Проблема истины – это важнейшая проблема гносеологии (эпистемологии) - наука о познании. В определенных философских течениях истина предстает как онтологическая проблема, т.е. связана с проблемой бытия. Это система объективного идеализма и религиозная философия. Объективный идеализм признает духовную реальность, которая существует самостоятельно и объективно и истинность предстает безусловным свойством этой духовной реальности (Платоновское учение об идеях - истинное бытие - идеи, а неистинное бытие-вещи…). Идеи у Платона - это истина, а всякое отклонение от идеи – заблуждение, ложь. В религиозных учениях истина заключается в Боге, Бог – это истина, а всякое отклонение от Бога – это ложь. Но если не признается духовная реальность, то остается мир и человеческое знание о нем. И в этом случае истина есть соответствие знания действительности. Именно таким образом определял ее Аристотель. Аристотель критиковал Платона за то, что он отделял идеи от вещей. Такая концепция истины называется корреспонденская (это концепция Аристотеля). Эту концепцию могут принимать различные течения. Например, материализм принимает её. Для материализма истина – мир материальных объектов и наше знание должно определять и принимать эту действительность. Для субъективного идеализма истина – это наши ощущения (последняя реальность, с которой мы имеем дело), действительность он тоже принимает как концепцию корреспонденскую. Другая концепция когерентности. Когеренция – связь, сцепление. Предполагается сцепление наших мыслей, т.е. логическая связь, из одних утверждений логически вытекают другие, они сцепляются логическим образом. Эта концепция утверждает, что истина достигается тогда, когда мы правильно мыслим (результат - истина), не допуская логических ошибок, а ложь проистекает из логических ошибок (из-за них мы приходим ко лжи). В этом понимании вовсе не предполагается обращение к действительности, поскольку истина выводится из мышления. В теории познания два противоположных направления: сенсуализм (чувственный опыт) – корреспондентская концепция и рационализм (мышление) – когерентная концепция. Прагматистская концепция истины. В конце 19 века возникло течение прагматизм (амер. от слова «прагма» - дело). Прагматизм заявляет, что в основе представления об истине лежит практическая деятельность и успех этой деятельности. «Истинно – то, что полезно», провозглашает прагматизм. Конвенционалистская концепция истины (конвенционализм). Основоположник математик Анри Пуанкаре. Он полагал, что истина – это продукт соглашения между учеными (конвенция - соглашение). Он считал, что истина – то, что признают истиной ученые в данный момент времени (существует общество ученых, которые сидят и решают этот вопрос, а простым смертным приходится верить тому, что скажут ученые). Во всех концепциях получается, что истина относительна. Марксистская философия: диалектический материализм предполагает существование мира материальных вещей, явлений и этот мир представляет собой нечто – это и есть действительность. Диалектический материализм разделяет корреспондентскую концепцию, т.е. наше знание отражает нашу материальную действительность. Если мышление воспроизводит действительность - это истина, а если не отражает – это ложь. Что касается объективной истины, Ленин утверждал, что это знание, которое не зависит от человека. Но основоположники марксизма считали, что познание развивается и то, что на определенном уровне познания (некоторые положения) считаются истинным, они отбрасываются, пересматриваются, то есть происходит развитие. Т. О. концепции на определенном уровне оказываются неверными. Это означает, что истина оказывается относительной, а не абсолютной Но признать её абсолютно относительной марксизм не может - он признает и ту и другую истины. Критерии истины (показатель): 1) Для сенсуализма - чувственный опыт и есть критерий истины, источник заблуждения – мышление. 2) Для рационализма – мышление-критерий в ясности непротиворечивости нашего мышления. 3) Для диалектического материализма – критерий истины – это практическая деятельность людей (мы пользуемся нашими знаниями). Если мы успешно пользуемся знаниями и это нам приносит успех, то это означает, что это истинное знание.