Понятие предметно-практической деятельности. Структура деятельности.
Труд – процесс взаимодействия ч-ка с природой, в ходе которого ч-к меняет вещество природы. Мы не можем создавать материю, можем превращать одну форму материи в другую. В ходе этого процесса, ч-к контролирует, регулирует обмен веществ между собой и природой. (определение из «Капитала» Маркса). Структура процесса труда. Основные категории, характеризующие процесс труда: Чел-к, взаимодействуя с природой в процессе труда, взаимод-т только с определенной ее частью. Природа для ч-ка является и условием, в кот совершается процесс труда, и предметом труда. Человек потенциально смотрит на природу как на всеобщий предмет труда. Т. е. потенциально стремится превратить всю природу в предмет своего труда. Как правило, понятие предмета труда подчеркивает одно обстоятельство, что в данном случае это предмет, на кот направлена человеческая деятельность. Хотя этот предмет может выступать продуктом предшествующей деятельности. Специфика чел-кой деят-ти в том, что ч-к между собой и предметом своего труда помещает др предметы – проводники его целесообразной активности (орудия труда). Особенность орудий труда, кот применяет ч-к: когда ч-к изготавливает их, он не подражает кому-то, а изготавливает, чтобы осущ-ть определенную дея-ть, при этом эти орудия труда являются носителями целесообр активности, способом передачи активности от одного ч-ка к другому(культура). Значит, любое орудие труда – результат опредмечивания целесообразной, общественно значимой деятельности. Процесс труда требует определенных условий (здания и т д), средств транспортировки и коммуникации, связи. Все это, вместе с предметом и орудиями труда, называется средствами производства. В отличии от других живых существ ч-к ясно представляет себе план своей деятельности. Образ деятельности возникает не изначально, процесс формирования образа деятельности является общественным продуктом. Целесообразная воля – следствие успешной ранее совершенной деятельности, что дает возможность ч-ку, имея средства осуществления деят-ти, удовлетворенную потребность, воспроизвести деят-ть. Таким образом, целесообразность человеческой деятельности связана с отношениями воспроизводства, она необходима для воспроизводства человеческой деятельности. Изначально, когда ч-к действует, он «блуждает в потемках», действует стихийно, но, когда ему удается совершить деят-ть, когда он приобретает средства, необходимые для этого и понимает, что именно эта активность удовлетворяет его потребность, следовательно, деятельность можно воспроизвести. Здесь и появляется сознание как внутренний психический образ собственного действия, кот позволяет ему воспроизвести деят-ть. Сознание является общественным продуктом, кот вовлекает ч-ка в различные обществ-е формы активности. Потребность. Классическая полит экономия предполагала, что у ч-ка есть натуральные потребность – с которой он рождается. Потр-ть не бывает беспредметной, абстрактной. У ч-ка потребность существует не изначально, а обусловлена процессом производствава. Люди, осуществляя дея-ть превращают вещ-во природы и, если оно удовл их нужду, оно становится предметом их потребности. Поэтому развитие про-ва порождает опред потребности, а не потребности – стимул про-ва. Поэтому иерархия потребностей исторически развивается и меняется. Предмет потребности – вещ-во, удовлетворяющее нужду. Интерес – осознанная потр-ть. Может возникать только когда ч-к совершил дея-ть, получил предмет, который был осознан им как предмет, удовлетворяющий его нужду. Осознание этого рождает интерес, связанный с тем, чтобы воспроизвести эту деят-ть, добыть этот предмет и т д. Ценность – предмет является значимым для людей (ценным). Связана с тем, как ч-к относится к деят-ти, воспринимает ее. Ценностная характеристика всегда связана с проблемой смысла. Оценка - появляется, когда уже есть ценности, их иерархии. И на этом уже формируется отношение ч-ка. Эти понятия дают возможность охар-ть чел-кую деят-ть, проявление чел-кой активности, ием самым подчеркиваем, что сознание играет значит роль в чел-кой активности. В кач-ве общественного продукта сознание является атрибутивной хар-кой соц системы. Оно выступает в кач-ве функции индивида, позволяет ему ориентироваться в системе соц деят-ти, в отношениях этой системы. Оно позволяет понять, почему ч-к начинает воспроизводить свою дея-ть.
|