Антропогенез и его комплексный характер. Философия о биосоциальной и духовной природе человека. Природа человека в условиях ускоряющего научно-технического прогресса.
Антропогенез - процесс формирования человека и человечества как особого биологического вида. Поскольку возникновение физического типа человека происходило одновременно с образованием общества как надприродной системы связей между индивидами, проблема антропогенеза в философии и науке интерпретируется одновременно и как проблема антропосоциогенеза и антропокультурогенеза. На сегодняшний день антропогенез изучается целым комплексом наук, где исследования строятся преимущественно на анализе гоминидной триады, под которой понимаются генетически закрепленные признаки, составляющие специфику человечества как биологического вида. К последним относятся: прямохождение; кисть, приспособленная к изготовлению орудий труда; высокоразвитый мозг, обеспечивающий возможность абстрактного мышления и языка. Статус этой проблемы в философии определяется тем, что решение ее во многом приближает нас к разгадке сущности человека. Тенденции интерпретации антропогенеза в философии могут быть разделены на две основные группы: креационистские и эволюционные. Креационизм рассматривает человека как продукт специального божественного творчества, высшее и наиболее совершенное создание Бога на земле, его «образ и подобие». Основное отличие креационизма от других моделей определяется пониманием человека как принципиально иного по сравнению с остальной природой образования, соответственно для его появления необходимо участие надприродных, сверхъестественных сил, Бога. В качестве современных модификаций креационизма выступают популярные сегодня уфологические концепции антропогенеза), объясняющие возникновение человека участием внеземного разума. Также, как и в классическом креационизме, акцент делается не на естественной эволюции человека из природы, а на чудесном вмешательстве высших сил в этот процесс. Научно-технический прогресс – это единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники, характеризующееся тем, что наука и техника взаимно стимулируют развитие друг друга во все ускоряющихся темпах, являющихся одной из самых обширных и сложных сфер приложения человеческого труда. Научно-технический прогресс прочно укоренился в нашей сегодняшней жизни. Характерной чертой научно-технического прогресса является то, что он захватывает не только промышленность, но и многие другие стороны жизнедеятельности общества: сельское хозяйство, транспорт, связь, медицину, образование, сферу сбыта и др. Единство научной и технической деятельности способствовало прорыву человечества в космос. Научно-технический прогресс служит основой социального прогресса, изменяет весь облик общественного производства, условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, общественного разделения труда, отраслевую и профессиональную структуру общества, ведет к быстрому росту производительности труда, оказывает воздействие на культуру, психологию людей, взаимоотношения общества с природой. В процессе научно-технической революции в новую сферу вступают отношения общества и природы. Неконтролируемое воздействие технической цивилизации на природу приводит к серьезным вредным последствиям. В связи с этим человек должен заботиться о сохранении и умножении природных богатств, научно регулировать среду своего обитания. В условиях научно-технического прогресса возрастает взаимосвязь различных процессов и явлений. Поэтому стало особенно необходимо тесное взаимодействие общественных, естественных и технических наук, их органическое единство, которое способно влиять на повышение эффективности общественного производства, улучшение условий жизни и рост культуры. Науку и технику можно рассматривать как результат деятельности человечества, это совершенствование способов деятельности, степень развитости духовной составляющей личности, это явление культуры.
27.Понятия «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность».
Человек - это понятие относится к человеческому роду в целом и выражающее те социальные характеристики, которые отличают его от животного. Человек - это единство материального и духовного (нематериального) Материальное - это организм человека.Духовное- это сознание человека. Человек - совокупность всех общественных отношений:идеалистическое и религиозно-мистическое понимание человека;натуралистическое (биологическое) понимание человека; сущностное понимание человека; целостное понимание человека. Человека философия понимает как целостность. Сущность человека связана с обществом,условиями его функционирования и развития, с деятельность, в ходе которой он оказывается и предпосылкой и продуктом истории. Индивид - отдельный представитель чел-го рода. Личность — социальный образ человека, складывается из его общественного образа и внутреннего облика.Общественный образ определяется деятельностью и положением человека в обществе, реализацией его индивидуального потенциала, уровнем развития и общественной активности личности.Внутренний облик — это индивидуальность человека, его природные задатки, черты и свойства, относительно неизменные и постоянные во времени и ситуации, отличающие одного индивида от другого. Индивидуальность – это совокупность всех унаследованных и приобретенных качеств, отличающих одного человека от другого Понятие "личность" выражает совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения. Это понятие используется как социальная характеристика человека. Каждый ли человек является личностью? Очевидно, нет. Не был личностью человек в родовом строе, поскольку его жизнь была полностью подчинена интересам первобытного коллектива, растворена в нем, а его личные интересы еще не обрели должной самостоятельности. Не является личностью человек, сошедший с ума. Не является личностью человеческий ребенок. Он обладает определенным набором биологических свойств и признаков, но до какого-то периода жизни лишен признаков социального порядка. Поэтому он не может совершать поступков и действий, движимый чувством социальной ответственности. Ребенок - лишь кандидат в человека. т себя, условия своего существования. Для того, чтобы стать личностью, индивид проходит необходимый для этого путь социализации, то есть усвоения накопленного поколениями людей социального опыта, аккумулированного в навыках, умениях, привычках, традициях, нормах, знаниях, ценностях и т.п., приобщения к сложившейся системе социальных связей и отношений. Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности поддерживает в ней сознательно-волевое начало. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки.
|