Студопедия — Филосовское учение о материи
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Филосовское учение о материи






Взаємовідносини між пацієнтом і медичним працівником не могли з'явитися раніше, ніж з'явилося загальнолюдські, не могли вони виникнути й раніше, ніж з'явилися професії лікаря, медичної сестри, акушерки. З плином часу медицина перетворилася з мистецтва в систему наукових знань і практичної діяльності, з'явилася медична техніка, але відносини між медпрацівником і пацієнтом залишаються першорядно важливими. Важлива роль в регуляції взаємин між медпрацівником і пацієнтом грають правила правдивості, конфіденційності, інформованої згоди.
Право медичного працівника повідомляти пацієнту правдиву інформацію про стан його здоров'я обмежена вимогою передавати її в доступній формі і так, щоб не заподіяти хворому шкоди.

Возникновение философского мировоззрения, его структура. Предмет. Социальные функции.

Философия - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Зарождение философской мысли началось в середине первого тысячелетия до н. э. Возникновение философии как мировоззрения относится к периоду развития и становления рабовладельческого общества в странах Древнего Востока, а классическая форма философского мировоззрения сложилась в Древней Греции. В средние века философия как самостоятельная наука не существовала, она была частью богословия. Первоначально возник материализм как разновидность философского мировоззрения, как научная реакция на религиозную форму мировоззрения. Рождение было длительным процессом перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание.

Предпосылки зарождения философии:

¾ общественное разделение труда

¾ развитие городов, ремесленнической деятельности, развитие связей между землями.

¾ приобретение крупными городами определенной экономической независимости

Структура:

· Элементный уровень - совокупность мировоззренческих понятий, идей, взглядов, оценок, которые складываются и функционируют в обыденном сознании.

· Концептуальный уровень - мировоззренческие проблемы (различные концепции мира, пространства, времени, общественного развития человека, его деятельности или познания, будущего человечества)

· Методологический уровень - основные понятия и принципы, составляющие ядро мировоззрения. Они вырабатываются с учетом ценностного отражения мира и человека.

Предмет философии — это мир в его целостности, универсальности, всеобщности. Можно сказать, что философия изучает мир в его метафизическом измерении.

Функции философии:

1. Мировоззренческие:

¾ Гуманистическая - помогает сформировать целостную картину мира.

¾ Конструктивно-ценностная - разработка представлений о ценностях и идеалах.

¾ Критическая - осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.

¾ Культурно-воспитательная

¾ Объяснительно-информационная

¾ Идеологическая - участие философии в выработке идеологии как системы взглядов и идеалов.

¾ Интеллектуальная - способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению.

2. Методологические

¾ Эвристическая - содействие приросту научных знаний.

¾ Координирующая - координирование методов в процессе научного исследования.

¾ Интегрирующая – объединяющая роль философского знания

¾ Логико-гносеологическая - разработка самого философского метода

 

 

Философское учение о материи и ее атрибутах. Диалектико-материалистическое понимание материи.

Филосовское учение о материи

От лат materia - вещество. Это вещественное значение термина удерживалось до XX в., когда произошла революция в физике, означавшая кризис одностороннего основанного на обязательном чувственном восприятии, понимании материи.

Первой ступенью в осознании материальности мира был стих материализм. Началом формирования понятия материи явился переход от качественного разнообразия существующих вещей к понятию единой, объемлющей это качественное разнообразие основы мира - первоматерии. Это абстрагирование сложно. Поэтому сначала все качественное разнообразие миравыводилось из какого-либо одного тоже качественно определенного, эмпирически воспринимаемого элементата. (огонь, вода...) Но уже Демокрит заметил, что с помощью одного качественного определяемого вещества невозможно объяснить происхождение другого.

Дальнейшее развитие мысли привело к атомистике.

Атомы тоже истолковывались как вещество, как кирпичи всего существующего. С этой теорией связаны многие открытия в физике (тяжесть, теор теплоты, сохранение в-ва...). Механика Ньютона позволяла объяснять большую часть явлений и событий мира на основе взаимодействия атомов. Казалось еще чуть-чуть и физ. картина мира получит полную завершенность. Г Лиргоф: “Разве осталось еще что-нибудь открывать?”

Однако был открыт электрон, ядерный распад и превращеие атомов. Атом оказался вовсе не мельчайшей частицей вещества. Открытие электромагнитных полей и ядерных сил тоже внесли свою лепту. Поле - принципиально отличное от вещества состояние материи.

Первоначально поле понималось как окружающее какой-нибудь предмет пространство. (поле - атрибут в-ва). В домарксистском материализме материя часто понималась как нечто существующее наряду с вещами, как некоторая телесность, параматерия, из которой возникают и в которой исчезают конкретные вещи. Домарксистский материализм рассматривает ее как бесконечно развивающееся многообразие единого материального мира.

Материя - объективная реальность, существующая по своим законам, независимо от сознания.

Но затем было доказано, что поле не только атрибут объекта, но и самостоятельная реальность, т.е. новый вид материи, основным свойством кот. является непрерывность.

Все это привела к фил кризису - “Материя исчезла” Этот кризис связан с утратой представлений о материи как о веществе.

Невозможность чувственно воспринимать объекты микромира привела к фил кризису - “Материя исчезла”. Некоторые предали забвению = идеализм. К этому привело и то, что материализм традиционно был связан с механически-вещественным пониманием материи.

Диалектико-материалистическое понимание материи. Необходимо было освободить категорию материи от ее будто бы неразрывной связи с понятием вещества. Ленин замечал, что исчезла не материя, а метафизическое представление о ней. Единственное свойство материи - “быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания.” Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

1)материя существует независимо от сознания (первичность материи по отношению к сознанию)

2)она отображается ощущениями (признание принципиальной познаваемости мира). - Гольбах.

Достоинство этого определения - единство онтологического и гносеологического подходов и является исходным пунктом естествознания и философии.

Домарксистское понимание материи является предпосылкой для последовательной разработки материалистического понимания истории, позволяет рассмотреть общественную жизнь как функционирование и развитие сложной материальной системы - человеческого общества, которая включает в качестве своего неотъемлемого аспекта духовные процессы.

 

 

6. Диалектика как учение о развитии: принципы (всеобщая связь, детерминизм, системность, развитие) и законы диалектики.

Диалектика - по Сократу - искусство вести беседу. Диалектика - учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. В этом смысле диалектика, начиная с Гегеля, противопоставляется метафизике - такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. По характеристике Ленина, диалектика - это учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи.

К принципам диалектики относят:

· принцип всеобщей связи явлений Ленин называл одним из основных принципов диалектики. Отсюда методологический вывод: чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все стороны, все связи и опосредования, т е не только непосредственное взаимодействие вещей, но и опосредованное, поскольку отрицание тоже может выступать формой связи;

· развитие – всеобщая, универсальная связь бытия; необратимое, направленное, закономерное (преемственное) изменение материальных и идеальных объектов. Развитие - характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововведений и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей;

· детерминизм – закономерная взаимосвязь и взаимообусловленность явлений материального и духовного мира. Центральным ядром детерминизма служит положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определённых условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие). Механистическая концепция Лапласа: отдельные связи бытия в дальнейшем необходимо складываются в закономерное единство бытия (жесткий детерминизм) - понимание мира как целого, а не суммы частей. Материалисты же, напротив, пришли к тому, что весь мир зависит от случайностей;

· принцип системности: вещь существует только во взаимодействии с другими объектами материального мира, связана с ними, образуя определенную целостность, единство многообразия, или систему. Элемент – относительно самостоятельная часть системы, которая ее организует. Структура – сеть связей и отношений системы, порядок соединения элементов целого. Нельзя рассматривать систему как неизменную данность, она меняется, чтобы подчеркнуть динамический характер бытия системы используют понятие «организация» – единство устойчивости и изменчивости элементов системы.

Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания. Эти законы выражают универсальные формы, пути и движущую силу развития материального мира и его познания и являются всеобщим методом диалектического мышления.

Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей. Сущность этого закона состоит в том, что явления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего из взаимодействия и противоречия между различными явлениями и различными сторонами внутри явлений, переходят из состояния незаметного, несущественного различия к существенным различиям моментов целого и к противоположностям, которые вступают между собой в противоречие, борьбу, составляющую внутренний источник развития данного явления. Каждый предмет содержит в себе иное самого себя. Внутренняя противоречивость любого объекта состоит в том, что в едином предмете в одно и то же время имеет место и взаимопроникновение, и взаимоисключение противоположностей. Развитие возможно только благодаря противоречию, т. е. возникновению активного взаимодействия, столкновения, борьбы противоположностей. Борющиеся противоположности находятся между собой в единстве в том смысле, что они присущи одному предмету, явлению. Противоречие, выражающееся в борьбе противоположностей в рамках данного единства, составляет источник развития.

Закон перехода количественных изменений в качественные.

Количество – философская категория, выражающая такую определенность предмета, изменение которой в соответствующих границах непосредственно не означает превращение данного предмета в другой (определенность вещи, безразличная к своему бытию).

Качество – такая внутренняя определенность предмета, благодаря которой он является именно данным, а не другим предметом и с изменением которой он превращается в нечто иное (сущность вещи в своем бытии). Качество предметов обнаруживается через их свойства – сторона предмета, проявляющаяся в его способности определенным образом взаимодействовать с другими предметами.

Развитие как движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого качественного состояния к более высокому, новому качеству есть одновременно и непрерывный, и прерывный процесс. При этом количественные изменения явлений до известного предела носят характер относительно непрерывного роста одного и того же по своему качеству объекта, который, изменяясь количественно в пределах одной и той же меры, не перестает быть тем, что он есть. Только на определенной ступени развития, при определенных условиях объект теряет свое прежнее качество и становится новым. Развитие, таким образом, есть единство прерывности и непрерывности, революционного, скачкообразного и эволюционного изменения явлений. Данный закон показывает, как осуществляется возникновение нового.

Закон отрицания отрицания.

Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту сторону развития выражает закон отрицания отрицания. Каждое явление относительно и в силу своей конечной природы переходит в другое явление, которое при определенных условиях может стать противоположностью первого и выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет необходимое условие развития, поскольку оно есть не только отрицание старого, но и утверждение нового. Но процесс развития не останавливается на этом. Вновь возникшее качество также переходит в иное качество. Отрицание снимается вторым отрицанием, а вся цепь развития представляет собой процесс отрицания отрицания. В результате этого нарастающего отрицания отрицания получается движение предмета от простого к сложному, от низшего к высшему с элементами повторения пройденного, временного отступления назад и т. д. Закон отрицания отрицания дает обобщенное выражение развития в целом, вскрывая внутреннюю связь, поступательный характер развития; он выражает такой переход явлений из одного качественного состояния в другое, при котором в новом качестве воспроизводятся на более высоком уровне некоторые черты старого качества. Словом, этот закон выражает и процесс коренного изменения старого качества, повторяющуюся связь между различными этапами развития, т. е. основную тенденцию развития и преемственность между старым и новым. Развитие совершается так, что высшая ступень развития выступает как синтез всего предшествующего движения в его снятом виде. Каждый момент развития, как бы он ни был отличен от предыдущего, происходит из него, является результатом его развития, поэтому заключает, сохраняет его в себе в преобразованном виде.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 188. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия