Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Категории эстетики





В настоящем разделе речь пойдет о категориях классической эстетики. Эстетические кате­гории — как наиболее общие понятия, определяют: 1) общечеловеческие значимые свойства действительности, выра­жающие разную степень освоенности обществом жизнен­ных явлений, а искусство как сферу свободного владения миром и освоения по законам красоты его эстетического богатства; 2) онтологию искусства (проблемы произве­дения и его социального бытия) как проявление эстетического смысла и эстетической ценности художествен­ного текста в процессе «диалога» жизненного и художе­ственного опыта автора с опытом реципиента (восприни­мающего читателя, зрителя или слушателя); 3) стадии художественного развития (проблемы художественного процесса) как эстетические ценности, развернутые в пространстве, а затем во времени (рождение историзма), а ныне хронотопически (в единстве времени и простран­ства).

Система эстетических категорий, предложенная Е.Г. Яковлевым,выглядит следующим образом:

1) эстетические категории, отражающие объектив­ные состояния (прекрасное, возвышенное, траги­ческое, комическое);

2) эстетические категории, отражающие духовно-практическое освоение мира (эстетический идеал, эстетический вкус, эстетическое чувство);

3) эстетические категории, отражающие мир субъек­та социально-духовной жизни (искусство, художе­ственный образ, творчество) [34].

Категории классической эстетики — это прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое.

Понятия могут отражать определенные стороны основных эстетических категорий (грациозное, например, одно из проявле­ний прекрасного) или характеризовать эстетические свойства жизни и искусства, не имеющие обобщающего значения на данном этапе развития. Между эстетическими понятиями и категориями нет непрохо­димых границ: первые могут перерастать во вторые. Когда то или иное эстетическое свойство в ведущих художественных явлениях эпохи выступает на первый план, эстетика выделяет его в особую эстетическую категорию. Так, развитие сентиментализма, а позже мелодрамы выдвинуло на первый план такое эстетическое свойство, как трогательность, и в эстетике началась разработка его как эсте­тической категории.

Эстетическое сознание — это одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его фор­мы, отражением действительности и ее оценкой с позиций эстетического идеала.

Струк­тура эстетического сознаниявключает в себя следую­щие элементы:

1. Эстетические чувства — это непосредственное эмо­циональное переживание человеком своего эстетическо­го отношения к действительности, закрепляемое эсте­тической деятельностью во всех ее видах, включая худо­жественное творчество.

2. Эстетический вкус — это способность к личностно­му переживанию эстетически значимых сторон действи­тельности и способность к вынесению эстетической оцен­ки воспринимаемого эстетического объекта. Другими словами, эстетический вкус — это способность человека по чувству удовольствия или неудовольствия дифферен­цированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве, различать эстетическое и неэстетическое, обнаруживать в явлениях черты траги­ческого и комического.

3. Эстетическое созерцание — это непосредственно-це­лостное видение явлений действительности под углом зрения эстетической установки субъекта.

4. Эстетическое восприятие — это вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и це­лостном восприятии произведений искусства как эсте­тической ценности, которое сопровождается эстетичес­ким переживанием.

5. Эстетическое суждение — это нетеоретическое выс­казывание об эстетической значимости предмета, со­держащее его оценку; один из способов положительного или отрицательного реагирования субъекта на эстети­ческие аспекты действительности и искусства.

6. Эстетические ценности — это особый класс ценно­стей, существующий наряду с ценностями утилитарны­ми, моральными и т.п. Своеобразие эстетических цен­ностей определяется специфическим характером эсте­тического отношения человека к действительности — не­посредственным, чувственно-духовным, бескорыстным восприятием, ориентированным на познание и оценку со­держательной формы, структуры, меры организован­ности и упорядоченности реальных объектов.

7. Эстетические взгляды — это относительная устой­чивая совокупность суждений, мнений и идей об эстети­ческих сторонах действительности и об искусстве.

8. Эстетический идеал — это обобщенное представле­ние о совершенстве в природе, обществе и искусстве, как единство действительного и должного.

9. Эстетическая оценка — это суждение об эстетичес­ких качествах явлений природы, общества, результатов творческой деятельности, произведений искусства.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 604. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия