Чел-к и общ-во в эпохе Просвещ
кризис христианского самосознания в духовной жизни Франции первой четверти XVIII века: догмам религии противопоставлены критический разум, дух сомнения и скептицизма. всё должно предстать перед судом разума! Наука обретает широкий размах и становится достоянием широких кругов мыслящих. Просветители несут идеи в массы, борются за устранение чрезвычайно сильного соц. неравенства. Идеал принцип равенства как требование здравого смысла. Основные идеи: культ науки, разума, прогресс человечества. Светоносная сила разума: имей мужество мыслить самостоятельно! Черты: 1) антиклерикальная направленность (против притязаний церкви на господство в экономике, культуре, науке, политике), дальнейшее отделение философии от теологии, религии и церкви 2) непосредственная связь воззрений с достижениями естествознания3) гуманизм4) попытка изменения социальной действительности для «улучшения гражданского общества» Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. Гольбах, Ж. Д`Аламбер. Руссо: способствовали приближению революции во Франции. 1.ряд противоречий исторического процесса, а также то, что культура противостоит природе. Впоследствии эти идеи окажутся в центре споров о противоречиях общественного процесса. 2. понятие отчуждения человека от человека, основой которого является обладание частной собственностью. При этом в противоположность Ламетри считает: «Человек – по природе доброе и хорошее существо, единственно его собственные учреждения делают его злым и дурным». Корень всех зол – неравенство, появившееся как следствие частной собственности. Для равенства важна свобода, а она ассоциируется в глазах буржуазного человека с владением собственностью, поэтому философ предлагает уравнять собственность. Эта мысль, как показала Великая Французская Революция, оказалась абсолютной утопией. Но уже в то время Руссо приходит к выводу о том, что собственность – это производственные отношения, что так или иначе связано с идеями Гегеля и Маркса. 3. В своём «Общественном договоре» развивает идею о том, что люди договорились между собой учредить государство для обеспечения общественной безопасности и охраны свободы граждан, но со временем оно превратилось в орган подавления и угнетения людей.Но только государство может претворить в жизнь идеалы «естественного состояния: Свободу, Равенство и Братство. 4. Подходящей формой правления считал республику, так как только здесь могут быть осуществлены вышеперечисленные идеалы (республика с латыни - «общее дело»). 5. в обществе есть Всеобщая Воля, которая воплощается в государстве и не является совокупной волей всех людей. Каждый отдельный индивид вынужден согласовывать свою волю с этой Всеобщей Волей, которая в древности представлялась людьми в форме Судьбы, Рока, Божественного предназначения. 6. Отличия от современников: а) не считает право собственности естественным, а видит в нём продукт исторического развития б) не связывает общественный идеал с частной собственностью и гражданским состоянием; идеализирует «дикаря» как существо, не знающее частной собственности и культуры, которая только портит человека.в)отсут-е аристокр. высокомерия к бедным.. 8. В своих педагогических трактатах (которые были оценены Гёте, Гердером, Кантом и Робеспьером) утверждает, что человеческая личность должна строиться на естественном человеческом чувстве. Является основоположником сентиментализма, который ставит чувство во всех отношениях выше разума (где под разумом понимается рассудок).Нравственное начало человека гораздо глубже, «естественнее» и основательнее рассудка. Оно самодостаточно и руководствуется только голосом нашей совести. Однако голос совести заглушает «культура», которая делает человека формальным и безразличным к страданиям других 11. неприязнь к официальной церкви, но считал, что нравственное чувство, которое лежит в основании человеческой личности, есть по существу религиозное чувство. деист (принимает существования Бога, но считает, что ничего не знает о нём). Атеизм считает аристократическим высокомерным мировоззрением. не материалистомàотрицание Бога и религии=отрицание основ человеческой нравственности. 12. Руссо различает равенство юридическое – равенство перед законом, о котором говорили в большинстве своём просветители, и равенство фактическое – имущественное, экономическое. Он утверждает, что от природы все люди равны, но не в своих умственных или физических возможностях, а в своих правах на жизнь. И если такое равенство признаётся, то сильный помогает слабому выжить, но не подчиняет его себе, не использует в корыстных целяхà необходимости фактического равенства, что было ново и смело, хотя по сути и являлось утопией для того времени. Однако гуманизм современного общества как раз и проявляется в том, что мы стремимся создать равные условия для всех, даже самых безнадёжных инвалидов, что прямо согласуется с мыслью Руссо. стала прародительницей важных идей немецкой классической философии и остаётся актуальной.
|