ЭСТЕТИКА И СЕМИОТИКА (от греч. semeion — знак, признак).— Поскольку произв. иск-ва воплощает результаты познавательной и оценочной деятельности, т. е. семантическую и прагматическую информацию, и рассчитано на передачу этой информации, можно говорить о объединяющей знаковой системе искусства. Это делает необходимы вкл науки о знаках и знаковых системах. Баумгартен предполагал дать в своей «Эстетике» специальный раздел семиотика, представив там учение о знаках, используемых в худож. произв. Возникнув на основе логики и структурной лингвистики, С- включила в орбиту своего рассмотрения также «эстетические знаки» (Знак эстетический; Ч. Моррис), без к-рых немыслимо худож. творчество. Закономерности знаковых систем, раскрываемые С., позволяют выявить особые связи между худож. произв.и их значениями (семантика), структурные отношения между элементами, образующими эстетический и худож. знак (синтактика), коммуникативную функцию иск-ва (прагматика). Изучение искусства без семантики невозможно, также как и без любого из 3 составляющих. Структурализм в эстетике - неоднородное направление, сложившееся в период между двумя мировыми войнами XX в. Наибольшее влияние и распространение получило в 60-е гг. во Франции. В 70х становится предтечей постмодернизма. Главными представителями в эстетике являются К. Леви-Строс, Р. Барт, М. Фуко, Ж. Деррида, У. Эко, Ц. Тодоров и др. Истоки и начало находятся в «русской формальной школе» возникшей и развивавшейся в довоенное время в рамках литературоведения, которую представляли Р. Якобсон, В. Шкловский, Б. Эйхенбаум, Ю. Тынянов и др. Наряду с методами структурной лингвистики он использует логико-математические и другие конкретно-научные методы. Из психоанализа структурализм заимствует бессознательное. В С. этот поворот проявился с наибольшей силой, поскольку в нем язык выступает не только в качестве предмета изучения, но играет определяющую методологическую роль, через него рассматриваются все другие явления. Занимая непримиримые позиции по отношении к экзистенциализму, С. имеет много точек соприкосновения с марксизмом, феноменологией, герменевтикой. Ближе всего он находится к неопозитивизму. Структурализм опирается на формализацию и математизацию. В С. предпринята попытка снять противоположность чувственного и рационального примирить строгость и последовательность ученого со свободой художника. Важная особенность С. заключается в радикальном пересмотре всей проблематики человека, понимаемого в качестве субъекта познания творчества и иной деятельности, что нашло выражение в его антисубъектной направленности. Традиционный субъект в структуралистских исследованиях «теряет свои преимущества». Такая «ирреализация» субъекта иногда объясняется намерением достичь «тотальной объективности». Применительно к искусству и эстетике реакция субъекта означает исключение или принижение роли всего того, что связано с художником как непосредственным создателем художественного произведения. Барт называет психологические теории искусства «таинственной алхимией творчества». Сторонники С. выступают против традиционных понятий «автор» (лишается «права собственности» на произведение) и «произведение» (вместо него – «текст»). Действительным автором произведения становится не столько художник, сколько универсальные по отношению к нему и его творению структуры и законы. У Леви-Строса таковыми выступают «ментальные структуры», у Барта — «письмо», у Фуко — «письмо» и «эпистемы», у Дерриды — «письмо» и «деконструкция» и т. д. Одной из основных проблем, которую разрабатывал Р. Барт, были отношения языка и власти. Язык, с одной стороны, является ключевым узлом для социализации, с другой, — обладая своей структурой, синтаксисом и грамматикой, несёт в себе определённый властный посыл. В этой связи интересным оказывается осмысление понятия «миф». Для Барта — это особая коммуникативная система, сообщение, он определяет миф как совокупность языковых единиц, образующих скрытый идеологический уровень дискурса. Он направлен на изменение реальности и совпадение с идеалами и одновременно на скрытость собственной идеологичности (воспринимается как нечто естественное). Значительная часть научного наследия Лотмана Юрия Михайловича посвящена изучению творчества А.С.Пушкина ("Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Комментарий" и "Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя") Самые ранние его публикации, затрагивающие эти вопросы, относятся к первой половине 1960-х годов («Семиотика кино и проблемы киноэстетики", "Анализ поэтического текста", "Структура художественного текста".) Изучал влияние литературы на судьбу человека, обратился к географии в литературе и вообще к теме пространства, в котором и работает сам сюжет. Основа – семиотическое изучение роли знака. Формализм - школа литературной критики и литературной теории, имеющей отношение, главным образом, к структурным целям особого текста. В литературной теории формализм относится к критическим подходам, которые анализируют, интерпретируют или оценивают врожденные особенности текста. Эти особенности включают не только грамматику и синтаксис, но также и литературные устройства, такие как метр и тропы. Формалистский подход уменьшает важность исторического, биографического, и культурного контекста текста. Формализм занял видное положение в начале двадцатого века как реакция против теорий Романтика литературы, которая сосредоточилась на художнике и индивидуальном творческом гении, и вместо этого поместила сам текст назад в центр внимания, чтобы показать, как текст обязан формам. Две школы: российский формализм и англо-американский. Формализм был доминирующим способом академического литературного исследования в США от конца Второй мировой войны в течение 1970-ых, тем более, что воплощенный в Рене Веллеке и Теории Остина Уоррена Литературы (1948, 1955, 1962). Начинаясь в конце 1970-ых, формализм был существенно перемещен различными подходами. Термину часто бросали бранное слово и был использован противниками, чтобы указать или на засушливость или на идеологическое отклонение.