Красота как предмет классической эстетики
Идея прекрасного определяет всю содержательную суть и направленность классической эстетики. Вне красоты нет ни эстетических отноше ний, ни искусства; все, чем занимается эстетика, представляет собой модификации прекрасного. Тезис этот, высказанный классиками эстетики, сохраняет свое значение и сегодня. В широком смысле слова красота — синоним эстетического. Эстетика хотя и изучает красоту, хотя и пытается постичь ее смысл, истоки, назначение, — непосредственно научить пониманию красоты не в состоянии. Умение замечать и переживать красоту называется эстетическим чувством, воспитывается оно путем непосредственного приобщения к прекрасному, к лучшим его образцам. Порой человек любуется красивым предметом, но не в силах объяснить, почему он красив. Эстетика как часть философии призвана дать самый общий взгляд на мир красоты. Решая эту задачу, она способствует развитию искусствознания, литературоведения, художественной критики. Проблема приобщения к прекрасному, постижения его роли особую значимость приобретает в современную эпоху, когда усиливаются конфронтация общества с природой, противоречие между глобальностью технического взлета и духовным развитием личности. Погружение в мир гармонии становится хрупким и зыбким, довольно редким состоянием человека, осознавшего свой собственный искусственный мир в потоке общечеловеческого хаоса:
Невозмутимый строй во всем, Созвучье полное в природе, Лишь в нашей призрачной свободе Разлад мы с нею сознаем. Откуда, как разлад возник? И отчего же в общем хоре Душа не то поет, что море, И ропщет мыслящий тростник? [27]
Хотя в исследовании прекрасного существует богатая традиция, однако ответы на многие вопросы, отражающие попытку понять специфику эстетического восприятия, остаются проблематичными. Еще З. Фрейд однажды заметил: «Польза прекрасного не слишком ясна, его культурная ценность тоже не очевидна… Эстетика как наука изучает условия постижения прекрасного; о природе и происхождении прекрасного она ничего не может сказать… К сожалению, и психоанализ может немногое уяснить в природе прекрасного»[28]. Трудность осмысления феномена красоты связана с двумя основными причинами: - во-первых, с тем, что «прекрасное подразумевает впечатление неизъяснимого, неописуемого, неизреченного»[29]; - во-вторых, эстетическое мировосприятие формируется под воздействием различных факторов: природных, социальных, метафизических, субъективных. Однако в этом соединении многообразного, в синтезе противоположных тенденций важно выявить сущность красоты, смысловую наполненность эстетических реалий. Обладают ли предметы и явления эстетическими свойствами? В какой мере феномен красоты детерминируется особенностями человеческого восприятия, законами социального развития? Какова степень метафизичности прекрасного? Исходя из ответов на эти вопросы в истории культуры сформировались основные парадигмы постижения прекрасного. Понятие «красота» выступает одним из смысловых узлов классической эстетики, центрируя на себе как онтологическую, так и гносео-этическую проблематику. Спецификой интерпретации красоты в философии классического типа является принципиально внеэмпирическое ее понимание и отнесение к трансцендентному началу. Заданный Платоном семантический вектор осмысления красоты практически определил становление истории классической философской парадигмы: красота неизменно рассматривалась как трансцендентный феномен, а феномен прекрасного в силу этого обретает характеристики нормативности. Под «прекрасным» европейская классика понимает «объект», соответствующий внеэмпирическому умопостигаемому канону. Однако в европейской культуре постепенно укоренялась и другая позиция по отношению к прекрасному, которое осознавалось как понятие сугубо субъективное. Неоднократно в рамках субъективизма умалчивается вопрос о критерии прекрасного, объективной его основе. Вспомним высказывание А. Винкельмана: «Красота — одна из величайших тайн природы, действие которой мы видим и чувствуем: но дать ясное представление о ее сущности, это предприятие, за которое брались многие, но всегда безуспешно»[30]. Не только субъективисты, — большинство художников, критиков, искусствоведов руководствуются своим собственным интуитивным представлением о красоте. При этом такое представление обычно возводится в Абсолют и считается непогрешимым. Классическим примером подобного подхода может быть следующая квалификация картины Тициана «Венера с зеркалом»: «Цветовые пятна «Венеры с зеркалом» Тициана красивы сами по себе. Красиво розовое пятно тела с его тончайшими цветовыми модуляциями. Красиво золото волос. Красив пурпур бархата. Красива голубая лента от колчана амура. Красиво и сочетание светлого, розового, золотисто-желтого, темного пурпура и голубого»[31]. Давая такую оценку картины, автор ни слова не говорит о своем критерии прекрасного. Однако несколько позднее он прямо заявляет, что такой критерий нам пока неизвестен, но что при его исследовании надо рассуждать так же, как, например, при выяснении причины оптической игры цвета в хрустале. Красота, действительно, подобна мифическому Протею или реальному хамелеону: как только ее пытаются «ухватить» с одного конца, — она тут же меняет свой облик, превращаясь в нечто другое, причем нередко противоположное исходному. Это дало повод Н. Гартману сформулировать следующим образом суждение о сложившейся за многие века ситуации. Спрашивая, «почему одно вызывает впечатление некрасивого, а другое — красивого», «мы желаем невозможного: с помощью разума…, т.е. с помощью понятий… постигнуть то, что постигается только эстетическим созерцанием»[32]. Характерно, однако, что это «бессилие» разума раскрыть сущность красоты объясняется, по Гартману, нашей неспособностью «проникнуть в тайну нахождения художественной формы»[33], т.е. создания и выбора выразительной умозрительной модели художественного образа.
|