Философская категория «свобода» характеризует сущность человека и его существование. В истории развития общества понятие «свобода» всегда рассматривалось в соотношении с необходимостью, которая воспринимается в виде судьбы, рока, предопределения, повелевающих поступками человека и отрицающих свободу его воли. Человеку присущи политические и гражданские свободы, но в философии эта проблема рассматривается широко – в отношении необходимости – в природе человек сталкивается с некой необходимостью. Многие философы предполагают, что в истории человечества действуют определенные необходимости – она определяет жизнь человека (в древности она именовалась как судьба). Алферов считает, что это не так. В истории нет ничего кроме людей, их стремлений, намерений и их действий. История – продукт действия людей, но это не значит, что человек может контролировать историю. Действия людей сталкиваются, пересекаются, и в итоге получается некий исторический результат, которого никто не ожидал и именно отсюда делали выводы, что есть некая необходимость. В природе совершенно безусловно есть необходимость. Где же тут чел-ая свобода? Многие мыслители всегда пытались необходимость и свободу совместить. Стоицизм – в мире действует необходимость, которой подчиняется даже человек (называли судьбой). Религиозные (христианские) концепции – (конвенизм этого не делал, он считал, что у человека нет свободы и все подчиняется Богу) – свобода человека неразрывно связана с ответственностью. Если у него нет свободы выбора, то не за что нести ответственность. Вместе с тем решения говорят о грехах человека, и за это его будут судить в конце света. Божественное проведение и предопределение пытается христианство совместить (надо человека винить в том, что он человек). Существует антиномия (появление в ходе рассуждений двух противоречащих, но представляющихся одинаково обоснованными суждений). Решение этой антиномии в истории философии зависело от того, к какой концепции тяготели те или иные философы – волюнтаризма или фатализма. Волюнтаризм – рассматривает волю, как высшее начало бытия над другими проявлениями духовной жизни человека. Фатализм – отражает свободную волю, рассматривая весь ход жизни человека, каждый его поступок, как реализацию неотвратимой судьбы, рока, как предопределение некой сверхъестественной силы, исключающую свободу выбора и случайность. Для личности обладание свободой – это исторический, социальный и нравственный императив, критерий ее индивидуальности и уровня развития общества. Произвольное ограничение свободы личности, жесткая регламентация ее сознания и поведения, низведения человека до роли простого «винтика» в социальных и технологических системах наносит ущерб, как личности, так и обществу. В конечном счете, именно благодаря свободе личности общество приобретает способность не просто приспосабливаться к наличным естественным и социальным обстоятельствам окружающей действительности, но и преобразовывать их в соответствии со своими целями. Августин блаженный: свободу с божественным предопределением. Божество от века предопределило одних людей к добру, спасению и блаженству, а других — к злу, погибели и мучениям. Без предопределенной божественной благодати человек не может иметь доброй воли. Б. Спиноза: объяснял и связывал свободу с мышлением. И. Кант: принимает и разрешает антиномию, противополагающую между собою идеи необходимости и свободы, свобода вовсе не противоречит необходимости. Вильгельм Гегель: выводил понятие свободы из «духа». Карл Маркс: Марксистская концепция свободы покоиться на диалектическом понимании природы социального детерминизма. Она противостоит как субъективно-идеалистическим представлениям о свободе воли человека, отрицающим причинную обусловленность его поступков, так и механистическому сведению детерминизма к предопределенности – фатализму.