Религиозное сознание
Религиозное сознание отличается тем, что наряду с признанием реальной жизни, в нем сохраняется иллюзорное удвоение мира, вера в продолжение духовной жизни после прекращения жизни земной, вера в потусторонний мир. Доказать логично существование этого мира невозможно, поэтому религиозное сознание основано на вере. Вера это ингегративная часть религиозного сознания. Она не нуждается в подтверждении истинности религии со стороны разума или чувств. Религиозная вера означает необходимость соответствующего поведения и деятельности и надежду на сверхъестественную добродетель благодаря милости Бога. В религиозном сознании утвержден определенный идеал, подкрепляемый верой в него. Этот идеал - Бог. Верующий человек устремлен к этому идеалу, в котором сочетаются лучшие реальные земные черты. В этом смысле религия способствует пассивно-созерцательному отношению к жизни и дает лишь иллюзорное представление о ней. Философский подход к религии требует выделения в религиозном сознании двух уровней: обыденного и теоретического (концептуального). Обыденное религиозное сознание является непосредственным отражением бытия людей. Оно выступает в виде представлений, иллюзий чувств, настроений, привычек, традиций. Его нельзя назвать цельным и систематизированным. Концептуальный уровень религиозного сознания - систематизируемая совокупность понятий, принципов, суждений, аргументов, в которую включено учение о Боге, природе, обществе, человеке. Это вероучение, теология, богословие, подготовленное и обоснованное специалистами.
27. Понятие общественного разделения труда (ОРТ): сущность и социальные последствия. Общественное разделение труда: неизбежно обособляет производителей некоторым видом общественной деятельности, и между этими группами возникают отношения (гл образом отношения обмена) ® определенные народы занимаются производством определенного вида благ, определенным видом общ деят-ти® совокупная общ деят-ть дает больший производительный эффект, чем совместно-организованная деят-ть этих людей Т.о. ОРТ позволяет снизить общественно необходимые затраты труда, создать более мощную производительную силу в рамках всего общества. Благодаря обмену воссоздается целостность общественной деятельности, в которой люди участвуют, в рамках которой формируется общественная производительная сила. Здесь человек более свободен, т.к. осуществляет свою деятельность как полноценный субъект ®ОРТ развивается (разделение труда у древних народов касалось только деятельности, у некоторых народов - ОРТ проникло в структуру деятельности, технологическое разделение труда, это привело к небывалой производительности без использования большого кол-ва людей) ПС прошлого общества находятся в структуре современных ПС(люди никогда от них не откажутся), ПС разв-ся путем преемственности- новые ПС возникают на базе старых Маркс: анализирует ПС в эпоху машинного капиталистического производства и показывает, что его основа –простая кооперация труда® переход от кооперации к машинной мануфактуре - путь развития ПС в капиталист эпохе ПС постоянно развиваются, аккумулируют чел опыт, их нельзя получить в готовом виде- т.е. они является результатом аккумуляции предшествующего практического опыта ПС = вещественные элементы +личностные элементы: развитие ПС влечет развитие Ч как субъекта деятельности, его возможностей действовать; Ч - главная ПС, т.к. все начинается с Ч (с простейших ПС, кот дала природа, кот составляют основу его организма); то, что он в дальнейшем приращивает как свое неорганическое тело является результатом последующей истории. Каждая ПС требует определенных производственных отношений. ОРТ не мыслимо без отношенийй обмена. Обмет – то производственное отношение(ПО), кот способствует существованию и развитию ОРТ (в кооперации обмена нет!! Есть распределение: совместно произвели – совместно потребляют, а т. к. потребление – индивидуальный процесс, то должно быть распределение этого общественного продукта) Смысл закона соответствия – каждая ПС требует определенных ПО Отделение ПО от ПС – может быть абстрактно, в теории, в реальности - НЕТ!, т.к. они выступают как одно целое - общественный СП. Поэтому мы можем только выделить в СП организацию вещ-х и личных факторов произ-ва, + ту общ форму, кот помогла все это орган-ть, т.е. выделить ПО. Поэтому ПО не сущ-ют в ней помимо ПС. Трудность в изучении ПС: общест-е ПС – это именно организация, кот имеет настолько огромные масштабы, что выходит за пределы восприятия эмпирического® ПО и ПС должны изучаться с научной точки зрения.
|