Как ни парадоксально, но избавление от недовольных не победа, а, скорее, поражение. Тишина и покой, удовлетворенность собою не помогают росту театрального коллектива.
Разумеется, творческие споры и распри из-за ролей — не одно и то же. Но не так просто отделить одно от другого. Режиссер уверен, что в выборе пьес, в распределении ролей, в организации дела он руководствуется интересами дела, а все возражающие ему руководствуются интересами личными. Но возражающие против репертуарной линии и планов работы также уверены в своей правоте, уверены, что критикуют руководство во имя интересов театра. Режиссер, допустим, настаивает на постановке легковесной, но эффектной пьесы. А наиболее требовательные актеры возражают против такого способа привлечения зрителей. Или наоборот. Актеры считают возможным пойти на известный компромисс, а режиссер уверен, что уступка недопустима ни при каких обстоятельствах. Кто прав? Режиссер считает возможным заменить ушедшего исполнителя менее одаренным. «Пусть спектакль потеряет в качестве, но судьбу театра ставить в зависимость от одного человека недопустимо»,— рассуждает он. А некоторые участники спектакля считают, что снижение качества только подчеркнет исключительность ушедшего, и настаивают на консервации спектакля до тех пор, пока не появится достойная замена. Чья позиция истинна? Надо смело выдвигать молодежь»,— утверждает режиссер. Надо использовать силы старых, опытных мастеров»,— возражают актеры. За кем правда? Личное и общественное в театре так причудливо переплетаются, что отделить одно от другого практически невозможно. Считать только себя принципиальным, а всех остальных подозревать в честолюбии и корыстолюбии — опасная самоуверенность. Не всегда устами режиссера «глаголет истина». Случается, что «оппозиция» более объективна. Что и как ставить, что кому играть, решает не голосование, даже в том случае, когда коллектив одобрил прочитанную пьесу, за включение ее в репертуар персонально отвечает режиссёр-руководитель! Коллегии, советы, бюро и другие органы выполняют лишь совещательные функции. Они бесполезны, если собираются от случая к случаю, по чрезвычайным поводам. Но, как бы часто ни заседал худсовет, режиссерская коллегия, бюро студии, они не могут заменить руководителя театра. Не всегда руководителю театра нужен совет. Он вправе многое решать единолично. Но если советоваться, то советоваться. Надо со всей добросовестностью и серьезностью выслушать самые крайние точки зрения, приготовиться к самой резкой критике своих действий. Мало того, надо создать наиболее благоприятные условия для такой критики. В студии Леонидова с первых же дней ее существования были установлены демократические порядки. Коллектив, подчиняясь руководству, тем не менее, считал себя вправе контролировать его и строго спрашивать. В конце первого сезона, ни с кем не посоветовавшись, руководство приняло в театр группу опытных актеров, на десять, двадцать, тридцать лет старше, чем ученики Леонидова. Принцип, положенный в основу студии, был нарушен. Между основным составом и вновь принятыми актерами не было ничего общего. Атмосфера стала накаляться. Отношения становились все более нетерпимыми. В результате вновь принятые актеры один за другим покинули театр. Главному режиссеру было выражено недоверие. Пришлось уйти и ему. Помню, как я однажды «взбунтовался», потребовал «свободы действий»: права убрать из студии некоторых учеников Леонидова, принимать решения, не дожидаясь санкции Леонида Мироновича. На мое ультимативное письмо Леонидов не ответил. Просил передать на словах: «Когда остынет, пусть приедет». Я понял, что обидел Леонидова, и приехал пристыженным. Мы говорили о том, о сем. «Забыл»,— подумал я с облегчением. Но тут Леонид Миронович заговорил. — Вы хотите освободиться от моей опеки. Пожалуйста. Я думал, что еще нужен вам. Что поддерживаю вас своим авторитетом. Вы, ведь, совершили кучу ошибок. Я их знаю, хотя об этом с вами и не говорил. Вы уверены, что сами справитесь с коллективом? Я не собираюсь вечно руководить гомельским театром. У меня много забот и без него. Но пока театр прочно не стал на ноги, я считал себя обязанным помогать всем, чем могу. Пользуясь моим именем, проще требовать для театра денег, проще получать пьесы от авторов. Подумайте и решите. Но предупреждаю, я посоветуюсь еще с Володей С. — Почему с Володей? — А потому, что он — совесть вашего театра. Он не самый талантливый, но самый честный человек в труппе. И самый преданный делу. Очень жаль, если вы этого не увидели. С ним вы говорить не пробовали? — Я очень ценю Володю. Благодарен ему за то, что он не раз выручал театр, заменяя ушедшего заведующего постановочной частью, исполняя обязанности заведующего труппой. Он не раз приходил ко мне, предлагал, советовал, выражал несогласие. Последнее время он невесел и все молчит. — Это плохой, признак. Вы лишились его доверия.
|