Экзистенциалистские концепции – философская антропологии имеет два смысла – шир смысл – раздел философии, изучающий человека(здесь существует в разных течениях -экзистенциализм, идеализм). Уз – вполне определенное фил-ое течение, которое считает человеческую проблему самой главной проблемой. Антропология - специальной отрасли философского знания, которая сложилась в Германии в 20-е годы и занимается изучением человека. Ее основоположником выступил немецкий философ Макс Шелер, а значительный вклад в дальнейшее развитие внести Г.Плесснер, А.Гелен и ряд других исследователей. Появление философской антропологии как специального учения о человеке явилось своеобразным итогом наращивания философского человекознания. Термин «философская антропология» употребляется в двух основных смыслах. Часто под ним называют раздел философского знания, посвященный всестороннему рассмотрению проблемы человека. Вместе с тем, термин «философская антропология» закреплен и за конкретной современной философской школой, главными представителями которой были немецкие философы М.Шеллер, А.Гелен, Г.Плесснер и др. М.Шеллер, полагал, что в известном смысле все центральные философские проблемы в определенном смысле сводятся к одной – что такое человек? Это растущее множество наук о человеке вводит в заблуждение. Путем осмысления, использования научного знания, дающие специальные науки, восстановить целостный философский образ человека, по Шелеру. Его основное труд «положение человека в космосе» В решении этого вопроса у представителей мнения расходятся. Шелер полагал, что сущность человека – это дуализм духа и жизни. Между животным и человеком есть отличие – оно обусловлено наличием духа у человека (в нем происходят противоборства духа и жизненных влечений – витальных). Дух – выражение надвитального предназначения человека. У Ш. дух - нечто противоположное жизни. Наиболее важная хар-ка духа – открытость его миру. Он подчеркивал, что животное полностью зависит от естественных влечений и ограничено средой обитания. Дух человека преодолевает это и выходит в открытый мир, осознает его. Сущность человека - его антропологическая свобода. Благодаря ей человеческий дух предстает как объективность-человек способен к бескорыстному постижению предметов в их собственном бытии. Гелен (1904-1976) как и Ш. он характеризовал человека как открытое миру существо. Это объясняется неспециализированностью (в биологическом смысле). Он сам должен был решить задачу своего жизнеобеспечения (его недостатки человек превращает в достоинства своего существования. Результат - человек как культурное существо). Человек может жить во всех условиях – пластичное существо. По Г., сущность человека – культура. В основе культуры лежит духовное начало. Т.о. Г. приходит к выводу о дуалистической сущности человека.
Гольбах признавал наличие объективных закономерностей материального мира, считая, что в основе их лежит постоянная и нерушимая связь причин с их действиями. Человек является частью природы и поэтому подчинён её законам. Свободу воли Гольбах отрицал ввиду причинной обусловленности поведения людей. Отстаивая познаваемость материального мира, Гольбах, исходя из материалистического сенсуализма, считал источником познания ощущения; познание является отражением действительности; ощущения и понятия рассматриваются как образы предметов. Материалистическая теория познания Гольбаха, разделяемая также другими французскими материалистами, была направлена против агностицизма, теологии, идеалистического сенсуализма.
Философское развитие Людвига Фейербаха(1804-1872) лучше всего описано им самим: «Бог был моей первой мыслью, разум — второй, человек — третьей и последней». От изучения теологии он перешёл к увлечению гегелевской философией, а от неё — к сенсуализму в теории познания и к антропологической точке зрения в религии.
К тому же в своих суждениях о душе Франсуа Мари Вольтер недалеко ушёл от материалистов: он не согласен с утверждением о том, что человек состоит из двух сущностей - материи и духа, не имеющих ничего общего между собой и соединённых только благодаря воле Бога. По Вольтеру человек мыслит не душой, а телом, следовательно, душа смертна и не является субстанцией. Душа - это способность, свойства нашего организма. Вообще, в своих рассуждениях о душе Вольтер близок к материалистам. "Способность чувствовать. припоминать, сочетать идеи - и есть то, что именуют душой. " Однако Вольтер не отрицает возможности существования неразрушимой души. Он пишет: "Я не могу познать их (Бога и души) субстанцию. " Вряд ли он случайно употребляет здесь термин "субстанция" для души. Раньше он это категорически отвергал. Душа, по мнению Вольтера, - это не шестое чувство, так как во сне мы не имеем идей и чувств, следовательно, она не материальна. Материя имеет протяжённость и плотность и должна была бы мыслить и чувствовать постоянно. Душа - не часть вселенской души, так как вселенская душа это Бог, а часть Бога - тоже божество, но человек со своей душой слишком слаб и неразумен. Души не может быть, так как все наши способности к движению, мышлению, волеизлиянию даны нам Богом, их " мы можем именовать душою, и мы обладаем потенцией мыслить, не имея души, как мы имеем потенцию производить движение, не будучи этим движением сами. " Вольтер читает, что душа смертна, хотя и признаёт, что не может этого доказать, что не мешает ему из-за отсутствия доказательств не верить в переселение душ. Вольтер не знает, сделал ли бог так, что душа человека бессмертна. Но чтобы человек (совокупность тела и души) стал бессмертным, нужно, чтобы после смерти он сохранил " свои органы, свою память... - все способности. " А этого не происходит, следовательно, бессмертие нереально. Таким образом, видно, что по своим размышлениям о душе и материи Вольтер находится где-то между идеалистами и материалистами. Его точка зрения не может быть отнесена ни к одному, ни к другому направлению, многие от приведённых высказываний существенно отличаются от общепринятого мнения. Можно сказать, что Вольтер, пытаясь осмыслить для себя такие философские понятия, как душа, материя, движение и т.п., довольно-таки близок к материалистам, хотя он и считает душу и мышление даром Божьим: "Бог устроил тело для мышления точно также, как устроил его для еды и переваривания пищи. Мысли и чувства - тоже божий дар, так как мы мыслим и чувствуем во сне, когда не контролируем своё поведение. " "Мои мысли не идут от меня... и я преклоняюсь перед Богом, помогающим мне мыслить, не зная при этом, каким образом я мыслю. "