Парные категории диалектики.
Катег-я- понятие, обознач-ее общие и существен. черты, стороны предметов и явлений(дополнит.продолж-е законов) сущность и явление Явление– это предмет в его целостности, а сущность – это внутренняя основа существования и развития предмета. Любое явление существенно, а любая сущность является. Сущностью определяется характер развития предмета, обусловливается содержание и другие важные параметры его бытия. Сущность –основа существования и развития предмета, которую можно представить в виде системы свойств и отношений предмета, обусловливающих другие его свойства и отношения. Явление –внешнюю, «являющуюся» сторону предмета, в которой обнаруживает себя сущность. Сущность и явление никогда полностью не совпадают: в явлении всегда есть содержание адекватное и содержание, неадекватное сущности. Мышление как раз и есть не что иное, «как деятельность различения сущности от явления» (Л.Фейербах). Мышление познает сущность, используя различные методы познания (анализ, синтез и т. п.), позволяющие проникнуть в глубь предмета и представить его в виде системы разнообразных связей, а затем выделить существенные среди них. Формой и ступенью познания сущности является закон. Закон – это существенная связь, раскрытая и описанная наукой на определённом уровне познания сущности.
Таким образом, познание сущности конкретных предметов идёт от явления к сущности, от сущности одного порядка к сущности другого порядка, то есть от познания менее глубокой к познанию более глубокой сущности. В этом закономерном движении познания обнаруживается многопорядковый характер сущности. Сущность скрыта, на поверхности только явление. Явление богаче сущности Явл-внешн. обнаруж-е сущности,форма её проявления. Явление не может существовать без того, что является, то есть без сущности. Но и в сущности нет того,что так или иначе не проявилось бы. Сущность глубинна,закономерна,общая, явление-переходящее,изменчивое,много случайного. Если бы сущ. и явл-е совпадали не нужна была бы наука(т.к. сущ-ть скрывается за явлением) В экономических исследованиях экономические явления принято называть экономическими категориями. Явления одной сущности связаны между собой Пример: по отношению к сущности «общественное воспроизводство», - воспроизводство капитала, стоимость товара, стоимость капитала квалификации выступают как экономические явления Экономические явления, - зарплата, налоги, прибыль есть проявление сущности «стоимость капитала квалификации» Деньги: сущность-основная черта без котор. нет денег- деньги-товар,выдвинутый всем миром на роль всеобщ.эквивалента,остальные товары-просто товары(не являются средством обмена) А явление-доллары,рубли и т.д. единичное, особенное и всеобщее Категории единичное и общее характеризуют предмет как со стороны его уникальности, так и со стороны схожести с другими предметами. «Единичное» –только предмету присущие, неповторимые свойства и признаки. «Общее» – категория, характеризующая в предмете те его признаки, свойства, которые объединяют его с множеством других предметов, общее зафикср. в понятиях, схвачено основное,существенное. Связь между общим и единичным в предмете выражается категорией «особенное». Главное в диалектике единичного, особенного, общего состоит в том, что они существуют в тесной взаимосвязи как стороны реального предмета, процесса, явления. Так, гениальность есть, с одной стороны, высшее проявление индивидуальности (единичного), с другой – высшее проявление общего (разумной природы людей), нашедшие гармоничную связь (особенное) в конкретном человеке (отдельное). Любая вещь,явление отличны от других,в каких-то отношениях у них обнаруж-ся сходство Особенное - это вещь в целом, и именно ему при- надлежат как единичные, так и общие черты. Оно выступает единством общего и единичного. Единичное и общее составляют моменты, стороны особенного. Пример:всеобщее-собственность(абстракция,в ней зафиксировано нечто общее,свойствен. любой организ-ии общ-ва,кроме первобытного), собств-ть в капитализме,рабовлад-ии или феодализме-особенное, собственность в России-единичное Вывод: Парные категории – всеобщие, т.е. могут использоваться во всех науках => являются методологией. 41. Человек: проб-ы соотнош-я биологич и соц-ого Проблема чел-ка главн в философии, т.к. она начин-ся и кончается им. 2 группы вопросов фил-ии:1) познать объективн. реальность 2)Познать самого себя Со времени своего зарождения чел-во стало искать место в мире, задаваться вопросом кто я? зачем я? как я оказался? здесь? Сократ говорил о необходимости познания, Кант, Фрейд(только биологическое существо, либидо,страх,), Фромм(связь между психикой и социально структурой общества имеет социальный характер, в формировании которого особая роль принадлежит страху), Леонтьев(личность предствляет собой особое качество, которое индивид приобретает в системе общественных отношений на основе деятельности, общения и познания), Маслоу(высшие потребности представляют важный аспект личности. Высшие потребности заключаются в самореализации, самоактуализации, в духовности), Юнг (личность есть феномен системый, формируется под влиянием не только современного сообщества, но и предыдущих поколений, связанных со Вселенной), Аристотель: Человек вне общества или Бог или Зверь -уникальную жизненную форму, соединяющую биологическую и социальную сущности. Жизнедеятельность человеческого организма основывается на фундаментальных биологических механизмах-есть,спать -В процессе антропогенеза формировалась социальная сущность человека как система материальных и духовных факторов, межчеловеческих и психоэмоциональных отношений, возникающих в совместной трудовой деятельности. Социальный фактор оказывает существенное влияние на жизнедеятельность человека, на его здоровье. 2 мнения: о закономерностях становления личности. Сторонники пан-биологизма объясняют все особенности человека его биологической сущностью, наследственными генетическими программами. Пансоциологизм считает, что наследственные факторы у всех людей одинаковы, а индивидуальные особенности личности развиваются под влиянием общественных отношений, обучения и воспитания. Сегодня: Биологическим процессам, происходящим в организме человека, принадлежит фундаментальная роль в обеспечении важнейших сторон жизнеспособности и развития. Сегодня не решающий (отсутствие естествн. отбора) Процесс индивидуального развития человека базируется на информации двух видов: а) биологической(задатки)- зафиксирована в ДНКà человек любой обладает уникальным набором свойств,отличающим от жив-х б) социальн-наследств-ть - суммой знаний, умений, которые приобретаются, сохраняются и используются поколениями людей в ходе развития человеческого общества. Освоение этой информации индивидуумом происходит в процессе его воспитания, обучения и жизни в социуме. каждый соединяет в себе черты: 1) ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ, присущие всем людям как членам человеческого рода, вида homo sapiens; 2) СОЦИАЛЬНО-ТИПИЧЕСКИЕ, свойственные ему как представителю конкретного общества, определенной культуры, народа, социальной группы; 3) ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ, составляющие неповторимое своеобразие данного единичного человека.
|