Основные этапы развития социологии в России. Субъективная школа. М.Ковалевский. П.Сорокин. Советский период. Постсоветский период.
Р.С. – оригинальная ветвь мировой социологии. Нет четких границ, как в этапах, так и в направлениях. Отличительные черты – оппозиционно-политическая ангажированность (вызов государственной власти), онтологизм, связь с философией, историей, соц-ой философией, антропологизм. Предпосылки: 10 век – Крещение Руси: по-новому встает вопрос о роли свободы, ответственности личности. Нестор «Повесть временных лет», монахи - первые распространители знаний. 16 век -Концепция третьего Рима (Филофей) – Москва - 3-ий центр религии после Константинополя и Рима. 18 век – эпоха просвещения - Петр 1, Ломоносов, Радищев. Начало 19 века - декабристское движение с их оппозицией власти. Либеральные взгляды П.Я. Чаадаева в ’’Философических письмах’’1836 г. взгляды Чаадаева нашли отражение в 40-50гг.19в. в славянофильстве (Хомяков-основоположник, Аксаков, Киреевские) и западничестве (Герцен, Огарев, Грановский, Кавелин – пытался сблизить славяноф. и западников, на нем заканчивается предыстория). 1. 1860-1890. Натурализм - (географическое направление - Соловьев, Ключевский; органицизм - Стронин, Лилиенфельд, Ножин); народничество – система взглядов, противоречивых мнений, обращенных к народу (Лавров, Бакунин, Ткачев); субъективная школа (Михайловский, Южаков, Лавров); психологическое направление в социологии – рассматривается личность в соц. среде(Кареев, Петражицкий, де Роберти); плюрализм Ковалевского; ортодоксальный марксизм - придерживался оригинальных идей (Ленин, Плеханов). 2. 1890- нач. 20 в. неокантианство – акцент на духовно-ценностной проблематике (Кистяковский, Лаппа-Данилеский); социология веховства - акцент на духовно-ценностной проблематике, роль интеллигенции в истории, проблемы прогресса, личности и общества (Бердяев, Булгаков, Франк, Струве); ортодоксальный марксизм – придерживался оригинальных идей (Ленин, Плеханов); легальный марксизм – критика революционного подхода (Зибер, Франк, Струве). 3. первая четверть 20 в. неопозитивизм – принципы естественных наук, эмпиризм, бихевиоризм – рассматриваем поведение. (Звоницкая, Тахтарев, продолжал линию, намеченную Ковалевским, занимался изучением строения и функций общества); Интегральная социология п. Сорокина; Институциализация социологии. 4. 1920-30-е гг. развитие марксистской социологии – исторический материализм, истмат = социология (Бухарин); материалистический, исторический, классовый подход - принципы истмата; становление и развитие социологических исследований, социологическая наука в условиях запрета, объявлена буржуазной лженаукой. 5.конец 1950-х нач. 21 в. Возрождение социологии, ее реинституциализация, формирование современной структуры социологии и основных соц-х парадигм. Плодотворная деятельность по социологии личности И. С.Кона, МИТСИ Ядова, Осипова, экономической социологии Заславской, Шкаратана, социологии семьи Харчева.Рассматривались такие темы, как социальное прогнозирование, качество жизни - "проект Таганрог". Естественно большое внимание уделялось социологии труда! Про 90-е годы ничего особо не написано, социальные иссл-я стали заказными, появились частные соц-е службы. Марксизм характерен для всех этапов! Либо можно выделить по Добренькову и Кравченко дореволюционный (1860-1917 гг), послереволюционный (1917-1937 гг), послевоенный (1957-1992 гг), современный. Хар-ка субъективной социологии: в основе суб. метод, когда мыслящий субъект сливается с объектом. Движущая сила общества - личность, ценностный подход, важно этическое, нравственное начало. переход от многофакторных теорий к теории прогресса. Превалирует концепция роли интеллектуального меньшинства, управляющего большинством, давая направленность историческому процессу и прогрессу. Критически мыслящая личность – это главное понятие субъективной школы, именно представители субъективной школы являются основоположниками российской социологии. Лавров “Исторические письма”. Суб. метод - когда рассматриваются не предметы, а наши представления о них. Формула прогресса - рост солидарности людей. Бессознательная солид., основанная на привычках, аффективная на интересах, осознанная на убеждениях (параллель с Вебером). В истории и прогрессе участвует интеллигенция. Интеллигенция - совок-ть критически мыслящих личностей. Михайловский: ‘’Что такое прогресс?’’ важно этическое начала, придерживался ценностного подхода, формула прогресса Мих.: все, что ведет к однородности общества справедливо, нравственно, разумно, к разнородности - безнравственно, несправедливо, вредно. Выделял простую и сложную кооперация, простая сформировалась на основе разделения труда, сложная на основе нравственного развития. Южаков делал акцент на этической социологии, рассматривал понятие личности, выделял 3 типа на основе деятельности – преступники, с принудительной деятельностью, свободные личности. Роль основоположника отечественной социологии оспаривают Лавров, Михайловский, Кареев. Но все же принято считать Кареева, т.к. он в 1897 г. издал первое пособие ‘’Введение в изучение социологии‘’. Ковалевский относится к направлению позитивизма. Позитивизм – ориентация на естественно - научные знания, возможность проверки, свобода от ценностных суждений, точность и объективность используемых методов. Плюрализм – многофакторность. С помощью плюрализма стремился преодолеть односторонность существующих направлений. Полагал, что предмет социологии – социальный порядок. Основоположник генетической социологии. Использовал сравнительно-исторический метод для изучения одних и тех же соц-х форм - собственность, семья, солидарность у разных народов. Их генезис, развитие. На это влияют различные факторы – психологические, экономически, биологические (плюрализм). Опираясь на данные истории, археологии, этнографии, демографии, генетическая социология позволяет проследить путь существования социальных элементов, их зарождение, развитие, перерождение и гибель. Важнейший социальный закон-закон роста человеческой солидарности. Прогресс состоит в росте солидарности. Участвовал в процессе институциализации соц-ии. По его инициативе в 1901 г. в Париже была открыта высшая Русская школа общественных наук. При его поддержке начиналась деятельность Сорокина. Интегральная социология П.Сорокина. Опирался на неопозитивизм и бихевиоризм. Социология должна строиться по принципу естественных наук. Против ценностного подхода. Также плюрализм при исследовании чего-либо. Опора на факты, наблюдение. Изучал социальное взаимодействие. ’’Система социологии’’. Структура социологии – теоретическая и прикладная социология. Соц-ое взаимодействие: индивиды – мин. 2, акты - их действия и проводники этих действий –материальные и символические. Триада: личность, общество, культура. Выделил классификацию соц-ых групп: элементарные – по 1 признаку и кумулятивные (класс, партия, нация) – по неск. Все они делятся на закрытые (принадлежность не зависит от воли индивида, первичная семья, каста), открытые (сознательно принимается решение вступить, вторичная семья, партийные, профессиональные группы) и промежуточные (сочетание св-в первых 2, класс, сословие, вторичная семья). Разработал теорию соц-оц стратификации. Критерии стратификации – доход, власть, престиж. Многомерная стратификация, рассматривается по этим 3 осям. Теория соц. мобильности. Вертикальная и горизонтальная, межпоколеннаяи, внутрипоколенная. Соц-ые лифты – школа, армия, политические партии, раньше церковь, организации. ’’Социальная и культурная динамика’’ Конструирует 3 типа европейской культуры и показывает их перемещение. Стиль культуры определяется представлениями о природе реальности, о природе потребностей, о методах их удовлетворения. Идеациональная – главный принцип, ценность и истина – Бог. Цели и потребности людей – духовные. Предпринимаются усилия для освобождения человека от чувственных соблазнов. Идеалистическая – в мировоззрении переплетаются материалистические и религиозные взгляды. Интуитивный тип познания. Хотя идеальный мир является высшим, материальный не объявляется иллюзией и негативной ценностью. Чувственная – потребности и цели телесны. Средство удовлетворения - окр. среда. Чувственный тип познания. Преобладают гедонистические потребности. Эти типы постоянно сменяют друг друга. Современную культуру считал чувственной, находящейся в кризисе. Необходимо нравственно-религиозное перерождение людей, переход к идеациональному типу.
|