Идеи развития в философии Гераклита и Гегеля
Встал вопрос о первоначале. Предлагались разные варианты. Гераклид-огонь. 1)Сама концепция первоначала-диалектический подход к миру. Бытие по Гераклиту-борьба-созидающее начало бытия и жизни. Представление о вечном изменении всего существующего и о борьбе противоположных начал как причине изменения. «Война-это и борьба противоположностей и их единство. Чем больше противоположности сходятся, тем больше расходятся и из этой борьбы возникает прекраснейшая гармония». Самая большая группа трудов дошедших до нас посвящена противоречиям-они источник изменения и развития 2) «Всё течёт», «В одну реку нельзя войти дважды»-постоянная изменчивость-текучесть мира и в конечном итоге всё оборачивается своей противоположностью. 3)Постоянно подчёркивал относительность суждений и оценок-относительность-важная идея диалектики «И добро и зло одно», «Мудрейший из людей по сравнению с Богом покажется обезъяной». Диалектика Гераклита не была выражена в понятиях, строилась на основе наглядных, предельно конкретных, чувственно достоверных образах-понятиях. Его учение – это первая в истории человечества философия в чистом виде, без всяких примесей в те времена еще очень примитивных опытных знаний о природе. великий немецкий философ-диалектик Гегель утверждал, что нет ни одного положения Гераклита, которое он не принял бы в свою «Логику». Гегель: Мир вне человека реально существует, но первоначальна духовная сущность, которая. определяет все развитие человека. Эта абсолютная идея существует везде и во всем. в основе всех явлений природы и общества лежит «абсолютная идея» или мировой дух и он первичен(Повторяет Платона). Абсолюная идея развивается проход 3 стадии: а) развивается в собственном лоне- «в стихии чистого мышления» б) переходит в природу в) переходит в дух. Процесс развития абсолютной идеи и вместе с тем её самопознание завершается его собственной философской системой. Анализ важнейших законов и категорий диалектики, последовательное применение их к различным областям знаний позволили поднять её на уровень науки.. Источник развития- противоречие, но сам он идеалист и развивается у него понятие, идея, хотя примеры он приводит материалистические(вода и лёд).Формулирует три основных закона диалектики. Считал что его метод позволяет завершить познание абсолютной идей собственного содержания. Истина не в собрании догматов, а в диалектическом пути развития, в познании. все общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе истории, представляют собой лишь преходящие ступени бесконечного развития человеческого общества от низшей ступени к высшей. Каждая ступень необходима и, таким образом, имеет своё оправдание для того времени и для тех условий, которым она обязана своим происхождением. Но она становится непрочной и лишается своего оправдания перед лицом новых, более высоких условий, постепенно развивающихся в её собственных недрах. Оба философа развивали концепцию Идеализма, Диалектики, Относительности и субъективизма. Более того, обоих можно назвать гениями своего времени. Гегелевская философия обычно считается высшей точкой в развитии немецкой школы философского мышления, именуемой "спекулятивным идеализмом". 9. Пифагор, школа П., её знач-е организовал религиозно-философский союз в Кротоне- религиозно-философское аристократическое братство 1) Математика-применили выводы математики к другим наукам 2) «все вещи суть числа»-именно в числе ключ к гармонии, число лежит в основе мираàпознание природы через познание числа и числовых отношений. Мир управляется числовыми соотношениями и может быть познан и описан математическими формулами. Число имеет 3 измерения: арифметическо-геометрическое, акустическое(музыкальное)-изобрели октавы и астрономическое. 3)учение ориентировано на уход от реальности: видимый мир ложен и иллюзорен. Будничный опыт основанное на нём чувственное знание несостоятельны. Мысль-выше чувства. 4) Теорема Пифагора, одновременно посвящали разные углы треугольника богам-мистика сочетается с логикой. Каждое число имело свой мистический смысл 5) именно п-ы ввели в науку понятие противоположности - то, возникновение чего означает гибель другого, говорили, что противоположности должны исключать друг друга, но до диалектики не дошли. Именно он назвал философию философией(!) Пифагор и его школа усилили культ интеллектуального труда и создали культ математики- доказательную математику! Ими бы сделан первый шаг от материализма к идеализму. Пифагорейцев можно считать родоначальниками гуманитарной, естественной, точной и систематической наук.
|