1) Анри Бергсон - представитель философии жизни - был наиболее известным и влиятельным из всех французских философов первой половины XX века. Движущей силой его рассуждений предстает контраст между "результатом" познания - теориями и понятиями - и живой действительностью. Его стратегической идеей является необходимость "дополнить теорию познания теорией жизни". "Жизнь" Бергсон утверждает в качестве подлинной и первоначальной реальности. Бергсон считает, что "жизнь" ускользает от нас только потому, что мы пытаемся схватить ее интеллектуальными средствами. Теоретическая реконструкция "жизни" невозможна. Сущность жизни, по Бергсону, может быть постигнута только с помощью интуиции, поскольку жизнь мы переживаем и, значит, способны воспринять непосредственно. Интуиция, по Бергсону, призвана ответить на все вопросы, считавшиеся философскими. Философию жизни Бергсона называют еще ИНТУИТИВИЗМОМ - течением философии, усматривающего в интуиции единственно достоверное средство познания. Как специфическое течение интуитивизм возникает на рубеже XIX-XX веков, будучи разновидностью иррационализма. Интуицию Бергсон противопоставляет ИНТЕЛЛЕКТУ, трактуя его как орудие работы с "мертвыми вещами" - материальными, пространственными объектами. Интеллект характеризуется естественным непониманием жизни. Анализу физического понятия времени Бергсон посвятил работу - "Длительность и одновременность", в которой он разбирает физическое понятие времени как оно представлено в специальной теории относительности. Бергсон утверждает, что под научным понятием времени - "опространствленным", "ненастоящим" - есть "реальная длительность", которая нами испытывается. "Сущностью" мира для Бергсона есть "время", но это "качественное", "живое" время радикально отличается от механическо-физического времени. Бергсон разработал специфическую концепцию развития, названную им "творческой эволюцией". Он квалифицирует свою модель эволюции как ненаучную. В своей последней крупной философской работе "Два источника морали и религии" Бергсон выделяет два типа общества и соответственно два типа морали: ЗАКРЫТАЯ (общество, созданное для выживания) и ОТКРЫТАЯ (общество, основанное на любви).
2)Феноменология. Дословно этот термин означает «учение о феноменах». Однако создатель рассматриваемого философского направления немецкий мыслитель Эдмунд Гуссерль (1859—1938) понимал под феноменами некие абсолютные сущности сознания, или смыслы предметов, возникающие в сознании. В его взглядах воплотилась своеобразная попытка примирить логику с иррационализмом. Гуссерль выступал за то, чтобы положения философии обладали такой же абсолютной истинностью как законы логики и положения математики, чтобы философия превратилась в строгую науку («Философия как строгая наука»). Основные категории и программа созданной Гуссерлем философской дисциплины — феноменологии — были сформулированы в его работе «Логические исследования» (1901). В ней он отстаивал положение о том, что феноменология призвана показать возможности «чистой» логики как фундамента научного познания. Под «чистой» логикой он понимал теоретическую науку. Такую логику Гуссерль считал в то же время «ясной», «очевидной», а, значит, «строгой». Интенциональность, согласно Гуссерлю, — «главная феноменологическая тема».Интенциональность переживания— направленность его на объект. Восприятие есть восприятие чего-то, скажем, вещи; суждение есть суждение о каком-либо положении дел; оценивание — оценивание какой-либо ценностной ситуации; желание — желательного обстоятельства и т. д. Действование направлено на такое-то действие. Интенциональность – направленность на что-либо, неважно реально ли это или идеально.
3)Экзистенциализм – явление второй половины ХХ века, включает в себя французский литературный экзистенциализм (А. Камю, Ж.-П. Сартр), герменевтико-феноменологический вариант (М. Хайдеггер, М. Мерло-Понти), религиозный экзистенциализм (Г. Марсель, Э. Жильсон, Ж. Маритен), персонализм (Э. Мунье и Ж. Лякруа) К. Ясперса, Х. Ортега-и-Гассет. В экзистенциализме отразился кризис романтического гуманизма Просвещения и веры в могущество абсолютного разума, осмысленность истории и неизбежность прогресса. Экзистенциализм, напротив, рассматривает человека как конечное существо, «брошенное в мир», смысл жизни и смерти которого абсурден. Реальность не равна рациональности. Общей программой экзистенциализма можно считать намерение заменить классическую философию «сущностей» (essentia) философией человеческого существования (existentia). Начало подлинной экзистенциальной проблематики связывают с философией М. Хайдеггера. Экзистенциальные категории, введенные Хайдегером, – забота, смерть, страх, экзистенция, временность, историчность, конечность. Три главных пункта экзистенциализма: 1) экзистенция рассматривается как уникальный и исключительно человеческий способ бытия, 2) экзистенция соотносится с трансценденцией, и 3) конституирующим принципом для экзистенции является возможность, возможность выбора и построения жизненных проектов. Экзистенция – поэтому, это не неизменная и предопределенная «сущность», данная от природы, а «возможность быть» (присутствие из работы «Бытие и время»), бросок вперед. Основной проблемой, связывающей различные ветви экзистенциализма, является проблема существования и мироощущения индивида в обществе, переживающем глубокий кризис в военную эпоху. Экзистенциальная философия ХХ столетия тесно связана с социальными и духовными событиями своей эпохи и несет в себе отпечатки драматического, конфликтного века. Экзистенциалисты привлекли внимание к проблеме смысла существования человека в трагических и абсурдных (противопоставление гармоничному, красивому) жизненных ситуациях, ведущих к кризису и потере веры в рациональность устройства мира и собственных поступков. Но, описывая трагизм эпохи экзистенциализм настойчиво призывает человечество к поиску мудрости нравственного поступка в соответствии с истинной сущностью человека, к личной ответственности.