Незаменимых нет», — принято говорить. Так ли?
Конечно, жизнь не остановится и земля не перестанет вращаться, если даже в каком-то театре вместо талантливого исполнителя роль будет играть неталантливый. Не закрыли ведь Театр имени Евг. Вахтангова после смерти его основателя. Не закрыли МХАТ после смерти К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Да, не закрыли. Но Вахтангова, Качалова, Леонидова, Мейерхольда, Станиславского не заменили. Талант заменить нельзя. Это «товар штучный». Проблема взаимоотношений актера и режиссера, режиссера и коллектива столько же эстетическая, сколько и этическая. Разделить ее можно лишь условно, только для удобства изложения. Когда Станиславский и Немирович-Данченко встретились в «Славянском базаре» для обсуждения вопросов, связанных с созданием нового театра, они не делили их на творческие и организационные, эстетические и этические. Я думаю, жизнестойкость созданного ими театра в значительной мере объясняется именно этим. В искусстве театра, искусстве коллективном, вопросы художественные, организационные, этические так взаимосвязаны, что порой просто невозможно рассматривать их порознь. Мне кажется, что от года к году взаимозависимость художественных, организационных и этических проблем все возрастает. С какой из них начать — безразлично. Думаю, что успешная работа режиссера-руководителя зависит от того, до какой степени он умеет рассматривать и решать эти проблемы «комплексно». Современному театру все меньше и меньше нужны лицедеи-ремесленники, и все более и более — художники, умные и умелые актеры, творчески одаренные личности. Чтобы играть роли, воздействовать на зрителей-современников, сегодня уже недостаточно быть просто способным и просто натренированным. Надо быть, как говорил Вл. И. Немирович-Данченко,—«социально воспитанным». В настоящее время театру, как никогда раньше, нужны личность актера, его внутренний мир. Новая, современная драматургия все чаще и чаще требует от актеров не только умения создать характер.., отличный от его собственного, но и умения говорить со зрителями от своего собственного имени. Гражданская позиция, моральные принципы, художественные взгляды актера нужны в современном театре точно в такой же степени, как профессиональные навыки и природные способности. К. С. Станиславский, создавая свое учение, названное «системой», органической частью которой является артистическая этика, воспитывал новый тип художника — актера-гражданина. Первые заметки об этике были написаны Станиславским пятьдесят-шестьдесят лет назад. Многие примеры, которыми он пользовался, естественно, устарели. Вместе с исчезновением зависимости актера от вкусов капиталиста-антрепренера, от произвола конторы императорского театра исчезли многие уродства дореволюционного театра. Актер из человека бесправного, отвергнутого обществом, стал его выразителем, полноправным членом. Любительство из культурного развлечения немногих стало массовой, всенародной школой нравственного и эстетического воспитания. Но суть учения об этике, главные мысли Станиславского не потеряли своего значения. Слова Станиславского: «люби искусство в себе, а не себя в искусстве» — были и останутся на века самой краткой и самой точной формулировкой театральной этики. Этику» Станиславского читают и изучают ученики театральных школ, актеры профессионального и самодеятельного театра. Главными учителями «этики» являются педагоги и режиссеры. Чтобы кого-то учить и воспитывать, надо самому быть знающим и воспитанным. Поэтому первейшая обязанность всякого руководителя творческого коллектива — знать учение Станиславского об актерской этике. В том, что говорит Станиславский об актерской этике нет ничего, что имел бы право не знать режиссер, что не относится к нему самому. Система» не свод правил и инструкций. Ее нельзя только прочесть, понять. Ее надо «уметь». «Система» не есть нечто застывшее, догматическое. Ученики и последователи Станиславского продолжают и развивают «систему», совершенствуют ее. «Этику» тоже надо не только знать — она должна стать «второй натурой», войти в плоть и кровь. «Этика», как составная часть «системы», тоже претерпевает перемены.
|