Аристотель. Его место в истории европейской мысли.
384-322 величайший из учеников Платона, не согласен с его философской концепцией «Платон мне друг, но истина дороже» 1) первым из античных мыслителей стал отличать ф.знание от конкретно-научного. Он выделяет 1ю фил-ю как науку о сущем, или о первых началах и причинах- метафизика-сверхчувственные вечные сущности, постигаемые умозрением(настоящая фил-я) и 2ю фил-ю- предмет- природа(физика). 2) Проблемы бытия - учение о четырех первоначалах, или первопричинах всего существующего: а) Причина формальная(эйдос)- в отличие от Платона: эйдос вещи, ее идея, форма вовсе не занебесная сущность, а находится в ней же самой и без которой нельзя понять, что такое данная вещь, то, без чего вещи нет. б) Материальная причина. Рассматривалась в двух планах: (1) как первоматерия, неопределенная и бесформенная, но обладающая способностью воспринимать любые формы, стать всем; (2) то, из чего вещь состоит, или уже оформленный материал. Материя и форма — два вечных начала — взаимосвязаны таким образом, что форма являет собой сущность материи, а материя - тот субстрат, в котором эта форма запечатлена. в) Причина движущая. необходима для полного опред-я вещи. Если рассматривать в качестве причины движения какую-либо другую вещь, то мы неизбежно придем к дурной бесконечностиà наличие самодвижности, самопроизвольности или самодвижущей причины, которая определяет активность формы, ее способность воплотиться в материи. г) целевая причины - направляет движение к определенной цели. все процессы обладают внутренней направленностью и обусловленностью через цель. Всякая возможность стремится реализовать себя, стать полномерной, а поэтому цель — это стремление к своему благу. учение об абсолютном Уме как наивысшей ступени бытия, которое уже ничем не обусловлено, а зависит только от самого себяà теология, учение о боге. Бог— не персонифицированный личный бог, а безличностный бож. Ум, пребывающий в постоянной деятельности мышления. Мысль бога — мысль не о мире, а о самом наивысшем, что есть в мире, т.е. о собственном мышлении — мысль о мысли. Ум выступает в качестве триединой формально-движуще-целевой причины: формальная причина Ум есть «форма всех форм», предельное понятие о бытии; как движущая — перводвигатель, который движет решительно все, но сам неподвижен; как целевая — всеобщая цель, которая в то же время является и высшим благом. телеологичность представление о целесообразности всего сущего, начиная от явлений природного мира и заканчивая жизнью человека и полиса. Нравственность понимается как стремление к благой цели. Высшее благо определяется особенностью и назначением человека, связанным с его разумом. Поэтому дело человека — разумная деятельность, а назначение совершенного человека в прекрасном выполнении разумной деятельности. Жизнь, стремящаяся к высшему благу, должна быть деятельной, и не просто деятельной, а добродетельной. Этическим идеалом - мудрец, направивший свою жизнь к высшей цели — достижению блаженства путем созерцания истины. 3) Человек разумное, и «политическое животное», жизнь которого вне общества немыслима. Человеческое общежитие начиналось с семьи, через род и селение находит полное свое развитие в государстве, которое представляет собой общение родов и селений, направлено к величайшему благу. В отличие от Платона он не разрабатывает идеал государственного устройства, а анализирует, какие из существующих политических форм правления наилучшим образом способствуют достижению цели благой жизни. 4) систематизировал и обобщил знания, накопленные древнегреческой фил-й, заложил основы многих направлений научного знания: был первым античным ученым, создавшим систематическое учение о природе — физику; заложил основы формальной логики как науки о формах и законах правильного мышления, биологии, психологии и этики. Общирное наследие, главные направления мысли определили дальнейш. развт-е европ.фил-ии. Последний из классич.античн фил-ии.
|