Студопедия — Эстетика всеединства В. Соловьева и русский религиозно-философский ренессанс начала ХХ века.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Эстетика всеединства В. Соловьева и русский религиозно-философский ренессанс начала ХХ века.






Творчество - это отказ от стереотипов восприятия и выражения, открытие новых сторон уже известного и освоенного материала, это постоянный поиск тем, идей, аспектов, средств их реализации в искусстве. Творческая деятельность, как и всякая другая, имеет ряд компонентов: цель (замысел), средство реализации цели и результат (художественное произведение).

В самом общем виде цель творчества можно определить как стремление к реализации потребности самовыражения и к эстетическому освоению мира. Применительно к каждому отдельному акту творчества цель конкретизируется в замысле автора. Замысел предшествует творческому процессу, но на практике первоначальный замысел в процессе его реализации часто существенно изменяется, корректируется. Многие писатели "жалуются" на то, что герои их произведений как бы выходят из-под авторского повиновения и сами "ведут" за собой автора и повествование, диктуя логику и общую тенденцию развития событий. Иногда произведение, задуманное как повесть, разрастается в роман, музыкальная тема воплощается в симфонию, оперу или хореографическое произведение, графический набросок - в панорамное живописное полотно. Процесс реализации замысла является для художника одновременно и наиболее интересным, и наиболее трудным, мучительным. "Цель творчества - самоотдача" (Б. Пастернак). Человек творческий - это человек, отдающий, дарящий себя другим.

Игра — это такой вид творчества, когда нужны воспроизведение, повторение, репродукция чего-либо или кого-либо, чтобы посмотреть на себя, как на другого, чтобы получить удовольствие от того, что я— ловкий, сообразительный, красивый и так далее, что нравлюсь другим, что я человек среди людей. Такое самовыражение самоценност но, оно — игра, а когда становится ценным и для других, то переходит в какие-либо другие виды творчества. Деятельность не может быть творческой, если она не имеет социальной значимости (для коллектива, общества, другого человека). Если другие виды творчества направлены вовне, то игра как творчество, в конечном счете направлена на субъект игры.

Подводя небольшой итог нашим рассуждениям об игре как деятельности, мы приходим к выводу, что она всегда есть творчество субъекта, состоящее в генерировании поведенческих структур и структурировании других видов деятельности. Игра как пред творчество и как начальный этап, по-видимому, включена в любой творческий процесс (как проекция на будущее и моделирование нового). Игра как самоценная деятельность и игра как средство связаны генетически (в фило и онтогенезе) с эстетической деятельностью, она есть самовыражение, предполагает условную ситуацию и ролевое поведение, положительно эмоционально окрашена, направлена в будущее. При этом мы понимаем, что данная нами характеристика игры не является исчерпывающей, для этого необходимо провести специальное обстоятельное исследование.

Для лучшего уяснения игрового аспекта эстетической деятельности и эстетического аспекта игровой деятельности необходимо обратиться к сущностным характеристикам обоих видов деятельности и проследить их общность и различие, взаимопроникновение и взаимообусловленность.

Мы придерживаемся мнения, высказанного нами ранее, что игровую и эстетическую деятельность связывают не только общие закономерности в истории становления культуры (филогенез), но и в становлении и развитии их у каждого индивида (онтогенез). Искусство как внешний вид эстетической деятельности адсорбировало игру, а игровая деятельность несет ярко выраженную эстетическую нагрузку, поэтому она может быть и должна быть рассмотрена как эстетический феномен. Подход к игре как эстетической категории невольно заставляет обратиться к самым актуальным и во многом еще мало разработанным областям теории художественного творчества.

 

Эстетика всеединства В. Соловьева и русский религиозно-философский ренессанс начала ХХ века.

Религиозно-философский ренессанс – обозначение резкого возрождения русской философской мысли с 19в. Представители Флоренский, Достоевский и тд. Основное – изучение апокалипсиса и морали.

Ведущей идеей философии русского мыслителя служит идея положительного всеединства (в чем прослеживаются отзвуки шеллингианской философии) как универсального основополагающего принципа бытия и познания, его основные взгляды на эту проблематику изложены в работах «Три речи в память Достоевского», «Жизненная драма Платона», «Общий смысл искусства», «Красота в природе». Со стороны оснований и метода построения философии всеединства можно говорить о философии искусства.

Предметом эстетики является красота. Особенность эстетической концепции Соловьёва состоит в том, что он признавал объективное существование красоты. Он говорит о красоте природы, которая есть выражение содержания идеального, есть воплощение идеи. Красота в природе воплощена в мире прежде человеческого духа. Красота имеет абсолютную идею, которая наряду с красотой заключает истину и добро. «В красоте как в одной из определенных фаз триединой идеи, необходимо различать общую идеальную сущность и специально-эстетическую форму. Только эта последняя отличает красоту от добра и истины, тогда как идеальная сущность у них одна и та же - достойное бытие, или положительное всеединство.

В природе мы видим начальные этапы красоты, далее она воплощается как искусство и нравственный порядок.
Органическая связь эстетического и нравственного — важнейшее положение эстетики Соловьёва. Существование нравственного порядка в мире предполагает связь его с порядком материальным. Нравственный порядок для своей прочности должен опираться на материальную природу как на среду и средство своего существования, а, следовательно, для своего совершенства и полноты он должен включать в себя материальную основу бытия как самостоятельную часть этического действия, которое воплощает красоту. Итак, красота нужна для исполнения добра в материальном мире, ибо только ею просветляется и укрощается недобрая тьма этого мира. Эстетика Соловьёва предполагает преобразующую силу красоты. Для своей настоящей реализации добро и истина должны стать творческой силой в субъекте. Полное чувственное осуществление положительного всеединства, а именно, совершенная красота реально осуществленная в материи, требует глубочайшего взаимодействия между духовным и вещественным бытием. Абстрактный дух и бездушное вещество оба в отрыве друг от друга не могут быть прекрасными. Условием реализации абсолютной красоты является материализация духовного и духовность материального.

Эта задача не может быть исполнена природою и требует человеческого творчества, искусства. Задачей искусства является превращение физической жизни в духовную. Совершенное воплощение этой духовной полноты в нашей действительности, осуществление в ней абсолютной красоты или создание вселенского духовного организма есть высшая задача искусства. В силу этого искусство рассматривается как человеческий вклад в дело усложнения и просветления бытия, соучастие в реализации божественного замысла. Синтезирующим моментом эстетики Соловьева служит учение о Софии,имеющее явно выраженный мистический оттенок. София — это идеально прекрасный женственный образ, что обусловливает тот факт, что она является предметом любви, причем как любви Бога к твари, так и любви человека к Богу. через Софию Бог любит мир. И она же является той абсолютной красотой, которая располагает сердце человека к свободному принятию идеала всеединства. София — это чувственно явленный образ должного состояния мира и прежде всего человечества.

 

28. Эстетика раннего модернизма и авангарда. Основные направления манифестарной эстетики: кубизм, дадаизм, футуризм, сюрреализм, экспрессионизм, абстракционизм.

Эстетические основания художественной практики модернизма. Каждое из его направлений имело определенную идейно-эстетическую специфику, но вместе с тем обладало принципиальной философско-мировоззренческой общностью с другими. Их объединял антиреалистический творческий метод. Это определяло общность решения эстетических проблем в различных направлениях модернизма (трактовка соотношения искусства и действительности, формы и содержания, проблемы коммуникативности и др). Возраставшая в первом десятилетии ХХ века экономическая, политическая и социальная напряженность в Европе сопровождалась интенсивными исканиями в сфере духовной жизни, в частности в искусстве. К этому же времени относятся попытки расширить изобразительные средства искусства, в первую очередь живописи и скульптуры, путем чисто формальных экспериментов. В результате поисков новых изобразительных средств в искусстве модернизма возникли последовательно три направления — кубизм, футуризм и абстракционизм, которые объединял отказ от принципа отражения действительности, "искусства для искусства".

1)Кубизм. Кубисты исходили в своем творчестве из того, что все предметы и явления действительного мира, включая человека, могут быть изображены в виде суммы геометрических фигур. Противопоставив, подобно Шопенгауэру, искусство рациональному познанию, кубисты провозгласили задачей искусства воплощение идеи. У Шопенгауэра была заимствована и идея о безличном характере искусства, о деперсонализации художника. Арсенал своих идей кубисты пополнили, обратившись к философии Бергсона, разработавшего учение об интуиции. У Бергсона кубисты нашли философские аргументы в пользу элитарного, эзотерического, иррационального характера искусства, в защиту особой, "высшей" миссии художника. Деятели кинематографа, испытали воздействие интуитивизма в гораздо меньшей степени, чем, например, художники. Специфика кино, рассчитанного на широкую аудиторию, требовала опоры на более доходчивые, поддающиеся более прямому воплощению в художественных произведениях. Этим требованиям отвечало учение Ницше. Усиленная эксплуатация идейного наследия этого философа характерна для так называемого "массового искусства". Именно с "массовым искусством" ассоциируется образ супермена, сверхчеловека. Однако влияние Ницше прослеживается уже на более ранних стадиях искусства модернизма, в частности, в таком его направлении, как футуризм.

2)Футуризм. Главное, что привлекло футуристов у Ницше, — это его нигилизм, критика традиционной культуры, христианской морали, истории, то есть всего того, что является причиной и выражением "декаданса". Футуризм как направление модернистского искусства заявил о себе в 1909 году. Рождение искусства будущего (от латинского — футурум) сопровождалось громкими скандалами. Футуристы считали, что произведение искусства не должно отражать действительности. Объектом искусства должен быть не предметный мир, а движение, вносимое художником в материю путем cочетания времени, места, формы, цвета и тона. Футуризм противопоставил себя реализму, отказавшись от воплощения в искусстве образа человека, его духовной и физической красоты. Отказ от реализма был теснейшим образом связан в футуризме с интуитивизмом. Если Ницше давал футуристам положительного героя, то интуитивизм использовался ими как обоснование творческого метода.

3)Теория «вчувствования» и экспрессионизм. На рубеже веков в Европе получила широкое распространение теория "вчувствования", отказывавшая художникам в возможности проникновения умом в явления внешнего мира, призывавшая его к перенесению на них своих собственных чувств и настроений. Художник должен был включать в эстетический объект "внутреннее содержание" собственной личности. Теория «вчувствования» оказала заметное влияние на ранний период развития экспрессионизма. Экспрессионизм оказал заметное влияние на мировое художественное творчество. К приемам, выработанным экспрессионистами, прибегают художественные деятели, чтобы воплотить в своих произведениях конфликты антагонистического характера, показать неразрешимые, с их точки зрения, противоречия личности и общества. Приемы экспрессионизма пытаются применять в отдельных случаях и деятели реалистического искусства для усиления его воздействия на зрителя. Идейную основу первых шагов художественной деятельности экспрессионистов (от латинского — выражаю) составила идеалистическая теория Гуссерля, обещавшая художнику возможность некоего смыслотворчества. Художник выступает в качестве мирообразующего субъекта, не только определяющего действительность, но и упорядочивающего ее, формирующего из хаоса космос. Искусство ставилось над жизнью, оно рассматривалось как средство "упорядочения" жизни. С течением времени идеалистическая теория Гуссерля, обещавшая возможность внесения гармонии в действительность "сверху" перестала служить опорой творчества молодых художников. Гуссерль перестал соответствовать интересам перешедшей в наступление агрессивной буржуазии. Новый идеолог - экзистенциалистской теории Кьеркегора. Немецкий экзистенциализм - теория Ясперса. Лишая искусство функций отражения действительности, Ясперс связывал ешл с переходом в "потусторонний мир". Противопоставляя искусство действительности, Ясперс представляет его как средство приближения к подлинному бытию. Человек, подавленный жизненными тяготами, реальностью, не свободен, угнетен. Но он может освободиться от угнетения, достигнув пограничной ситуации. Для этого человек должен пожертвовать всеми своими желаниями, стремлениями, привязанностями, оторваться от жизни. Это отреченное, жертвенное состояние и есть пограничная ситуация. Достигший ее человек обретает свободу. Таким образом, свобода отождествляется со смертью. Отсюда и пессимизм этого учения, отвергающего право человека на свободное и счастливое земное существование.

4)Абстракционизм возник в 1910 году и ставшем одним из господствующих направлений современного искусства. Основоположником абстракционизма признается русский художник Кандинский. Испанский теоретик искусства и философ Ортега-и-Гассет не только констатировал факт обесчеловечивания произведений нового искусства, но и рассматривал дегуманизацию как основную задачу современных ему художников. Абстракционизм довел до конца начатое кубизмом и футуризмом разрушение формы и содержания произведений искусства. Идеолог - Гуссерль поставил вопрос о соотношении предметов реального мира с сознанием человека. Мыслитель считал, что его учение об интуиции открывает кратчайший путь к невиданному научному прогрессу, плодотворное поле для творческой деятельности, основанной на интуиции. Исключив из сферы своего сознания окружающий человека материально-предметный мир, Кандинский целиком сосредоточил свое внимание на нематериальных исканиях души. В поисках новых средств выражения он пошел чисто интуитивным путем, провозгласив необходимость отказа от связи искусства с действительностью и объявил целью творчества самовыражение художника. В 1913 году в рамках абстрактного искусства возник супрематизм (от французского — господство, превосходство). Инициатором этого течения был Малевич. Супрематисты объявили своей задачей выражение превосходства чистого чувства, воплощенного – ради сохранения его чистоты – без помощи какого бы то ни было обращения к внешнему миру, исключительно с помощью плоскостных геометрических фигур ("Черный квадрат на белом фоне" Малевича).

5)Сюрреализм получил свое теоретической оформление в манифесте 1924 года. Инициаторами сюрреализма были Бретон, Арагон, Элюар, Кокто. Философской основой сюрреализма послужили учения Шопенгауэра и Бергсона. Было объявлено, что сюрреализм преобразует весь мир, не прибегая к социальной революции. Социальной борьбе противопоставлялась "сюрреалистическая революция" — "революция умов". Нужно только отказаться от разума и традиционной логики, от привычного восприятия вещей, от абсурдного разграничения прекрасного и уродливого, правдивого и ложного, от всех традиций, уничтожить все привычные представления о нормах человеческих взаимоотношений, о всех основах построения человеческого общества. У Бергсона сюрреалисты заимствовали точку зрения на искусство как на средство массового гипноза. В бессмысленном, алогичном сочетании в их произведениях массы не связанных друг с другом явлений, предметов, деталей. Необходимую для их творчества психологическую базу сюрреалисты нашли в трудах Фрейда. Подобно Фрейду сюрреалисты рассматривали художественное творчество как своего рода убежище для личности, которая испытывает отвращение к действительности. Восприняли они и фрейдистский тезис об отсутствии четкой грани между психической нормой и патологией, что привело их к признанию сумасшествия состоянием, наиболее перспективным для художественного творчества, поскольку при этом человек освобождается от контроля разума. Перегружая свое искусство сценами жестокости и насилия, сюрреалисты следовали идее Фрейда о том, что каждый человек в своем индивидуальном развитии воспроизводит все стадии развития человечества – начиная от животного мира и кончая современной цивилизацией, -- а потому непременно бывает кровожаден и агрессивен. Созерцание картин жестокости должно дать выход подавляемым инстинктам, способствуя очищению человеческих душ.

6)Дадаизм 1916-22гг. Название – бессмысленные лепет.Дадаизм возник как реакция на последствия Первой мировой войны, жестокость которой, по мнению дадаистов, подчеркнула бессмысленность существования. Рационализм и логика объявлялись одними из главных виновников опустошающих войн и конфликтов. Главной идеей дадаизма было последовательное разрушение какой бы то ни было эстетики. Основными принципами дада были иррациональность, отрицание признанных канонов и стандартов в искусстве, цинизм, разочарованность и бессистемность. Считается, что дадаизм явился предшественником сюрреализма. К основателям дадаизма чаще всего относят поэтов Хуго Балля, Рихарда Хюльзенбека Тристана Тцару, и художников Ханса Арпа, Макса Эрнста и Марселя Янко.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 444. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия