Научное познание и его специфические признаки. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их формы и методы.
Специфические признаки научного познания заключаются: Эмпирический уровень связан с предметом научного исследования, включает в себя 2 компонента – чувственный опыт (ощущение, восприятие, представление) и их первичное теоретическое осмысление. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоретический уровень заключается в дальнейшей обработке эмпирического материала. Теоретическое познание – это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Основной формами научного познания являются: 1) Проблема - научный вопрос. Различают конструктивные и реконструктивные проблемы, они могут конструироваться до появления разрешающей их теории, или реконструироваться (формулироваться) на основе готовой теории с позиции которой становится ясно, какие в действительности она решила. Научная проблема формулируется на базе достаточно основательных предварительных исследований. Псевдопроблемы, связаны с заблуждением, суевериями (алхимия). 2) Гипотеза - предполагает решение проблемы. Гипотеза означает попытку выхода за пределы известного и устоявшегося, выдвижение необычных, даже невероятных с прежних позиций решений. 3) Теория имеет 2 основных значения: а) высшая форма научного познания; б) система понятий, описывающих и объясняющих какую либо область действительности. Важнейшие методы научного познания: 2) Метод моделирования и принцип системности состоит в том, что объект, недоступный непосредственному исследованию заменяется его моделью. 3) Эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдатель искусственно изолирует ряд характеристик исследуемой системы и изучает их зависимость от других параметров.
Понятие общества. Проблема построения теоретической модели развития общества. Натуралистическая, идеалистическая и материалистическая модели общества. Многофакторная модель человеческого развития. Проблема построения модели общества: - вся история зависит от к-л фаворитного лица - история – это воплощение идей отдельных людей - история – цепь случайностей Общество – система деят-ти и жизни людей, объединенных терр-ей проживания, эпохой, традициями и к-рой. Общ-во – совок-сть людей, объединенных исторически сложившимися ф-ми их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей; Существует 3 подхода пониманию, объяснению и изучению общ-ва: 1)натурализм(возникает в Новое Время в борьбе с теологией), 2)идеалистические модели(признается решающая роль общественного сознания по отношению к общественному бытию), 3)материалистические(решающую роль играют факторы не духовного, а материального порядка(производственные силы, производственные отношения). Модели общества: 1. натуралистическая (или виталистическая) – объясняет социум «снизу», из природы, из физических, географических, биологических закономерностей; согласно этой точке зрения челов-во – рядовой биологич.вид среди биологических видов; его биологические потребности остаются базовыми, а к-ра, отличающая ч-ка, – лишь их модификация; 2. идеалистическая – объясняет социум «сверху», из Абсолюта, Бога; это наиболее древняя модель, сложившаяся, по - видимому, уже у Аврелия Августина; для этой концепции хар-но признание самостоят-ти духовной сферы жизни общ-ва; развитие общ-ва полностью опред-ся действием мирового разума или волевой активностью ч-ка; 3. материалистическая, рассматриваемая в марксистской ф-фии, – полагает, что общественное бытие определяет общ-ное сознание и диалектически связано с ним;
|