Содержательная структура социологического знания: методология, теория и эмпирия. Соотношение макро- и микросоциологии.
Методолгия – логика движения и организации знания (теоретического и прикладного), развернутая система правил познания и действия, сов-ть признаков, законов теории и практики. Методология – учение о способах орг-ии и построения теор-ой и практ-ой дея-ти человека. Основные методологические пр-пы социол-ого ан-за: · познание сущности и природы изучаемых процессов и явлений; · выработка достоверной инф-ции, ее систематизации и теорет-ого обобщения; · соблюдения логики построения научных выводов; · изуч-е явлений в статике и динамике; · обнаружение в исследуемых О!ах сущ-ных и устойчивых связей, а также изменчивых св-в; · моделирование изучаемых явлений и процессов; · сочетание теорет-ого и эмпир-ого ан-за, вз/дополняющей разработки фундаментальных и прикладных проблем; · повторяемость эмпир-ких ис-ний для опред-я кач-ва процессуальности объекта; · сравн-ный ан-з инф-ции, полученной из разных источников; · использ-е математико-статист-ких процедур обработки и интерпретации полученной инф-ции; · завершение ис-ний формулированием выводов рекомендаций, имеющих теорет-кую и практ-кую ценность. Методика – способ сбора и обработки эмпирии. Метод – основной сп-б сбора, обработки и ан-за данных. В соц-ом иссл-ии теория и эмпирия тесно взыимосв-ы, теория выполняет роль методологии соц-го иссл-я, она дает ориентир для чего изучать, что изучать и как изучать. Теория дает возм-ть логически объединить разл-е факты, дать им объяснение и увидеть за обычным фактом целое социальное явление. Эмпирия является основой для теор-х обобщений à для развития теории + корректировка ранних теоретических обобщений. В ходе исследования появляются выводы, которые обогащают теорию. Долгое время торетическая и эмпирич-я соц-я развивались параллельно, а их взаимод-е начинается в начале 20 в. (Э.Дюркгейм). Соотношение макро- и микросоциологии. Соц-гия как наука развивалась в Европе как макросоц-гия, претендующая на раскрытие глобальных з-нов общ-ва. Разделение произошло с частичным отказом от философствования об общ-ве, ряд соц-гов занялся изучением пов-ния инд-дов в различных соц-ных условиях, мотивации их поступков, механизмов м/лич-ных вз/действий и другой конкретной проблематики. С тех пор развитие соц-гии шло по двум параллельным курсам, к-ые слабо коррелировали др с др. Макросоциологи оперировали понятиями общество, соц-ная система, соц-ная стр-ра, соц-ый инст-т, цивилизация, кул-ра, массовые соц-ые процессы. Микросоц-ги предпочитали рассуждать о стимулах поведения людей и их реакциях, факторах, предопределяющих их конкретные поступки, о динамике показателей соц-ной ж/деят-ти инд-дов, норме и патологии их поведения. Принято думать, что развитие макросоц-гии привело к формированию совр-ной теорет-кой соц-гии, а микросоц-гии – к формированию эмпир-ой соц-гии. Однако, и в макро- и в микросоц-гии есть как теорет-кий, так и эмпир-кий уровень. Так макросоциологи (Дюркгейм, Вебер, Теннис, Сорокин) активно занимались эмпирическими социол-ими ис-ями, а микросоциологии (н-р, представители америк-ой социол-кой школы) стали основателями важнейших социол-ких теорий. Принципиальное различие между макро- и микросоц-гией выражается в разном понимании предназначения соц-гии, ее предметной области и ис-ких м-дов. Поэтому происходящее сейчас сближение значимо для совр-ого понимания О!, П! соц-гии и прочих ее атрибутов. Это сближение выражается в солидаризации обоих позиций относительно того, что соц-ная форма материи имеет «первичную клетку» (соц-ный атом), с изучения к-ой следует начинать социол-кий ан-з как общ-ва, так и поведения конкретных людей. Представления о первичной единице анализа: · акты действий соц-ого актора, т.е. активно и творчески действующего субъекта, включенного в систему разнообразных соц-ных отн-ний (Маркс, Вебер, Парсонс, Мертон, Гидденс, Бурдье, Штомпка и др.). Ан-з актов соц-ных действий многими понимается в кач-ве фундаментальной задачи социол-кой науки. Ее решение обеспечивается слияние макро- и микросоц-гии в принц-но единое знание об общ-ве, т.к. ис-ние актов соц-ных действий открывает путь не т к познанию закономерностей поведения людей, но и развития и функц-ния надличностных стр-р общ-ва. · поиск первчной клетки среди имманентно присущих любому общ-ву явлений (Зиммель, Теннис, Ядов). Н-р, по Ядову – это соц-ная общность, т.е. такая вз/связь чел-ких инд-дов, к-ая обсуловлена общностью их интересов благодаря сходству условий бытия и деят-ти людей, составляющих данную общность. Т.О, макросоц-гия ис-ет крупномасштабные соц-ные системы и исторически длительные процессы. Микросоц-гия изучает повсеместное поведение людей в их непоср-ном м/лич-ом вз/действии. Эти уровни тесно вз/связаны, т.к. повседневное пов-ие людей осущ-ся в рамках соц-ых систем и стр-р, инст-в.
4.О.Конт о социологии как особой науке: ее предмет и методы. Социология как позитивная наука. Сущность позитивизма. Отличия новой науки – социологии. Конт разъяснял, что слово «позитивный» имеет несколько значений: реальное в противоположность химерическому; полезное в противоположность бесполезному; достоверное в противоположность сомнительному; точное в противоположность смутному; положительное в противоположность отрицательному (новая философия предназначена преимущественно не разрушать, но организовывать. Впринципе, это положения позитивизма: ориентация на естественно-научные знания. Методы д.б. точными, четкими, полученные результаты можно проверить. Задачей науки, по Конту, является открытие законов, понимаемых как постоянные, повторяющиеся связи между явлениями. Отделение науки от метафизики и теологии – основная идея позитивного метода Конта. Он критиковал теологов, которые, рассматривая человека как существо, принципиально отличное от животного, считали его созданием бога или провидения. И предшествовавших ему философов-«метафизиков», которые понимали общество как создание человеческого разума, разумной воли индивидов. Социология, по Конту, единственная наука, которая изучает, как совершенствуется разум человека и его психика под влиянием общественной жизни. Эта мысль вырастает у Конта в целую концепцию, согласно которой индивид является абстракцией, а общество — действительностью, подчиняющейся естественным законам. Общество - целостная “социальная система”, своего рода организм, определенная целостность, элементы которой выполняют специфические функции и служат требованиям этой системы. Общество – самая сложная система, поскольку подвергается постоянным изменениям. В обществе каждое состояние определяется предшествующим состоянием и влияет на будущее. Однако в качестве общего предмета социологии Конт объявляет общество в целом. Методы социологии: В социологии, по мнению Конта, применимы все основные общенаучные методы: наблюдение, эксперимент, сравнительный метод и другие, но каждый из них при этом имеет свою специфику. Главный метод – наблюдение. В социологии возникает иллюзия легкости наблюдения, поскольку исследователь сам является участником событий. Но именно такая “вовлеченность” требует преодоления обыденных предрассудков, группового или личного интереса. Помните, Социолог должен быть беспристрастным! Эксперимент. В социологии метод эксперимента проявляет себя чаще в опосредованной форме, как наблюдение за резкими социальными потрясениями, переменами, кризисами, которые, как и патология организма, помогают лучше понять нормальное состояние общества, закономерности его функционирования и развития. Сравнительный метод. В социологии применимы три основных вида сравнения. Сравнение процессов, происходящих в обществе. Сравнение различных обществ. Сравнение различных состояний одного и того же общества, социальное положения различных классов и групп. Основной недостаток - он, классифицирует свойства, но ничего не говорит о последовательности событий. Этот недостаток преодолевается историческим анализом. Исторический метод. Сравнение последовательных состояний общества с учетом того, что прошлое, настоящее и будущее тесно связаны. Исторический метод направлен на выявление тенденций и закономерностей развития. P.S.Роль Конта в истории социологии весьма противоречива. Многие идеи и понятия прочно вошли в оборот западной социологической мысли - взгляд на общество как на органическое целое, развитый в органицистских теориях, а также вс концепции последователя Конта во Франции Э. Дюркгейма и позднее в структурном функционализме Т. Парсонса. Большое влияние на обществоведение оказала Контовская идея объективности социологии как науки, развивающейся по принципам естественно-научного знания. Но Конт включал в социальную науку и элементы религиозного мышления, требуя принимать постулаты и догмы социологии без размышлений и анализа, верить в них, не допуская сомнений. Это низводило принципы науки до уровня обыденного сознания.
|