Так методично и настойчиво Леонид Миронович прививал начинающему режиссеру основы режиссерской этики.
Вопросы методики репетиции, принципы распределения ролей, проблемы личного и общественного, как их понимал Леонид Миронович, были, в конце концов, вопросами, принципами и проблемами эстетическими. Воспитанный К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко, он понимал учение Станиславского об этике как составную часть «системы». Этика» Станиславского обращена к актерам. Леонидов пополнил ее своим режиссерским опытом, опытом своих учителей и придал ей специфический режиссерский оттенок. Молодые режиссеры дорого платят за огрехи в этическом воспитании. Потерей авторитета платят они за забвение истины, что эстетическое и этическое — неразрывно. Заработать авторитет трудно. Потерять — легко. Восстановить почти невозможно — вот в чем был главный смысл уроков этики. Можно ли предусмотреть все ситуации, в которые может попасть режиссер, и снабдить его правилами на все случаи жизни? Конечно же, нет. Мучительные вопросы встают перед молодым режиссером почти ежедневно. Как поступить со строптивым актером? Как примирить творческую совесть с производственной необходимостью? До каких пределов может простираться дружба с актерами? Когда надо уступить, а когда настоять на своем? Когда просить, а когда требовать? Немыслимо перечислить разнообразные вопросы, которые каждому молодому режиссеру рано или поздно придется решать. Решать самому, в одиночку и, может статься, сразу. «Тот, кто не на словах, а на самом деле «любит искусство в себе, а не себя в искусстве», найдет ответ на тысячи тысяч вопросов», — говорил Леонидов. Тот, кто умеет интересы искусства, интересы театра, дела, ставить выше самолюбия, выше личной обиды или личного успеха, в конце концов найдет ответ на самые сложные и запутанные вопросы. Плохо воспитанный или просто этически не воспитанный режиссер не может считаться профессиональным режиссером. В лучшем случае он всего лишь одаренный дилетант. Научить этике нельзя. Научиться можно. Не правилам на все случаи жизни, конечно, а нормам. Режиссерский «кодекс чести» не составлен. Но он существует. Можно окончить театральный институт, училище, студию. В школе этического воспитания учатся всю жизнь. Ее нельзя окончить и получить диплом: «этически воспитан». Говорить об этике, о профессиональной этике режиссера — значит говорить о жизни в театре. Говорить откровенно. Режиссер занимает высокое положение в театре, поэтому он обязан быть человеком самых передовых взглядов. Он учит, потому что знает. Он имеет право требовать дисциплины от других, потому что дисциплинирован сам. Режиссер кроме знаний и умений обладает властью. Ею надо пользоваться умело и осторожно, ибо режиссеру доверены не только большие материальные ценности, но и большой человеческий коллектив. Власти режиссера прямо пропорциональна его ответственность. Принимая власть, — хочешь не хочешь — надо принять и ответственность. Талант, ум, воля, знания и характер режиссера должны служить одной цели — созданию для себя и для всех участников атмосферы творчества, условий для вдохновения. Ни в каком деле личные качества и характер человека так явно не сказываются на результатах работы, как в театральном искусстве. В спектакле есть главные роли и не главные. В коллективе театра — прославленные актеры и начинающие. Одни — известны, любимы зрителями, другие — просто знакомы. Или даже не знакомы. Если театр покинет актер X. — беда. Придется снимать с репертуара ряд спектаклей. Уйдет У. — никто и не заметит. А говорят — надо ко всем относиться равно! С другой стороны, относиться к актерам соответственно их положению, званиям, заслугам — значит насаждать нездоровый дух угодничества, чинопочитания. Не может быть в театре двух дисциплин: одна — для главных артистов, другая — для рядовых. Это тоже как будто все понимают. Но как примирить строгие этические нормы жизни театра с практикой? С одной стороны, нельзя прощать нарушение дисциплины ведущему актеру и не прощать то же исполнителю рядовому. С другой — можно ли и нужно ли относиться одинаково к тому, кто отдал театру жизнь, кто доказал свою преданность коллективу, и к тому, кто в театре без году неделя и кто никого еще не убедил в своей нужности делу?
|