Характер и противоречия функционирования культуры на переходных этапах развития общества.
На переходных этапах общественного развития меняется роль культуры и характер культурных процессов, культура становится непосредственной детерминантой социально-экономического развития. Об этом свидетельствует становление капитализма в западной Европе, опыт построения социализма в нашей стране и переход к рыночным отношениям в современных условиях. В основе данного явления лежат сущностные противоречия культуры. Одним из основных таких противоречий является противоречие между творческой и нормативно-регулятивной функцией. Культура представляет собой противоречивое единство творчества и стереотипов. Стереотипы – это привычные, устойчивые, стандартизированные формы мышления, восприятия окружающей действительности и поведения. В результате творчества возникает новое, которое чтобы получить распространение в обществе, чтобы стать его достоянием, должно быть закреплено в стереотипах. Стереотипическая деятельность лежит в основе трансляции культуры от поколения к поколению. Индивиды в процессе социализации усваивают культуру в виде норм, традиций, ценностей, то есть в форме стереотипов. Но вследствие этого нового утрачивают свою новизну, часть его устаревает и становится тормозом для дальнейшего развития. Творческая и нормативно-регулятивная функции культуры неразрывно связаны, но роли их меняются на различных этапах общественного развития. На особенности функционирования культуры в разные периоды истории обращал внимание Эмиль Дюркгейм, он рассматривал это на примере идеала. В новаторски периоды создаются новые идеалы, которые отражают социальную жизнь в ее кульминационных пунктах. При этом идеалы стремятся слиться с реальностью, поэтому людям кажется, что они быстро достижимы. Когда проходит критический период, и люди возвращаются к обыденной жизни, происходит ритуализация идеалов, то есть их закрепление в праздниках, церемониях, красочно оформленных манифестациях, которые служат средствами периодического оживления идеалов. Также А.Вебер выделял периоды продуктивности культуры, когда она выражает новую агрегацию элементов исторической жизни и периоды стагнации, когда культура как бы выдыхается и осуществляет шаблонное повторение образцов и форм. Таким образом, в стабильные периоды развития ведущая роль принадлежит нормативно-регулятивной функции культуры как фактору стабильности. Благодаря ей, обеспечивается сохранение общества как устойчивой целостности, преемственность и непрерывность его развития. Когда в обществе вследствие технологических, экономических изменений возникают новые потребности и назревают радикальные преобразования, на первый план выходит творческая функция культуры. Новая реальность должна быть осмысленно отражена в культуре, что стимулирует новые изменения. Это предполагает ломку сложившихся стереотипов, коренное преобразование ценностно-нормативной системы общества. Возрастает потребность в неконформной личности, способной выйти в акты творчества за пределы сложившихся ценностей и норм. Однако преобразование ценностно-нормативной системы это длительный и болезненный процесс, в это время в обществе не только преобладают носители прежних ценностей и норм, но и эти традиционные элементы культуры продолжают воспроизводиться благодаря механизму наследственной передачи культуры. В такие периоды развития культуры заметным, очевидным становится явление инерции культуры, то есть более медленные темпы ее изменения в сравнении с темпами изменения в экономике и политике. В международном исследовании, проведенным по программе профессора Роналда Инглхарта изучалось распространение и соотношение материалистических и постматериалистических ценностей. Оказалось, что постматериалистические ценности более распространены среди молодежи, но не потому, что они молодые, а потому что это новое поколение, социализируещееся в иных условиях. Подтвердилась гипотеза социализации: ценности не меняются мгновенно, а постепенно трансформируются из поколения в поколение. Таким образом, на переходных этапах общественного развития роль культуры возрастает, но проявляется очень противоречиво. С одной стороны, культура является фактором социальной динамики, а с другой стороны, она же является фактором социальной инерции. Господствующие в обществе ценности, нормы и степень распространенности так называемых новых веяний оказывают на направленность, глубину и темпы социальных преобразований, поэтому культуру называют универсальным механизмом социальных преобразований.
|