Студопедия — Жить только своими местными интересами, изолировать себя от проблем, которые волнуют советский театр, от споров и дискуссий по острейшим вопросам искусства невозможно.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Жить только своими местными интересами, изолировать себя от проблем, которые волнуют советский театр, от споров и дискуссий по острейшим вопросам искусства невозможно.






Позиция режиссера по отношению к тому, что проис­ходит за стенами его театра, во многом определяет пульс жизни руководимого им коллектива.

Время от времени в областях и республиках проис­ходят фестивали, конкурсы, смотры драматических теат­ров. Естественно желание каждого театра, каждого ре­жиссера добиться на этих конкурсах и смотрах призовых мест. Естественна и некоторая необъективность по отно­шению к конкурирующим коллективам. Любовь к своему театру, преданность своим товарищам прекрасны. Но лишь до тех пор, пока не застилают глаза, пока не меша­ют видеть свои недостатки и чужие достоинства.

Патриотизм по отношению к своему коллективу вы­ражается не в безудержном восхвалении своих спектак­лей и порицании всех остальных. Уметь учиться у сопер­ников — великое, но трудное дело. Оно требует высокой меры самокритичности, мужества, умения стать выше са­молюбия.

Кто из нас не видел режиссеров, не способных пере­жить чужой успех? Режиссеров, объясняющих слабый или средний успех своего коллектива интригами, неком­петентностью жюри, недобросовестностью его и чем угодно? Кому незнакомы режиссеры, угрожающие ухо­дом, если их коллективы не будут отмечены и награж­дены?

Один из крупнейших драматических коллективов столицы ставил комедию А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Завод не жалел средств для своего театра. Пригласили хорошего профессионального художника. Костюмы и декорации заказали театрально-постановочному комбинату. И уж, конечно, завком не поскупился на покупки билетов для всех участников спек­такля в Малый театр.

Спектакль Малого театра участникам самодеятельности не понравился. «У нас лучше». Ничего, ну равно ни­чего полезного для себя в спектакле Малого театра актеры самодеятельности не нашли. А играли такие ма­стера, как Турчанинова, Рыжова, Яковлев...

Откуда такая слепота, такая самоуверенность?

От руководителя. Он не раз иронизировал по поводу старейшего театра и неумеренно восхвалял своих способ­ных, но еще очень мало умеющих актеров.

Надо ли говорить, что уверенность коллектива «у нас лучше» зрители с ним не разделили.

У нас лучше», — решили самодеятельные исполните­ли «Поднятой целины», посмотрев спектакль в БДТ имени М. Горького. Один из них отважился даже предло­жить театру свои услуги, узнав, что заболел актер, иг­рающий в театре его роль.

Конечно, есть в самодеятельности актеры одаренные. Есть народные театры, уровень которых не ниже профес­сиональных. Но сам факт противопоставления самодея­тельного искусства профессиональному — порочен и антипедагогичен. Сравнению могут подлежать явления одного ряда. Народные театры и профессиональные имеют общие идейно-художественные позиции, во многом общие этические основы, но слишком различны не только усло­вия работы, но и высшие задачи этих театров, чтобы проверять одни другими.

Мне кажется, что целью самодеятельного искусства является идейно-нравственное и эстетическое воспитание огромной армии его участников.

Задача обслуживания населения концертами и спектаклями есть лишь условие развития самодеятельного ис­кусства, а не его цель.

Полезно ли, нравственно ли воспитывать в участни­ках многочисленных драматических кружков, студий, те­атров сомнение в пользе специального образования» не­уважение и даже пренебрежение к творческому труду актеров?

Мне кажется, режиссеры — руководители самодея­тельного театра совершают нравственное преступление, прививая своим актерам мысль, что в искусстве театра природная одаренность отменяет творческий труд.

Скромность — лучшее украшение добродетели», «уче­нье — свет, а неученье — тьма» — прописные истины. Кто не согласен с истиной, что «критика и самокритика есть движущая сила в нашем обществе»? Однако в повседнев­ной жизни, а в искусстве особенно, все эти общеизвест­ные истины выглядят не всегда бесспорными.

Оценка явлений искусства во многом субъективна, индивидуальна, сама природа театрального искусства способствует расцвету таких черт характера, как само­любие. Поэтому критика в театре очень часто восприни­мается болезненно, а самокритика часто принимает фор­мы самобичевания.

Даже любящие муж и жена — актеры ревнивы к ус­пеху друг друга. Даже близким друзьям — режиссерам трудно признать творческую победу другого. Это есте­ственно. Неестественно, если чей-либо успех вызывает зависть, злость. Но если эти дурные чувства зашевели­лись в душе режиссера, пусть он направит их на себя. Если честолюбие обуздать, оно, в конце концов, тоже мо­жет толкнуть художника на соревнование, а не на сопер­ничество.

В Леонидовской студии поначалу сложилась странная картина. Пришедшие из самодеятельности были много профессиональнее и увереннее, чем ученики Леонидова. Первые понаигрались. Не робели перед публикой. Умели работать быстро. Но прошел год, вчерашние студенты преодолели страх перед черным провалом зрительного зала. Они заиграли в полную силу. А на вчерашних ар­тистах самодеятельного театра все яснее стало сказы­ваться отсутствие школы, дисциплины, творческого труда. И мы открыли при студии студию. Учеба и планомерные занятия по мастерству актера сравняли, соединили две группы молодежи.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 50. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия