Студопедия — Формац. и цивилизац. логика развития истории
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Формац. и цивилизац. логика развития истории






1. Формационный (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин)общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы – общественно-экономические формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

О.Э.Ф. –тип общества, основанный на определённом способе пр-а. Способ пр-а включает в себя пр. силы и пр. отношения. К пр. силам относятся средства производства и люди с их знаниями и практическим опытом в сфере экономики. Средства пр-а, включают в себя предметы труда (земля, сырьё, материалы) и средства труда (инструменты, оборудование, техника, производственные помещения). Пр отношения – это отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы собственности на средства производства.

à пр. силы развиваются быстрее, чем пр. отношения. Совершенствуются средства труда, знания и навыки человека, занятого в производстве àпротиворечие: старые пр.отношения начинают сдерживать развитие новых пр. сил. à необходима замена старых производственных отношений новыми. àсмена общественно-экономическая формация.

ведущую роль в общественном развитии играют исторические закономерности, объективные законы, в рамках которых и действует человек. Общество неуклонно движется по пути прогресса, поскольку каждая последующая ОЭФ прогрессивнее предыдущей. Прогресс же связан с совершенствованием пр. сил и пр. отношений.

2. Цивилизационный

а)теорией общественной типологии Н.Я. Данилевского- нет всемирной истории, а есть лишь история отдельных цивилизаций, имеющих индивидуальный, замкнутый характер развития; б)теорией культуры и цивилизации О. Шпенглера, рассматривающей цивилизацию как заключительную стадию развития культуры, с присущими ей признаками - распространением индустрии и техники, деградацией искусства и литературы, превращением народа в безликую «массу».

в)концеп-я А. Тойнби.:Ц-я-устойчивая общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. История представляет собой процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли.

Виды ц: а)Основные - оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют на другие цивилизации. б)Локальные - замыкаются в национальных рамках. К основным цивилизациями относятся: шумерская, вавилонская, минойская, эллинская (греческая), китайская, индусская, исламская, христианская.

Движущими силами истории, являются: 1) вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия) 2) ответ цивилизации на вызов 3) деятельность талантливых людей.

Развитие всей истории строится по схеме «вызов – ответ». Цивилизация состоит из творческого большинства, которое ведёт за собой инертное большинство. Цивилизации конечны в своём существовании. Они рождаются, растут, живут и умирают- 4 стадии – зарождение, рост, надлом, дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

Все цивилизационные концепции - не линейные, а циклические, и все они покоятся на далеко идущей аналогии законов истории общества с законами биологической эволюции.

В основе линейных концепций лежит идея внутреннего единства всемирной истории. Предполагается, что история человечества, как мировой океан, вбирает в себя реки «историй» локальных обществ. Авторы циклических теорий истории доказывают, что никакого внутреннего единства в истории нет, что «человечество» - это абстракция, отвлеченное понятие, а в действительности существуют лишь отдельные народы, и у каждого свой, независимый от остальных жизненный цикл и свое собственное направление развития.

Многовариантность историч. развития.Необх.созн. д-ть людей

Связь с Синергетикой: учение о саморазвивающихся открыт. системах

Соц. жизн-переплетение сложн. самоорганизх-ся систем.

А.Тойнби прищёл к идее многовариантности движ -я и разв-я цивилизаций(до синергетики)

Общ-во -пересечение полей активности отделн. индивидов,чья энергия-жизн. сила, порождает опред. вектор развития, влияя на него подчас сам причудлив. образом и определяя судьбу цивилизац. на неск. веков вперёд

Общ-во в развитии проходит точку бифуркации àоткрыв-я возмож-ти для деят-ти «историч.личностей». их задача:выбрать направление истории. Вдали от точек бифурк-ии действ-я 1 человека не могут измен. истор-ю.

Т.е. важна сама ситуация «вызов истории» и роль личностиà результат может быть неожидан.(св-во открыт. систем) конец-я «альтернативной истории» àальтернат-ть историч. разв-я, возм-ть понять почему произошло то, что не должно было

Не тольк. истор,но и жизнь общ-ва постоян. рождает синергетич. эффектà любой соц. кризис

Вопрос: как сочетается сознат. –ть людей и самоорг-я системы? (рука рынка или гос-воà за ними конкрет. люди)

Попытка найти способы управления сложными системамиà даст воз-ть изменить общ-во, если прав. определить точк. бифуркации. Ясно,что путь многовариантен, в идеале можно отобрать оптимальн. и способ-ть воплощ-ю в жизнь (учитв-я тенденц. эволюции и самоорганиз-ии систем).В эк-ке,праве и др. аспектах.

Син-а: становящ-я наука, но новый взгляд на проблемуà возм-ть соц прогнозир-я!прогнозир-я неустойчв-и

По мне-ю Моисеева: на Зем. неск. катастроф,котор. приводили к «новой планете», ступени станов-я Разума(бифуркации):

1) выделе-е человекаà «вторая природа»2) отказ от чист. биолог. совершенств-я, создал нравств. à во имя коллект. интеллекта. 3)человек на грани исчезн-я,ознаменована созд-м искуствен. биосистем

вывод: постоян. конкуренция,развитие, активность человекаà стрем-е приспособ. к окруж.среде. В свете идей глобалн. эволюционизмаà чрезвыч. значение проблемы взимод-я чел-ка и природы







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 179. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия