Но, может быть, он был прав?
Пусть. Но ведь я столько добра сделал актерам, что только из благодарности они должны были меня поддержать. Вы многого хотите. Что же, за то добро, которое вы когда-то сделали, вам надо вечно кланяться? Но забывать его ведь нехорошо. Нехорошо. А впрочем, за что вас должны благодарить? За то, что вы дали актеру хорошую роль? Сделали его ведущим? Так ведь это вы сделали не из одних добрых чувств, не совсем уж бескорыстно. Вы доверили актеру центральную роль. Он ее хорошо сыграл. Добился успеха. И принес его вам. По-моему, благодарность должна быть взаимной. Вы квиты. — Но я с ним столько работал... Больше, чем с другими. — И что же? Он же вознаградил ваши труды. Чего вы еще от него хотите? — Я мог бы дать роль другому. — Почему же не дали? — Сомневался, что он сыграет ее лучше. — Так вы правильно поступили. Но никакой жертвы с вашей стороны в этом не было. Разумный творческий расчет. Нет, вам обижаться решительно не на что. Вы, вероятно, относитесь к актерам, как к дрессированным хищникам. Тигры и львы равнодушны к успеху. Он достается укротителю, который кормит хищников, чтобы они работали на него. Сравнение желающих творить актеров с голодными хищниками, а поручение роли — с киданием в зубы кусков сырого мяса,— брань, на которую реагировать подлинные артисты считают ниже своего достоинства. Самомнение — черта, не украшивающая даже одаренного режиссера. Актеры — самостоятельные художники, творцы. Это иным режиссерам кажется, что они «кормят» актеров ролями. На самом же деле они, актеры, «кормят» нас, режиссеров. Чего мы стоим без них? — Я далек от сравнения себя с укротителем, дрессировщиком. В актерах я вижу товарищей, сотрудников по общему делу. — Так не доводите своих товарищей до того, чтобы они ждали собраний для высказывания своих претензий. — Я погорячился. Сказал, что при таком отношении ко мне коллектива вынужден, буду покинуть театр. Не брать же свои слова назад. Боюсь, придется уходить. — Не хочется? — Откровенно? Не хочется. — Не уходите. Соберите коллектив и признайте свои ошибки. Только не для вида, а честно, искренне. Вот тогда и увидите, что коллектив умеет ценить все доброе и хорошее, умеет быть благодарным. — Да, в трудные минуты жизни, когда мне многое не' удавалось, коллектив верил мне и поддерживал. — Вот видите? Оказывается, вы у него в долгу. — А как быть с теми, кто жаждет моего ухода? — Много их? — Не считал. Но, думаю, человек десять. — Это не страшно. Какая-то часть коллектива всегда будет недовольна. Вот если эта часть больше трети коллектива — лучше уходить. — Всеми верховодит один человек. Убрать его — и все в порядке. Жаль, конечно, убирать. Хороший актер. — Ну, так введите его в Художественный совет. — ??? — Он же будет вынужден все, что думает, говорить вслух, при всех, а не в кулуарах. «Оппозицию» надо всегда иметь против себя, а не сзади. — Вслух он не рискнет говорить то, что болтает за кулисами. — Ну, тогда все в порядке. Как только его приверженцы узнают, что он боится говорить открыто то, о чем шепчется, они перестанут его слушать. — А если он подумает, что его введение в Художественный совет означает страх перед ним? — На здоровье. Вам-то что? — Да... Руководство — сложная наука. А я не научился хитростям. — Это не хитрости, а опыт. Руководить, — говорят,— искусство. Я бы сказал проще — особая профессия. Режиссер должен ею владеть. Я был очевидцем этого диалога. Вернее, диалогов, соединенных мною в один. Слушал и учился сам, вспоминал свои ошибки. Да... Руководство — это особая наука, особое искусство. А для режиссера — профессия. «СУМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ИГРАТЬ НА ФЛЕЙТЕ?» В процессе работы актера над ролью отношения его с режиссером претерпевают перемены. Установить нормы на все случаи жизни немыслимо. В каких случаях актеру поможет похвала, в каких — строгость, определить невозможно. Актерская душа — тонкий инструмент. Гамлет был оскорблен, увидев, что Гильденстерн и Розенкранц пытаются играть на его душе, не умея извлекать звуки из обыкновенной деревянной флейты. Разве его душа устроена проще? Не подобны ли Гильденстерну и Розенкранцу режиссеры, пытающиеся играть на «актерских инструментах», но не знающие толком ни творческой природы актерского искусства, ни способов воздействия на нее?
|