Искусство как предмет эстетики
Уверенно сказать можно одно — красота открывается человеческому гению и воплощается в искусстве, где соединяются эстетико-чувственные порывы человека и власть красоты. В силу своей эмпирически-фактичной неопределимости, эстетическая реальность искусства может быть выражена лишь в феноменологическом плане, как событие всегда нового, непознанного смысла и тех бытийных обстоятельств, в которых этот смысл становится возможным. Традиция подобного, феноменологического понимания искусства сложилась уже в античном мире, когда были сформированы три понятия, раскрывающие искусство в форме триединства: «POIESIS — MIMESIS — TECHNE». POIES1S — выражает акт художественного действования, основанного на творческом вдохновении, выявляющем и создающим самый художественный предмет (художественно-эстетическую предметность), а не его подобие. По сути, здесь и начинается смыслообразование, обращенное к истине. MIMESIS — подражание-воспроизведение (как представление вещи), достоверность произведения, его законосообразность. TECHNE — ремесло, наука, хитрость, ловкость — то есть, изготовленность, завершенность произведения, его выраженность. Искусство как творческо-художественный феномен содержит все три указанных модуса в их неразрывности и синтетичности. Таким образом, искусство, порождая являющий его комплекс художественных произведений, одновременно созидает собственный мир — художественную культуру. Такой способ осуществления искусства устанавливает его две взаимодополняющие координаты, одна из которых связана с вопросом экзистенциального присутствия человека в искусстве (через художественную культуру). Вторая координата обусловливает направленность искусства как художественно-творческого процесса на истину, возможность ее явления для эстетического сознания. Эта проблема представлена как проблема философского осмысления искусства. Полифункциональность искусства
Первоначально назначение искусства понимали довольно узко. Вот, например, заключение Давида Юма: «Ничто так не совершенствует характер как изучение прекрасного в поэзии, красноречии, музыке или живописи. Эти искусства придают чувствованиям определенное изящество, которое чуждо остальному человечеству. Они пробуждают нежные, приятные эмоции. Они отвлекают дух от суеты всяческих дел и корыстных устремлений, влекут к размышлению, располагают к покою и вызывают приятную меланхолию, которая из всех состояний духа больше всего подходит для любви и дружбы». Но постепенно выработалось понимание того, что искусство выполняет многие функции, оно полифункционально. Важнейшие среди них: - аксиологическая функция является ведущей, ибо никакая наука не может так емко и убедительно аккумулировать и передавать мир ценностей социальной общности, по определению М.С. Кагана, искусство — это универсальная образная модель жизнедеятельности человечества; - коммуникативная — искусство является и полем, и объектом, и материалом коммуникации и общения людей, ибо выражает общезначимые смыслы и ценности жизни; - просветительская — выражается в распространении накопленного ценностного опыта, стандартов и способов жизни, искусство учит, как лучше жить, как с меньшими потерями решать жизненные проблемы; - воспитательная — одна из важнейших, потому что общество через искусство обеспечивает социализацию, приобщение людей, особенно молодежи, к формам и способам рекомендуемого, позитивного, нравственного поведения и решения жизненных проблем; - познавательная — искусство может служить источником информации, с помощью искусства мы действительно познаем мир, но это знание не обязательно является абсолютно точным и достоверным, поэтому данная функция не может считаться главной, и преувеличение ее роли чревато негативными последствиями, так как появляется соблазн сравнивать искусство с наукой; - эстетическая функция делает притягательным все, что создает нам искусство, придает ему такую форму, которая доставляет нам наслаждение от восприятия его, одновременно гармонизирует и оптимизирует наш мир; - прогностическая — искусство помогает осмыслить прошлое и, подобно зеркалу, разглядеть себя и свое будущее, выстраивает проект завтрашнего мира; - суггестивная функция — внушающая, заражающая эмоциями и настроениями, системой ценностей; - творческо-преобразовательная — получив опыт гармонизации человеческих отношений, мы преобразуем себя и перестраиваем мир по этому образцу; - компенсаторная — если же реальная жизнь не поддается преобразовательному воздействию в настоящий момент, то искусство позволяет пережить воображаемую гармонию социальных отношений. Интерпретация произведения искусства — сложная задача, поскольку настоящий его смысл есть совокупность всех исторических смыслов, для которых оно дает повод. Именно неразгаданность, тайна, загадка, метаморфоза художественного текста позволяют каждой новой эпохе «вбрасывать» в произведение свою онтологическую проблему. Таким образом, мир действительности не совпадает с сотворенным миром искусства: если предметам и образам реального мира приписывается безусловность и чувственная реальность, то их художественное воссоздание воспринимается как условность, созданная человеческой культурой. При этом существующая тонкая граница между символикой реальных и художественных явлений обращает пытливый взгляд и чувства человека к путешествию, не имеющему завершения — по извлечению глубинного духовного содержания художественного произведения, которое всегда значимо для формирования богатого жизненного мира человека, для преображения его культуры.
|