Специфика и своеобразие древнеиндийской и древнекитайской философии.
Религиозная окраска, навность, традиционализм Возникновение философии в общем смысле приурочивают к VI в до н.э.- в страна Др. Востока(Индия и Китай) и Др. Грец. переход от мифологии к понятийно-философ. мышлению. Специфика определялась особым «азиатским» способом производства, жесткое определение места человека в обществе, сформировавшиеся на этой основе корпоративные связи были закреплены традицией и освещены религией. Эта устойчивость социальных систем вместе с их относительной изоляцией от других центров мировой цивилизации порождала определенный застой в развитии материального и духовного производства. Все это, понятно, не могло не отразиться и на развитии теоретической формы общественного сознания – философии. Так, возникшие в глубокой древности в Китае философские концепции Конфуция и Лао-Цзы с определенными модификациями продолжали господствовать в китайском обществе до начала XIX в. То же можно сказать и про Индию, где почти все философские школы видели основу своих теоретических изысков в сборниках преданий древних индийцев – “Ведах” и в философских пояснениях к ним – “Упанишадах”. Нельзя сказать, что индийская и китайская, философия совсем не развивались с течением времени. Развитие это происходило – возникли новые философские систем, появились великие религиозные реформаторы наподобие Будды, но надо отметить, что развитие шло в основном в рамках тех традиций мышления, которые были заложены еще в древности. Философия Индии многогранна, связана с каким-либо философским течением: йога,джанаизм, брахманизм, буддизм. Для этих школ характерно идеалистическое видение мира. Во многих внимание уделяется человеку, этике и познанию. Китай специфика: 1) принцип рассмотрения мира (природа, человек и его общество) как одного универсума, все элементы которого взаимосвязаны и находятся в динамичном равновесии. 2) Практичность, ориентированность не на поиск и выработку идеала, в согласовании с которым следовало бы изменить действительность, а на поддержание действительности таковой, какая она есть. Базирование на вполне достижимом идеале социальной, этической и политической системы. Этот идеал, естественно, освещен благословением Неба, но для его воплощения в жизнь не требовалось ничего невозможного. 3) Отсутствие понятийного аппарата, абстрактных спекуляций натуралистического и мировоззренческого порядка. Отсюда слабая связь с наукой, неразвитость логики. 4) Внутренне ф. необычайно стабильна. Основой стабильности - подчеркивание исключительности китайского метода мышления. Следствием его явилось постепенное появление и закрепление чувства превосходства китайского государственного умозрения, его нетерпимости ко всем иным философским взорам. а)начло философии связано с древними мифами,в которых говорится о 5 началах природы-наивно материалистическ. идеи б)2 противоположных начла-Инь и Янь-первая попытка представить природные и человеческие явления в двоичной системе в) Конфуций:551-479 г. до н.э., 1)антрапоцентрический(!!!) характер философии-человек,его нравствен, умствен. развитие и поведение 2)Внимание-воспитание идеального человека: уважение к окружающим людям и обществу(человек подчинён обществу) 3) важное знач-е ритуала- стержень мудрости, сущность фил-ии-его прав. объяснение и понимание. Причина смуты в обществе оскуднение ритуала-почтительного отношения к Небу(сакральная, нравственная стихия, управляющая всем миром) 4)Жень-человечность(основное треб-е, предъявляемое к человеку)её проявление нравственный императив: не делай другим того, что не пожелаешь себе 5)Сяо-сыновья любовь, почтительность, уважение к родителям и старшим. Это самый эффективный метод управления страной, как большой семьёй! 6) Концепция «Золотой середины»-важнейший принцип добродетели, использовать в управлении народом:ни чрезмерности, ни отсавания(фактич-ки компромис в соц. управлении)!!7) концепция исправления имён-всё должно чётко соответствовать названию-речь противоречива-дело не завершается успехом(не разъединял слово и дело). Идеи К. оказали огромною роль в развитиии всх сторон жизни кит общества и оказали ключевое влияние на развитие Китая. До сих пор говорят: хочешь понять китайца, попытайся понять Конфуция. Развитие научных знаний было задержано приверженностью китайской философской мысли к традиции, каноническим текстам, которые можно было по-новому интерпретировать, расширять, но не критиковать. Этим объясняется и то обстоятельство, что, хотя в Китае значительно раньше, чем в Европе, были сделаны многочисленные технические изобретения (производство бумаги, книгопечатание, создание первого компаса), естественнонаучная мысль китайского общества не вышла на уровень, сопоставимый с европейским, а сами изобретения, вызванные особыми практическими потребностями, не смогли составить единое целое, которое бы существенно изменило весь процесс производства.
|