Сознание - одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. Сознание выступает в качестве формы психики, тк последнее – более широкое понятие. Применительно к человеку психика шире, чем сознание, тк существует сфера бессознательного. Бессознательное или неосознаваемое — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида предметом действий по осознанию (примером может служить навыки, опыт). Бессознательное есть проявление психики (но это не само сознание). Общая идея о Б., восходящая к учению Платона о познании-воспоминании (анамнезе), оставалась господствующей вплоть до нового времени. Иной характер она получила после постановки Р. Декартом проблемы сознания. Идеи Декарта, утверждавшего тождество сознательного и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая, деятельность мозга. Концепция Б. впервые четко сформулирована Г. Лейбницем, трактовавшим Б. как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций (восприятий). Научное изучение бессознательного начал Фрейд – он разработал теорию психоанализа. Самосознание – осознание человеком своего собственного «я», оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа. Появляется С. Примерно в трехлетнем возрасте, когда ребенок неожиданно заявляет-«Я!» (это признак того, что С. появилось). Оно может иметь мимолетный характер, но оно находит выражение и в том, что человек попросту обращается к своему внутреннему духовному миру и исследует, изучает его. Подобная аналитическая деятельность субъекта над самим собой в философии называется рефлексией (с лат. «обращение назад - на самого себя»). Сознание служит на освоение этого мира, обращено на внешний мир, а самос. Может обращаться на самого себя - самосознание предстает не только как самос., но и как самооценка. Соц. обусловленность самосознания – Сознание-атрибут человека как существа социального(имеет соц. сущность)-ребенок попал к жив-ым, но ост. жив, но он не обретал сознания и не становился человеком. Сознание обретается под влиянием социальной среды. Огромное значение в формировании сознания имеет овладение языком. С. и язык неразрывно связаны. Язык-средство общения людей; общественное достояние, но в языке заключено идеальное содержание, определенный смысл (этот смысл идеален). Осваивая язык, ребенок осваивает и это идеальное, поэтому формируется сознание. Ведь большинство предметов созданы самими людьми и несут определенные идеальные смыслы и цели. Эти вещи есть как бы математическое воплощение человеческих смыслов, и ребенок, входя в предметный мир культуры, раскрывает для себя эти смыслы. Все это развитие происходит в общении с другими людьми. Это подтверждает, что сознание имеет соц. сущность. При этом человек формируется как представитель своей культуры, своего времени. Он усваивает ценности, взгляды, верования, идеи своего общества. эти идеи и взгляды формируют его сознание как сознание человека культуры и времени. С. свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, когда они поднимаются до понимания своего положения в системе производственных отношений, своих общих интересов и идеалов. индивидуальое с. - это с. определенного индивида, человека. Но общество состоит из множества индивидов (не просто их сумма, а целостность, соц организм,о но живет и развивается). Подобным образом общ-ое сознание не есть сумма инд-ых сознаний, оно надындивидуально. Субъектом соц.сознания является само общество или та или иная соц. общность. Общий характер сознания выявляется в историческом фокусе зрения (в одну эпоху - одни взгляды и представления, в другую - другие). Констатируя это, мы подразумеваем сознание исторической эпохи, а не отдельных людей. Индивид же, рождаясь в определенную эпоху, своим случайным рождением становится человеком этой эпохи.