Студопедия — Понятие культуры. Различные подходы к определению предмета социологии культуры.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Понятие культуры. Различные подходы к определению предмета социологии культуры.






Социология культуры

Объект – сама культура

Предмет-взаимодействие культуры с социальной структурой, социальными институтами и роль культуры в процессах социальных изменений.

В соц-ии сущ-ют две основополагающие общетеоретические и методологические ориентации – реализм и номинализм

Для реализма общество в целом, его структуры и институты представляют собой самостоятельную сущность, субстанцию, не сводится к взаимодействию индивидов. Именно они, а не конкретные индивиды, являются носителями реальности. Индивиды приобретают социальные качества благодаря приобщение к этим над- и сверхиндивидуальным формам. Дюркгейма. Социологический реализм-общество существует независимо от идей, представлений, мировоззрений индивидов, которые его составляют. Тем самым общество утрачивает специфически культурный смысл. Культура является производной от общества, вторичной, является продуктом общества.

При таком подходе социология культуры может претендовать на скромную роль отраслевой социологической дисциплины, изучающей социальный аспекты производства, распространения, хранения и потребления культурных ценностей. Т.е. изучение творчества в области культуры, содержания социального заказа, влияния на творческий процесс экономических, социальных, культурных факторов, изучения публики как потребителя культуры, ее вкусов, интересов, а также деятельности различных культурных учреждений.(реализм характерен для марксизма)

Противоположная ориентация – номинализм. Для него источником и единственным субъектом социального является индивид и его действия. Общество, его структуры и институты приобретают реальность в качестве реализации целей, намерений, установок индивидов. По мнению М.Вебера, особенность социального действия состоит не в том, что оно регулируется из вне, а в том, что оно наделено субъективным смыслом, связь между средой и действием опосредуется субъективным смыслом, субъективной интерпретацией и пониманием эмпирической реальности.(несколько объяснить, сколько понять)

Задача социологии состоит в том, чтобы объяснить объективность социальных явлений, как она рождается, формируется из субъективно ориентированных действий. Но из этого следует, что не культура - продукт общества, а само общество является созданным людьми, искусственным и следовательно культурным продуктом.

Представители современной социологии культуры, такие как: Тенбрук, Шлюхтер, Турн и другие – исходят из того, что человек обладает способностью творить свой собственный мир из своих идей, представлений, ценностей. Они видят задачи этой науки в изучении исторического генезиса культурных форм, влиянии идей на социальную стратификацию и институционализацию, в изучении скорости и характера социокультурной дифференциации, особенностей процессов секуляризации и рационализации.

Тенбрук дает понятие репрезентативной культуры: культура производит значения, смыслы, ценности, которые становятся действенными в силу их фактического признания (верования, представления, мировоззрения, идеи и идеологии, которые активно разделяются людьми или пользуются их пассивным признанием). Ее элементами также являются наши представления о социальных институтах и структурах как об объективных вещах в совокупности с нашими представлениями о характере этой объективности. Культура репрезентирует, то есть представляет в сознание людей любые социальные факты, и только в такой культурной репрезентации для них и существует общество.

Витаньи пишет, что социология культуры не является отраслью, частью социологии, так как она охватывает всю проблематику общественной жизни, но только под другим углом зрения, чем общая социология.

Различные подходы к определению культуры:

1 – Описательный подход: культура как социальное наследие, т.е. совокупность материальных предметов, социальных институтов, идей, ценностей и т.д. В общем всего, что создано человечеством и образует вторую искусственную природу.

2 – Аксеологический (ценность) подход: культура как интеллектуальные и художественные достижения человечества, позитивные ценности и идеалы, способствующие прогрессу общества, т.е. все что положительно – культура, все, что отрицательно – не культура.

С т.з. культуры М.Вебера: культура охватывает те компоненты действительности, которые являются воплощением идеалов ценностных образцов, т.е. отрицательное тоже включается в культуру.

3 - Антропологический подход, при котором культура рассматривается как наученное поведение, которое передается от одного индивида, группы, поколения другим индивидам, группам и поколениям. Т.е. это такое поведение, которое не дано человеку от рождения, а формируется в общении с другими людьми.

4 – Симеотический подход: культура – это универсальная знаковая система, которая вкл. в себя такие знаковые подсистемы как язык, литература, наука, искусство, обычаи, обряды и т.д. Языки различных сфер общественной жизни (экономической, политической, нравственной и другой) являются символами, знаками, определенной картины мира.

5. Кретивно-деятельностный подход. Культура как процесс творческой деятельности, самораскрытия сущностных сил человека.

6. Функционально-деятельностный подход. Культура – специфическая функция общественной жизни, способ регулирования жизнедеятельности общества. По этому подходу общество – это система, а чтобы дать функциональную характеристику системы как отмечает Маркарян, необходимо определить присущий ей способ деятельности.

Для общества как коллективного субъекта характерен специфический, человеческий способ деятельности, который представляет собой совокупность средств и механизмов, выработанных внебиологическим путем.

К таким средствам, механизмам относятся с одной стороны орудия труда, а с другой стороны нормы, идеи и прочее. По содержанию способ деятельности включает в себя как творческую, так и стереотипическую деятельность.

Т.О, как писал Файнбург, культура – это универсальная социальная технология, которая отличается от естественной природной технологии. Файнбург рассматривал два варианта соот-я понятий об-ва и культуры: 1 - об-во включает в себя социальную систему и культуру, при этом понятие культуры противопоставляется понятию социум; 2 –об-во и культура – это одно явление, рассматриваемое под разными углами зрения. Согласно второй т.зр. культура – универсальная социальная технология, но это широкое понятие культуры.

Чтобы получить понятие культуры в узком смысле необходимо рассмотреть 3 уровня взаимодействий общества как системы:

1. На уровне взаимодействия общества с природой. Элементами культуры являются орудия труда, техника, производственные технологии, знания и навыки работников.

2. На уровне между индивидами и между социальными группами. К элементам культуры относится социальные ценности, нормы, идеалы, выражающие их знаки и символы.

3. На уровне взаимодействия межу обществом и личности. Элементы культуры – ценностные ориентации личности, ее убеждения, нравственные принципы, сформированные на основе социальных ценностей и норм, а также способ осознания себя и окружающей действительности, и способ самореализации в обществе.

Совокупность элементов культуры, которые связаны собственно человеческим взаимодействием, т.е. на 2 и 3 уровнях, образуют культуру в узком смысле как ценностно-нормативную систему, регулирующую поведение людей и складывающиеся между ними отношения. Такую трактовку культуры дают Парсонс и Смелзер (в рамках структурно-деятельностного подхода).








Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 280. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия