Эстетика постмодернизма (М. Фуко, Ж. Делез, Ж. Бодрийяр). Основные принципы и жанры искусства постмодернизма.
Постмодернизм обычно рассматривается как эпоха, как направление мысли и искусства, как философское направление, но в целом представляет собой совокупность и социальных, и политических, и культурных факторов. Предвестниками постмодернизма являлись постструктурализм и постфрейдизм. Еще в XIXв. Намечается кризис в науке и культуре того времени, который постепенно перетекает в постмодерн, который В.В. Бычков очень точно называет особым «состоянием» гуманитарной науки и искусства. Слияние постструктурализма и представления психоанализа дают приток новым художественно-эстетическим понятиям, на которых начинают основываться философы и деятели искусства того времени. Это такие понятия, как бессознательное, язык, текст, письмо, ризома, шизоанализ (вместо психоанализа), либидозность и др. Это приводит к тому, что оценивается в итоге не только само произведение, но и его связь с бессознательным самого автора, его внутренним миром. Одной из главных категорий становится «постмодернисткая чувствительность», которая характеризуется пониманием мира, человека, искусства как смыслового хаоса, к которому нельзя подходить с точки зрения классического структурализма и точности. Вселенная может рассматриваться только с точки зрения иронии, своеобразной игры чувствования (В.В. Бычков, 2002). О принципиально новом стиле мышления в искусстве и науке пишет М. Хайдеггер, Ж. Деррида, Ж. Делез, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж.-Ф. Лиотар и другие представители философии того времени. Они рассматривают искусство в одном ряду с другими феноменами культуры и цивилизации. Вся культура признается за «игровой калейдоскоп текстов, смыслов, форм и формул, символов, симулякров и симуляций» Фактически, постмодернистское искусство рассматривается как повторение искусства прошлого, преломляющееся в свете современных проблем, неопределенности. Это связано с появлением все новых открытий в гуманитарной науке, которые несколько отступают от привычных позитивистских принципов, и делают мир менее предсказуемым, всегда оставляющим пространство для интерпретации своих проявлений. Также причина этого в исчерпанности традиционных направлений искусства, идейного застоя в искусстве, появление «общества потребления», о котором говорит Ж. Бодрийяр. Отсутствие нового порождает видоизменение и переработку старых идей с использованием нового контекста и дискурса. Предмет и млова противопоставляются. Г.Кюнг выделяет несколько индикаторов постмодернизма в обществе. Он предлагает использовать термин «постмодернизм» не только в применении к искусству, но в применении ко всему всемирно-историческому бытию: 1)это новой веры в разум и прогресс, которые привели к возникновению доминирующих в обществе и науке сил -- естествознания, техники, индустрии и демократии. 2)это смена парадигм, то есть замена модернистского европоцентризма постмодернистским глобальным полицентризмом, возникновение «возможности самоуничтожения человечества. 3)индикатором постмодернизма является кризис прогрессистского мышления, связанный с утратой господствующими силами своей абсолютности и незыблемости. Это приводит к гуманизации наук, выдвижении прав и свобод, индивидуальных особенностей человека на передний план, преобладание ценностей отдельного человека перед ценностями государств и общества в целом как в науке, так и в искусстве и философии. Постмодернизм - это состояние общества, науки и искусства, берущее начало от постструктурализма и постфрейдизма, характеризующееся размытостью, хаотичностью восприятия мира и человека в целом, постулирующее, что мир не может восприниматься как четкая система, структура, а может рассматриваться только с позиций относительности и субъективности, иронии и игры. Для постмодернистского искусства характерны: 1)не воспроизведение, а игра реальности 2)имитация стилей и создание гиперреализма 3)языковая игра, цитатность, фрагментарность и принцип монтажа 4)ирония, пародийность, плюрализм. 5)культ телесности; 6)гедонизм 7)эстетика безобразного 8)смешение жанров высокого и низкого 9)неопределнность статуса мастера 10) переориентация: главное – процесс, публика, среда. 1)Мишель Фуко (1926-84) писал о антипсихиатрии. Писал о тюрьмах, сексуальной ориентации, психически больных. Изучает современное и совершенно новое. Историю мысли делит на 3 периода: «археологический» «генеалогический» «период эстетик существования». Изучал бессознательное в разные эпохи. Главное – понимание субъекта. Делает понятие «автора» только функциональным, механическим. Делает акцент на историчности и эписистеме (изменение мнений на протяжении движения истории). 2)Жиль Делез (1925-1995) ввел термины «ризома» (запутанность, отсутсвтие начала и конца), «шизоанализ», «тело без органов». Работы Делёза разделяются на две группы: с одной стороны, монографии интерпретируют работы других философов и творцов с другой, эклектичные философские тома. В метафизике составляет делает акцент на сопоставлении «различия» и «повторения» (то есть не просто a и b разные, но и a1 и a2 различны). Т.е. мы должны схватить нужное в точный момент бытия, ибо повтор не передаст того же (трактат «Анти-Эдип») 3)Жан Бодрийар (1929-2007) Ввёл понятие гиперреальность. Основа— симуляция. Единицами гиперреальности являются знаки (симулякры). Он развил учение о трёх порядках симулякров: копии, функциональные аналоги и собственно симулякры (все современные понятия, в тч деньги, мнение, мода). Современную эпоху Бодрийяр называет эрой гиперреальности. Т.е. нет настоящей реальности (труд не для труда, а для социализации, представительная власть никого не представляет, а сама и есть власть). Современную эпоху характеризует чувство утраты реальности. Реальна только смерть. На смерти основана любая власть и экономика. В искусстве Бодрийяр видит критическую и терапевтическую функции по возвращению реальности.
|