Мне рассказали эту историю, как пример творческого роста актрисы. А я привожу ее, как пример роста характера, как пример этического перевоспитания.
В Большом драматическом театре имени М. Горького много молодежи. Кое-кто пришел в прославленный коллектив из других театров, с главных ролей. А в БДТ попал в массовые сцены или на эпизодические роли. Обидно, конечно. Популярный в городе актер, снявшийся в ряде фильмов и вдруг — в массовку!.. Но крошечная роль в спектакле БДТ — дело весьма ответственное. И тот, кто играет эту роль добросовестно со всей честностью и вкладывает в нее все свои способности, никогда не оказывается незамеченным. Творческое отношение к работе, инициатива молодого актера, как ни мала его роль, всегда отмечаются руководителем театра Г. Товстоноговым, всегда высоко оцениваются коллективом. И совсем не редки случаи, когда молодой актер, огорченный тем, что ничего значительного он не играет, готовый с отчаяния покинуть театр, получает большую, центральную роль. Ему кажется это счастливой случайностью, везением. На самом же деле ничего случайного в этом нет. За его работой смотрели, следили и убедились, что право на ответственную роль он заработал. Воспитание актеров в театре, руководимом Г. Товстоноговым,— прежде всего воспитание этическое. Молодой актер опоздал на первую репетицию пьесы, в которой получил небольшую, но хорошую роль. «Уволить» — было распоряжение руководства театра. Но этот молодой актер только что пришел в театр с институтской скамьи и к строгим порядкам театра еще не был приучен, поэтому решение было смягчено. Но с роли он был все же снят. Другой актер пришел на репетицию несколько возбужденным, — говорит, выпил пива. И тут же был снят С роли. Актриса позволила себе быть бестактной по отношению к режиссеру. Ей было предложено публично принести извинение. И сняли с роли. В БДТ имени М. Горького нет деления на проступки, нарушающие творческую дисциплину, и проступки, нарушающие дисциплину трудовую. Из театра увольняется актер, замаравший его честь и вне стен театра. Может быть, потому высок моральный уровень творческого коллектива Ленинградского БДТ имени М. Горького, что там нет раздельных мер взыскания: по профсоюзной, административной и творческой линиям. Все, что связано с отношением к театру, взаимоотношениями в коллективе, морально-этическим обликом артиста, — дело всего театра, всех его руководителей. Никто не возьмется за составление правил-инструкций, что надо делать для создания коллектива. Но один общий закон все же можно вывести: коллектив создается усилиями всех его членов, а не только руководителей. Незадолго до премьеры заболел исполнитель ответственной роли. Срочно он был заменен, И из-за спешки — не лучшим образом. В день премьеры основной исполнитель выздоровел. Но кому-то понадобилось пустить слух, будто он и не болел вовсе. Просто лень было репетировать. Я поверил в это и на премьеру назначил нового, более слабого исполнителя. Это вызвало целую бурю, И занятые и не занятые в спектакле актеры настаивали на отмене моего распоряжения. Поражение потерпели не моральные принципы, а моя поспешность. Сплетник был разоблачен. Я же — научен. В другом случае за попытку диктовать театру свои условия («дадите жене роль — буду играть, не дадите — не буду») я освободил актера от работы. Но вечером шел спектакль с его участием. Как быть? Потерпеть его еще день-два? «Замените кем угодно. Сыграйте сами. Мы выручим, поможем», — заявили мне участники спектакля. И они действительно выручили, помогли. Зарвавшийся актер оказался бессильным против коллектива. Каждый самый скромный, самый незаметный участник коллектива может и должен способствовать созданию дружеской, товарищеской, деловой атмосферы. Л. М. Леонидов учил, что первое, с чего надо начинать, — это научиться выслушивать критические замечания. «Можете, — говорил он,— не соглашаться с ними. Но молча. Сначала молча выслушайте, потом непременно скажите «спасибо», а уж потом решайте, принимать замечание или нет». — Но ведь иногда можно и нужно убедить товарища в том, что он неправ, несправедлив? — Можно и нужно. Но лишь когда вы сами научитесь выслушивать неприятности и не отвечать на них оскорблениями, обидой. — Значит, расхождение во взглядах, вкусах, споры и дискуссии нежелательны в коллективе? — Никакое дело не делается без споров, предложений, борьбы мнений. Но, повторяю, надо научиться спорить. А это не так просто. Можно в пылу спора так «отбрить» противника, что у него навсегда пропадет охота с вами разговаривать. — Но ведь говорить «спасибо», а делать все по-прежнему — значит тоже отбить охоту делать замечания? — Я советую лишь одно — преодолеть очень свойственную молодым людям нетерпимость к чужой точке зрения. Надо доброжелательно относиться к замечаниям. Можно не соглашаться, но надо уважать чужое мнение. Коллектив создается в процессе творческого труда, в процессе воспитания характеров. Тот, кто считает себя во всех вопросах непогрешимым, тот, кто считает свою точку зрения единственно правильной, свои вкусы совершенными, свой характер идеальным, пусть сидит дома. Или занимается творчеством в одиночку.
|