Мировзр-е как соц-культ. феномен 3. Историч. типы мировоззр-я 4. Мировоззр-е и его историч. типы
М.-обусловленная внутренними установками, исторической и культурной традицией, личностными и бытийными обстоятельствами, система принципов, подходов к решению проблем, ценностей, взглядов, идеалов и убеждений человека или социальной общности, в свою очередь, определяющая специфику понимания и отношения индивида (социальной группы) к действительности и к самое себе, как ее элементу.(целостный взгляд на мир и место человека в нём)Обладая общ. знаниями о мире человек строит свою деятельность, определяет свои цели в соответствии с определённым мировоззрением. Вся фил-я- мирв-е -т.к. даёт общ взгляд на мир и место человека в нём.Понятие мировоззр-я шире понятия философии. Различные уровни отраж-я действительности: 1)мироощущение/миросозерцание-отраж-е на уровне ощущений-отдельные внешн. проявления бытия, мир явлений, а не сущностей2)мировосприятие и мировпредставление-цельная картина мира, взаимосвязь процессов и явлений 3)миропонимание- самый глубинный ур-нь отраж-я, связ-ый с абстркт. мышлением и теоретич. познанием мировоззрение=> Ф.-высший ур-нь и вид мировоззр-я, теоретич. офрмленное, системно-рацион-е мировоззрение. Структура мировоззрения: 1)познавательный компонент-обобщён.знания повседневн., профес-е,научные.(конкретно-науная и универсальные картины мира-систем-т и обощает рез-ты индивд-ого и обществен.познания)2) ценностно-нормативный компонент-ценности,идеалы,вер-я,нормы.формирует ценности, к которым стремиться человек и нормы-регул-т повседневн. жизнь человека и общества 3)эмоц-волевой компонент-чтобы зн-я,центи и нормы реализ-ть,нужно изх превращение в собствен. взгляды и выработка психологич. установки на готовн-ть действовать определён. образом 4) практич. компонент-реальная готовность чел-ка к определен. типу повед-я в конкретн. обстоятельтсвах. три основные формы мировоззрения: 1.Мифология — форма общ. сознания, мировоззрение др. общ-ва, совмещает в себе как фантастич, так и реалистич восприятие окружающей действит-ти. Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы:1) происхождение Вселенной, Земли и человека;2) объяснение природных явлений;3) жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;4) вопросы чести, долга, этики и нравственности. Чертами мифа: 1) очеловечивание природы;2) наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;3) отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);4) практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);5) однообразие и поверхность мифологических сюжетов. 2. Религия — форма мир-я, основан. на вере в наличие фантастич., сверхъестествен. сил, кот. влияют на жизнь человека и окружающий мир. характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окруж. дейст-ти. исследует вопросы те же, что и миф: 1)происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека;2) объяснение природных явлений;3) поступки, судьба человека; 4) нравственно-этические проблемы. Основными мир. религии:• христианство; • ислам; • буддизм.Крупнейшие нац. религии:• синтоизм; • индуизм; • иудаизм. функции религ. помимо мировоззренч.:1) объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);2) культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру);3) нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга). 3.Философия — особый, научно-теоретический тип мир-я. Ф.мир-е отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:1) основано на знании (а не на вере либо вымысле);2) рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);3) логично (имеет внутреннее единство и систему);4) опирается на четкие понятия и категории. М.-сложн., напряжён., противоречив един-во знаний,ценностей,эмоций,интел-та,миропон-я,мироощ-я. Ф.-теоретич.ур-нь мировоззр-я=> м. в ф. выступает в форме знаний и носит ситематиз-ый,упорядоч. характер. Уточнения: 1)ф. вотлич. от др ф. мирвозр-я даёт рациональн. взгляд на мир-сближ-т мировозр-е и науку 2) потреб-ти в мир-ии и фил-ии оч.велики 3) как сред-во самопозн-я ф. шире науки и мирвоз-я Ф.илософия как мировоззрение прошла 3 стадии эволюции: 1)Космоцентризм — в основе объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).2)Теоцентризм - в основе объяснение всего сущего через господство не объяснимой, сверхъестественной силы - Бога (в средневековой Европе).3)Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы). Функции мир-я: 1) упорядочивает, систематизирует отдельные знания о природе, обществе, человеке с целью создания обобщенной картины действительности; 2) формирует ценностные ориентации и нормативные образцы поведения и деятельности человека; 3) аккумулирует достижения культуры и транслирует их в форме идеалов, смысложизненных установок, индивидуальных и общественных интересов в систему социальных отношений; 4) активизирует, регулирует и направляет познавательную и практическую деятельность людей в соответствии с их убеждениями, идеалами, нормами морали; 5) «включает» человека в мир природы и жизнь общества как их составную часть и побуждает его действовать в соответствии с их законами и т. д.
|