущий человек хватает спасающего за руки, полезно стукнуть его по голове. Не слышал, чтобы спасенный подал в суд на того, кто его спас, за мелкое хулиганство. Когда у актера «не идет» роль, чтобы спасти его, все позволительно. А правду надо говорить вовремя. И — если от нее будет толк. ИГРАЕТ ЛУЧШИЙ! Режиссеры знают, как болезненно воспринимают актеры распределение ролей. Вывесив очередное распределение, режиссер ожидает всякого: объяснений со слезами, заявлений об уходе, больничных листов, жалоб по начальству и т. п. Нельзя пренебрегать этической стороной распределения ролей. Нельзя относиться к этой части работы легкомысленно: Попробую, если не выйдет — сниму, назначу другого». Нельзя назначать исполнителей, наперед зная, что репетировать или играть они не будут. Как правило, корень внутритеатральных распрей, конфликтов между руководителем театра и коллективом лежит в просчетах при распределении {золей. Роли даются не за добросовестную службу, не за преданность руководству. Ролями не премируют, не поощряют, не наказывают. Количество и качество ролей не должны находиться в связи с положением, возрастом, прошлыми заслугами, стажем работы. А тем более в связи с родственными или дружескими отношениями. Роль поручают тому, кто может ее сыграть лучше других. Режиссер может ошибиться. От ошибок не застрахованы даже весьма опытные. Важно, чем руководствовался режиссер — творческими соображениями или деляческими. Художника можно понять, деляге не место в творческом организме. Распределение ролей — ответственный и мучительный акт. Производственные условия часто толкают режиссера на компромиссы. Педагогические и морально-этические соображения порою обязывают отказываться от одних исполнителей и обращаться к другим. На окончательный вариант распределения ролей влияет многое — взаимопонимание актера и режиссера, сроки подготовки спектакля, соотношение партнеров по внешним данным, даже состояние здоровья исполнителей. На какие компромиссы можно идти, на какие — нет? Никакие производственные и иные причины не оправдывают компромисса в распределении главных ролей, определяющих идейно-художественный замысел спектакля. Может быть, актеру в учебном порядке и полезно испробовать свои силы в новой роли. Он, может быть, получит пользу, даже если будет только репетировать роль, а не играть. Но зрителям следует показывать только удачные результаты экспериментов. Педагогические и режиссерские цели — понятия не тождественные. Паренек, играющий центральную роль, в недавнем прошлом был хулиганом», — гордо заявляют иные режиссеры. Конечно, прохожие скорее предпочтут плохую игру этого паренька на сцене плохому поведению на улице. Но зрителям, пришедшим на спектакль, нет дела до биографий актеров. Да и автору пьесы тоже.
|