Одно из наиболее влиятельных идейных течений XX в. — психоанализ. Его основы в 20-е годы заложил австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856—1939). Свои главные идеи Фрейд обосновал в работах "Я и Оно" (1923), "Тотем и табу" (1912), "Толкование сновидений" (1900), "Психопатология обыденной жизни" (1904) и др. Его психоаналитическая концепция была ориентирована на выявление глубинных основ человеческого бытия, структурных элементов психики. Фрейд исходил из гипотезы о существовании бессознательного пласта человеческой психики, в недрах которого якобы происходит особая жизнь, недостаточно изученная, но реально значимая. Согласно Фрейду, психика подразделяется на три уровня: " Оно " — совокупность инстинктов, комплексов, вытесненных переживаний; " Я " — сознание субъекта; " Сверх – Я " — инстанция, олицетворяющая собой императивы долженствования. "Я", по мнению Фрейда балансирует между "Оно" и "Сверх-Я". На него давят комплексы и инстинкты, из которых самые значительные — половой и инстинкт агрессии, с другой — правила поведения и моральная цензура. В данной связи душевная жизнь человека беспрерывно потрясается конфликтами. Их разрешение сопряжено с защитными механизмами, которые позволяют человеку приспособиться к окружающей действительности. По Фрейду, человек в своей жизни руководствуется двумя принципами — удовольствия (бессознательно) и реальность(требования). Разрешение внутренних – сублимация (переключение с низшего на высшее, перевод сексуального влечения на высокие цели, инстинкт становится дозволен). Постижение бессознательного осуществляется в психоанализе восстановлением (припоминанием) в памяти человека ранее полученного знания. Психоанализ объясняет настоящее, сводя его к прошлому, к детству человека. Завершается познание бессознательного обнаружением " эдипова комплекса " — тех первоначальных сексуальных влечений, под воздействием которых структурируется вся человеческая деятельность. Значительное внимание Фрейд уделял сновидениям человека, полагая, что силы бессознательного проявляются в них наиболее адекватно. За основу Фрейд берет изучение не «Я», а «Оно».. Этот путь продолжат его ученики — выдающиеся исследователи Альфред Адлер, Карл Густав Юнг, Эрих Фромм и др.
Карл Густав Юнг (1875—1961) — швейцарский психолог и культуролог, основатель аналитической психологии. " Коллективное бессознательное " предстает у него как совокупность архетипов (прообразов) — древних способов представления и переживания мира. Архетип – врожденная мыслеформа. Важнейшие из них: Анима, Анимус, Мать, Отец, Старый мудрец, Тень, Персона, Самость. Архетипы - тайна. Все наиболее действенные идеалы человека представляют собой определенные варианты архетипа — мудрость в образе древнего старца, родина в образе матери и т.д. Современный человек, оказавшись в типической ситуации, вдруг чувствует себя в безопасности – он концентрирует внутри себя весь опыт рода. Согласно Юнгу, архетип есть своеобразная готовность раз за разом воспроизводить те же самые или сходные мифические представления. Проявляя себя в сновидениях, фантазиях, а также в реальной жизни, он захватывает психику, вызывая иллюзии и одержимость людей как в хорошем, так и в дурном. По этой причине, считает Юнг, люди всегда нуждались в демонах и никогда не могли жить без богов. Архетипы создают мифы, религии и философии, оказывая влияние на целые народы и исторические эпохи. Если личные комплексы человека — компенсация за дефектные или односторонние установки сознания, то точно так же мифы религиозного происхождения можно рассматривать как определенный вид ментальной терапии для обеспокоенного и страдающего человечества. Сознание, в свою очередь, стало рассматриваться как природное и культурное, как чувственное и рациональное, как личностное и коллективное.
ГЕШТАЛЬТ-ТЕОРИЯ (от нем. Gestalt - образ, форма, конфигурация) - направление в психологии XX в. Г.-т – преобладание целого над частями, формы над материалом. Целостные формы, гешталъты, согласно этой теории, структурируют наше восприятие. основатель гештальтпсихологии - Макс Вертгеймер (1880-1943), "то, что происходит с элементами целого, определяется внутренними законами, присущими этому целому".Истоки Г.-т. восходят к работам австр. психолога Христиана фон Эренфельса (1859-1932) открывшего гештальт-качества. Примером этих качеств может быть восприятие мелодии или аккорда, существенно отличное от суммы переживаний составляющих их отдельных звуков. В рамках этого направления были открыты или получили новую интерпретацию многие феномены и закономерности, относящиеся к взаимосвязям "фигуры" и "фона", механизмам порождения "хороших", "простых", предпочтительно симметричных форм и структур в восприятии. В целом в Г.-т. восприятие и мышление понимались как активные, продуктивные виды деятельности, а не как пассивная восприятие органами чувств материала.