Задание 8Сопоставьте воззрения Дж. У. Джемса и Н. Бердяева на личность и постарайтесь выработать собственную позицию по данному вопросу
Дж. Джемс:«О чем бы я ни думал, я всегда в то же время более или менее сознаю самого себя, свое личное существование. Вместе с тем ведь это я сознаю, так что мое самосознание в его целом является как бы двойственным – частью познаваемым и частью познающим, частью объектом и частью субъектом: в нем надо различать две стороны, из которых для краткости одну мы будем называть личностью, а другую – Я. Я говорю «две стороны», а не две «обособленные сущности», так как признание тождества нашего Я и нашей «личности» даже в самом акте их различения представляет, быть может, самое неукоснительное требование здравого смысла. В самом широком смысле личность человека составляет общая сумма всего того, что он может назвать своим: не только его физические и душевные качества, но также его платье, его дом, его жена, дети, предки и друзья, его репутация и труды, его имение, его лошади, его яхта и капиталы. Все это вызывает в нем аналогичные чувства. Если по отношению ко всему этому дело обстоит благополучно – он торжествует; если дела приходят в упадок – он огорчен; разумеется, каждый из перечисленных нами объектов влияет не в одинаковой степени на состояние его духа, но все они оказывают более или менее сходное воздействие на его самочувствие. Понимая слово «личность» в самом широком смысле, мы можем прежде всего подразделить анализ ее на три части в отношении: а) ее составных частей; б) чувств и эмоций, вызываемых ими (самооценка); в) поступков, вызываемых ими (заботы о самом себе и самосохранение). Составные элементы личности могут быть подразделены на три класса: физическая личность, социальная личность и духовная личность» (Дж. У. Джемс // Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 2. – М., 1991. С. 262-263). В каждом из нас телесная организация представляет существенную часть физической личности… За телесной организацией следует одежда. … Затем ближайшей частью нас самих является наше семейство, наши отец и мать, жена и дети… Далее следует наш «домашний очаг». … Мы отдаем инстинктивное предпочтение всем этим разнообразным объектам, связанным с наиболее важными практическими интересами нашей жизни. … Такое же инстинктивное влечение побуждает нас накоплять состояние, а сделанные нами приобретения становятся в большей или меньшей степени близкими частями нашей эмпирической личности» (Там же. С. 263). «Признание в нас личности со стороны других представителей человеческого рода делает из нас общественную личность» (Там же. С. 263). «Скорее мы разумеем под духовной личностью полное объединение отдельных состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей и свойств» (Там же. С. 265). Н. Бердяев:«Проблема личности есть основная проблема экзистенциальной философии. Я говорю «я» раньше, чем сознал себя личностью. «Я» первично и недифференцированно, оно не предполагает учения о личности. «Я» есть изначальная данность, личность же есть заданность. Я должен реализовать в себе личность, и эта реализация есть неустанная борьба. Сознание личности и реализация личности болезненны. Личность есть боль, и многие соглашаются на потерю в себе личности, так как не выносят этой боли. Личность не тождественна индивидууму. Индивидуум есть категория натуралистическая, биологическая. Личность же есть категория духовная, а не натуралистическая, она принадлежит плану духа, а не плану природы, она образуется прорывом духа в природу. Личности нет без работы духа над душевным и телесным составом человека. Человек может иметь яркую индивидуальность и не иметь личности. Есть очень одаренные люди, очень своеобразные, которые вместе с тем безличны, неспособны к тому сопротивлению, к тому усилию, которое требует реализация личности. … Личность есть прежде всего смысловая категория, она есть обнаружение смысла существования. … Личность может быть определена как единство в многообразии, единство сложное, духовно-душевно-телесное. … Личность целостна, в нее входит и дух, и душа, и тело. Тело также органически принадлежит образу личности, оно участвует и в познании, тело не есть материя» (Бердяев Н.А. // Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 2. – М., 1991. С. 252). «Личность всегда есть целое, а не часть, и это целое дано внутри существования, а не во внешнем природном мире. Личность не есть объект и не принадлежит объективированному миру, в котором ее нельзя найти. Можно сказать, что личность вне – мирна. Встреча с личностью для меня есть встреча с «ты», а не с объектом. Личность не есть объект, не есть вещь…»(Там же. С. 253).
|