Мертоновская концепция функционализма. Парадигма функционального анализа.
Функционализм: об-во и его стр-ры – это биологические органы, функц-е кот-х обеспечивает жизнедея-ть социального целого (Спенсер). Структурный функц-изм: выделение эл-ов соц-го взаимод-я, определение их роли, места и соц-х функций. Об-во складывается из мно-ва индивидов, их соц-х связей, взаимод-й и отнош-й, т.е. соц-х статусов и ролей. Задача социологии –изучение мех-ов и стр-р, обеспечивающих устойчивость соц-ой системы. Общество рассм-я как объективная реальность, состоящая из взаимосв-х частей, развитие и функционирование кот-х м.б. объяснено только «изнутри» à Мертон создает «теорию среднего уровня», кот-я явл-я соединительным мостом между эмпирическими обобщениями и абстрактными теоретическими схемами. Сущность ТСУ – синтез теории, метода и эмпирии. Вместо того, чтобы претендовать на всеохватывающие теоретические иссл-я, более корректным яв-я ислед-е конкретных проблем, конкретных подсистем социальной жизни. Реальная наука развивается ч/з взаимодействие эмпирич-х и теоретич-х компонентов. Исслед-ль формулирует теоретич-е положение и проверяет его ч/з эмпирическую верификацию. Соц-ия должна оперировать теориями, который, с одной стороны, опираются на прикладные исследования, а с другой стороны, в философские (метафизические) теории. К числу теорий ср. уровня он относит: теории референтных групп, социал-ой стр-ры, социальных ролей и др. ! Данный подход оперирует понятиями «стр-ра» и «функция», что имеет место и в естественных науках, науках о живом (биология, физиология). Этот подход стал распространенным и в общ-х науках à необх-мо корректно применять данный подход. Т.е. когда мы мыслим структурно (рассм-я к/либо явление, сост-ее из частей и эл-ов, св-х др.с др.) мы уже мыслим функционально (т.к. нас интересует связь эл-ов др. с др.). Когда мы мыслим функционально, мы мыслим структурно (т.к. связь, это всегда связь между чем-то).à структурно-функциональный анализ – единство, имеющее две стороны: нельзя быть структуралистом не будучи функционалистом, и наоборот. Для того ч/б стр-но-функцион-ый анализ стал эффективной методологией в социолог-х науках, Мертон считал: 1) необходимо выявить исходные, базовые положения (постулаты); 2) стремление к четкому стр-но-функц-му подходу требует однозначного определения тех понятий, кот-ми оперирует исслед-ль (центральное место отводится понятию «ф-ция»). 1 - Базовые постулаты функционального анализа: · постулат соц-го единства системы: все части социальной системы взаим-т др. с др. достаточно гармонично. Функц-й анализ постулировал внутр-юю связанность частей системы, при кот-й действие каждой части функционально и не ведет к противоречиям и конфликтам между частями.! Полное функциональное единство возможно только в теории, в реальости это невозможно, т.к. то, что функционально для одной части системы, дисфункционально для другой, и наоборот + принцип функционального ед-ва предполагает полную интегрированность об-ва, осн-ю на потребности адаптации его к внешней среде, что тоже недостижимо в реальности. Критикуя данный принцип, Мертон предлагает ввести понятие «дисфункции», кот-е должно отражать негатив-е возд-я одной части системы на др., а также демонстрировать степень интегрированности той или иной соц-й системы (н-р, в примитивных об-ах, религия – есть то культурное явление, кот-е способ-ет интеграции. В совр-ом об-ве сущ-т различные религии, есть атеисты, и поэтому заявлять, что религия интегрирует об-во было бы некорректно). · постулат универсального функционализма: культурные, соц-е формы выполняют в об-ве полезные, позитивные функции. Мертон говорит, что настаивать на истинности данного постулата также некорректно, т.к. в совр-х, дифференц-х, сложных об-вах какие-то соц-е, культ-е формы выполняют не позитивные, отрицательные функ-ии, а некоторые формы сохр-ся в силу инерции. Этот постулат был сформулирован антропологами при изучении простых и небольших (племен) обществ, и переносить значение социокульт-х форм примитивных об-в на современные – некорректно. Понятие дисфункции уже отрицает возможность такой универсальной функциональности à Мертон говорит о том, что все действительные нормы функциональны не потому, что они существуют, а потому, что их функциональные следствия превышают дисфункциональные. · Постулат функциональной необходимости: абсолютная необх-ть определенных функций (мат-х объектов, идей и верований, их выражающих). Это говорит о том, что невыполнение данных ф-ий ставит под сомнение существование об-ва (или любой др. соц-й системы) как целого à Мертон говорит о важности определенных соц-х и культур-х форм, выражающих ф-ии, он не отрицает возможности их сущ-я, но они м.б. разл-ми для раз-х типов об-в и соц-х систем à необходимо эмпирически проверять и обосновывать введение каждой из такой функций. В связи с этим было введено понятие функциональных альтернатив (функциональных эквивалентов, или функциональных заменителей) и была сформулирована осн. теорема функционального анализа: “точно так же, как одно и то же явление может иметь многочисл. функции, так и одна и та же функция может по-разному выполняться разл. явлениями”. 2 – Центральным понятием в структурно-функц-ом анализе явл-я «функция»: Функция – сов-ть наблюдаемых последствий, способ-х сохр-ю, стабильности системы. Те же последствия, кот-е ведут к дезорганизации – дисфункции. Последствия, кот-е оказыв-ся безразличными для системы – нонфункции. В современном об-ве одна и та же ф-ция может выполняться различными явлениями, также одно и то же явление может выполнить разные ф-ции – основная теорема функционального анализа. Н-р: в дореволюц. России одной из социальных форм, исполняющих ф-цию интеграции об-ва была церковь. В советское время эта ф-ция интеграции больше стала выполняться др-ми структ-ми, в 1-ю очередь – партийными, государственными стр-ми. Она испол-сь системой воспитания, идеологической и политической работой. Структурно-функц-й анализ сосредотачивает свое внимание, прежде всего, на объективных последствиях действия à Чтобы избежать ошибки своих предшественников, объявлявших эти последствия результатом сознательных намерений участников, он вводит разграничение между «явными» и «скрытыми» функциями (пример - к явным функциям школы относится получение знаний, подготовка к вузу, усвоение базисных ценностей общества, латентные функции школы: возникновение прочных дружеских связей, приобретение определённого социального статуса). По М. общественные науки оправдают свое существование в об-ве, если будут больше заниматься изучением латентных ф-ций – получим новые знания. Изучение явных ф-ций не способствует приращению росту знаний, т.к. люди заранее предполагали результаты, и они их получили.
|