Возникновение и развитие риторики
Родиной риторики считается Древняя Греция. В V веке до нашей эры в Греции были распространены города-государства, в которых развивалась рабовладельческая демократия. Чтобы привлечь на свою сторону народ (демос), надо было уметь красиво и убедительно излагать свои идеи. Публично решались не только политические вопросы, но и совершался суд. Прокуроров не существовало, и обвинителем мог выступить любой человек; обвиняемый тоже защищался сам, поэтому те, кто обладал даром слова, умел расположить к себе слушателей, оказывались в более выгодном положении. Все это и определило широкое развитие искусства красноречия — риторики. Тема 1. Понятие риторики. В V веке до н.э. в Греции появляются первые платные учителя риторики — софисты (от sophistes — мудрец, искусник). Софисты были очень популярны, разъезжали по всей стране и учили граждан искусству выступать, спорить, составляли по заявкам людей речи. Самому знаменитому из софистов — Горгию (V-1V вв до н. э.). — была поставлена золотая статуя за его речь в Олимпии, в которой он призывал греков к объединению в борьбе против их врагов. Софисты создали в Древней Греции культ слова. Именно они заложили основы риторической теории, начали разрабатывать приемы ораторской речи, обосновали необходимость краткости в выступлении и сжатости изложения мысли, изучали воздействие речи на чувства. Вместе с тем, софиста считали целью оратора не раскрытие истины, а убедительность, победу в споре. Горшй считал неважным, соответствует речь истине или нет, но истинный оратор должен уметь одну и ту же вещь и восхвалять и порицать. Софисты обучали приемам полемики, спора с целью победы в споре любой ценой. Они видели задачу риторики в том, чтобы ≪сделать слабое сильным≫. Это приводило к сознательному использованию в речи ошибочных или выдуманных положений, предположений и рассуждений. За это софистов впоследстии критиковали многие риторы. Древнегреческий философ Сократ (469 — 399 до н. э.) выступал против софистов, обвиняя их в отсутствии заботы об истине, нравственности. Он осуждал софистов за стремление к богатству, за их готовность убедить публику в чем угодно. Он считал недопустимым брать плату за уроки красноречия. Сократ вел на улицах и площадях Афин беседы со всеми желающими о том, что такое благо, добродетель, справедливость и т.д. Он — изобретатель особого убеждающего диалога, которым сам владел в совершенстве. Сократ вел диалог с собеседником и своими вопросами показывал ошибочность его взглядов и подводил к пониманию истины. Сократ обладал огромным даром красноречия, железной логикой и мог доказать любому, даже самому богатому и влиятельному лицу, ошибочность его точки зрения. За это Сократа часто били, а он переносил побои спокойно, как и подобает великому человеку. Рассказывают, как один из оппонентов, разбитый Сократом в пух и прах, публично пнул его ногой, на что Сократ никак не среагировал. Знакомый спросил Сократа: ≪Почему ты позволил ему так с тобой обращаться?≫, на что Сократ спокойно ответил: ≪Если бы меня лягнул осел, разве я стал бы подавать на него в суд?≫. В конце жизни Сократа осудили на смерть — ≪за вольнодумство, неуважение к богам и развращение юношества своими беседами≫ — и заставили выпить чашу с ядом. Сократ не оставил письменных трудов и его идеи мы знаем только по работам его ученика Платона. Платон (ок.427 — ок.347 до н. э.) развивал дальше метод своего учителя. Известны его диалоги ≪Горгий≫, ≪Софист≫, ≪Федр≫, центральным персонажем которых является Сократ. В этих диалогах он раскрывает риторический метод Сократа и развивает его своими положениями. Платон считал, что надо доказывать истину с учетом психологических особенностей тех людей, которым ты эту истину пытаешься доказать. Он писал, что задача оратора — ≪отыскивать виды речи, соответствующие каж1 И.А. Стернин. Риторика. дому характеру≫, ≪к сложной душе надо обращаться со сложными, разнообразными речами, а к простой душе — с простыми≫. Сократ и Платон считали, что красноречие основывается на знании истины и умении ее преподнести слушателю. Знаменитым оратором древности был Демосфен (ок.384 — 322 до н.э.). Он был вождем антимакедонской коалиции греческих городов и активно выступал против захватнической политики македонского царя Филиппа II — яркие речи Демосфена против этого царя называли ≪филиппиками≫. Древнегреческий историк Плутарх писал, что Демосфен в 7 лет потерял отца, который оставил ему немалое наследство, но опекуны обманули Демосфена, присвоив его наследство. Достигнув совершеннолетия, Демосфен подал на опекунов в суд, требуя вернуть деньги, но проигрывал процесс за процессом из-за неумения говорить, слабого голоса, дефектов дикции. Тогда он стал брать уроки риторики у знаменитого оратора Исея — лучшего специалиста по делам о наследстве. Демосфен построил себе помещение под землей, наполовину обрил голову, чтобы было неудобно показываться на людях и проводил месяцы под землей, тренируясь в ораторском искусстве. Он изучал и повторял услышанные им удачные выступления, а шепелявость преодолел, тренируясь с камешками во рту — читал стихотворения, добиваясь чистоты произношения, и при этом расхаживал, в том числе поднимаясь по крутым склонам. Демосфен упражнялся в речах перед зеркалом, тренировал громкость и выразительность голоса, развил способность долго говорить на одном дыхании. Все это принесло плоды. Суд признал правоту Демосфена в деле о наследстве, а Демосфен стал знаменитым оратором. Демосфен никогда не выступал без подготовки и был уверен, что каждый может научиться хорошо говорить при помощи специальных упражнений. Основоположником научной риторики считается великий древнегреческий философ Аристотель (384— 322 до н. э.), который с 17 лет был учеником Платона и провел в Академии учителя 20 лет. Он был воспитателем будущего царя Александра Македонского, а в последние годы своей жизни основал в Афинах собственную школу, которую назвали Ликей. От названия этой школы произошло слово ≪лицей≫. Аристотель обучал своих учеников, прогуливаясь с ними. Он является основателем науки логики, а также автором первой научной риторики. Его всемирно известный труд ≪Риторика≫ широко известен и сейчас. Аристотель определял риторику как ≪способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета≫, как ≪общие принципы ведения спора≫. Таким образом, в понимании Аристотеля риторика есть искусство убеждать, спорить. Свой немалый вклад в развитие риторики внесли ораторы и теоретики ораторского искусства Древнего Рима —Цицерон (106-43 до н.э.), Квинтилиан (36-100 н.э.) и др. В Риме пышным цветом расцвело искусство публичного красноречия, и римские авторы обобщили ораторскую практику, сформулировав законы и правила ораторского искусства. Но если для греков на первом месте в риторике было искусство убеждения, то для римлян —красота речи. 1 2 Тема 1. Понятие риторики. Цицерон был выдающимся оратором своего времени, но, как и Демосфен, бывший для него образцом оратора, много работал над своим риторическим мастерством. Он учился управлять голосом, который в эмоциональные моменты у него часто срывался, учился дикции и декламации у актеров. Он умело использовал в речах иронию и шутку, за что его многие не любили и считали злым. Он был человек небогатый, но не брал денег и подарков за судебную защиту. Цицерон в своих трудах ≪Об ораторе≫, ≪Оратор≫ называл риторику практической наукой, которая систематизирует ораторский опыт. Риторика, по Цицерону, предполагает, что оратор должен последовательно сделать следующее: найти, что сказать; расположить найденное по порядку; придать ему словесную форму; утвердить это все в памяти; произнести. Он указывал на важность эмоций, необходимость вызывать эмоции у слушателей, для чего считал необходимым иногда отвлекаться в изложении. Он всячески подчеркивал важность хорошего образования для ритора, необходимость опираться на данные разных наук, умение в выступлении показать за частным фактом общую закономерность. Он был также активным политическим деятелем, участвовал во многих политических столкновениях и заговорах и был убит по приказу Марка Антония, которого он буквально уничтожил в своих речах. Марку Антонию была доставлена отрубленная голова и руки великого оратора. Квинтиллиан написал двенадцатитомную книгу ≪Риторические н а ставления ≫, в которой обобщил свой риторический опыт и опыт классической риторики древности. Риторику он называл наукой о способности хорошо говорить и силе убеждать. На исходе античности риторика превращается в обязательную учебную дисциплину, риторике начинают повсеместно обучать. Обобщенно характеризуя античную риторику, можно таким образом представить ее структуру: I. Источники красноречия: а — природа, б — обучение, в — упражнение. И. Роды красноречия (судейское, учительское и др.). III. Задачи оратора и, соответственно, элементы речи: 1) нахождение (выбор, систематизация материала, выделение доказательств, аргументов); 2) расположение (композиция выступления); 3) элокуция (словесное выражение, собственно красноречие). Это была главная часть античной риторики. Выделялись критерии красноречия: правильность, ясность, упорядоченность, уместность, красота, украшенность; средствами удовлетворения этих критериев были отбор слов, сочетание слов и фигуры речи. III. Запоминание (учение о профессиональной ораторской памяти). IV. Произнесение (интонация, мимика, жесты и др.). И.А. Стернин. Риторика.
|