Все на поверку просто.
Коллективом театра верховодят «старики», «старожилы». Они давно потеряли право играть центральные роли, но отдавать их никому не хотят. Новые руководители, естественно, пытаются навести творческий порядок и поставить всех на свои места. Это вызывает ответную реакцию — придирчивую критику, демонстративное неповиновение и пр. Ну кому, скажите, хочется работать в атмосфере подсиживания, недоброжелательности, в напряженном ожидании скандала? Можно ли такой коллектив считать здоровым? Уже давно нет объективных, социальных причин для многих пережитков старого театра. Но ведь почему-то во многих коллективах встречаются и зазнайство, и подхалимство, и эгоизм, и пьянство. Во всех ли театральных коллективах нормальны отношения между молодыми и старыми актерами? А сколько мы знаем примеров, когда распри из-за ролей, больное самолюбие, самовозвеличивание приводили к развалу коллектива, срыву спектаклей? Теперь хороший коллектив называют «коллективом единомышленников». Будто бы возможен коллектив, состоящий не из единомышленников. Ведь это уже был бы и не коллектив вовсе, а просто группа людей, в силу обстоятельств собравшихся в одно место. К сожалению, есть немало и профессиональных и народных театров, в сущности, не являющихся творческими коллективами. В какой-то пьесе молодой человек, претендующий на дружбу и любовь девушки, доказывает, почему им следует быть вместе, таким образом: «У нас общие вкусы. Ты не любишь оперы, и я не люблю, ты любишь танцы, и я люблю, ты не любишь свою профессию, и я не люблю». Разве мы не встречаем театры, в которых «единомыслие» его актеров подобно общности вкусов героев этой пьесы? Никто ничего не читает, кроме детективов. Все любят играть только главные роли и только положительных героев. Никто не хочет учиться. Отличаются такого рода «единомышленники» в театре от персонажей пьесы только тем, что они не признаются в своих недостатках вслух. Не всякая общность вкусов и интересов создает коллектив. Его создают только высокие идейно-творческие задачи, благородные стремления, объединившие честных влюбленных в свое дело людей. Коллектив — понятие не административное, организационное. Он не создается приказом — он складывается постепенно, иногда годами. Коллектив не может возникнуть, если состав его беспрестанно меняется, если театр — проходной двор. Но годами не обновляющийся состав приводит к тому, что коллектив превращается в замкнутую группировку и тем самым обрекает себя на вырождение. Театральные коллективы возникают и по указаниям и решениям различных общественных организаций и по инициативе самих любителей драматического искусства. Проходит год, а иногда всего несколько месяцев, и в силу причин, для многих необъяснимых, коллектив, с таким трудом созданный, рассыпается, хотя первый или первые его спектакли были многообещающими. И наоборот, театральный коллектив, при своем рождении ничем особенным зрителей не обрадовавший, через некоторое время начинает набирать силы и живет годами, десятилетиями. Причины, по которым одни коллективы обретают долголетие, а другие обречены на короткую жизнь, далеко не всегда связаны с материальными и прочими удобствами, отношением прессы, общественности, руководства. Из сотен, а может быть, и тысяч возникающих каждый день коллективов «выживают» сильнейшие. Сильнейшие даже не в творческом, художественном смысле, а в этическом, нравственном. Только построенный на верных этических основаниях коллектив выдерживает испытание трудностями, испытания успехом или провалом. Профессиональные театры по своим организационным формам отличаются от театров народных. Влияние этических норм на жизнь профессионального театра труднее проследить, но судьба его, как судьба любого непрофессионального театра, в конечном счете тоже зависит от этических основ коллектива. Созданная при большом, хорошем театре студня имела все основания стать интересным художественным организмом. Студия имела все: отличные репетиционные помещения, квалифицированных руководителей, неограниченные материальные возможности. В ее составе было много одаренных юношей и девушек. Но с первых же месяцев своего существования небольшая группа морально нечистоплотных людей подчинила себе многих совсем неопытных и очень молодых. «Опытные» научили «неопытных» пить. Целомудрие и девичья гордость постепенно стали выглядеть неприличными «пережитками прошлого». Наушничанье, склоки, подхалимство стали нормой поведения... Удивительно ли, что студия эта бесславно закончила свое существование?.. Еще один случай, не менее поучительный. Группе молодых актеров повезло. Спектакли, сыгранные ими, вызвали интерес зрителей. Гастроли в ряде европейских стран, успех, многочисленные статьи в прессе, выступления по радио и телевидению, кинохроника до такой степени вскружили голову молодым людям, что они уверовали в свою исключительность. Но именно это и разъединило группу, породило болезненное соперничество. В результате — спекуляция на незаменимости, потеря дисциплины, аморальные поступки. Создавать из подобного «коллектива» театр, как это проектировалось, оказалось невозможным. Театр умер, не родившись... Театр-студия «Современник» возник как оригинальный коллектив. Актеры, занимавшие ведущее положение в разных театрах Москвы, предпочли совершенно неустроенное, материально необеспеченное положение «Современника» благополучию солидных театров. Они объединились вокруг Олега Ефремова как единомышленники в гражданских, художественных и этических вопросах. Плодотворность позиции театра доказана тем, что театр пережил массу трудностей и два года назад праздновал свое десятилетие. Влияние «Современника» на всю жизнь советского театра признано всеми крупнейшими театральными деятелями. Спектакли театра видели многие. Но об этических нормах, основах «Современника» знают не все. Существует ли какой-либо письменный договор, заключенный между всеми членами коллектива «Современника», мне неизвестно. Но в какой-то форме он есть. Театр сам для себя установил строгие формы взаимоотношений, нашел организационные принципы и методы руководства. В театре, богатом такими разными и индивидуально неповторимыми актерами, как О. Ефремов, Е. Евстигнеев, О. Табаков, И. Кваша, AL Козаков. Л. Толмачева, Н. Дорошина,
|